Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:34, реферат
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности.
2. Бандурин А.В.,. Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации
3. Гарантуров В. Экономический риск. — М.: Дело и Сервис, 1999.
4. Лапуста М. Риски в предпринимательской деятельности. –М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Мескон М.Х.., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
Предпринимательство в России
В России становление и развитие предпринимательства имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление. В России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно, по сути, отсутствовали. Свободное предпринимательство, начиная с 1929 г. в России было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами.
Становление и развитие рыночной экономики в России изменило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социоструктурных образований. Речь идет о наемных работниках и работающих не по найму (91,4 % и 8,6 % соответственно в структуре занятого населения). Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной статистики, называется «работодателями». В 2005 г. эта группа составляла 894 тыс. человек, или 1,3 % всего занятого населения. За последние два года она выросла на 83 тыс. человек (0,1 %). Таким образом, российские предприниматели составляют немногим более 1 % активной части населения. В этой связи необходимо отметить, что в США доля владельцев частных компаний в общем числе занятых составляет около 12 %, что в два раза превышает предпринимательскую константу общества. Это двукратное превышение в сущности раскрывает основную причину богатства США.
В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии. На сегодняшний день производственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %. Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Расширение слоя предпринимателей предполагает появление людей, концентрирующих в своих руках большие денежные средства, причем в короткие сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере же производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры. В условиях быстрой либерализации экономики наблюдался взрывной рост финансового сектора и кризис производственного. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит — и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Сегодня почти не происходит миграции предпринимательских кадров, успевших продемонстрировать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.
Во многих странах предпринимательский талант активно используется в теневой, а не в легальной экономике.
В развитых странах главной причиной развития теневой экономики выступает крайне высокий уровень налогообложения (например, в странах Западной Европы на налоги уходит 40—50% ежемесячного заработка среднего гражданина). Здесь доля теневой экономики оценивается в 5—10 % ВВП. В развивающихся странах доля неформального сектора колеблется от 5 до 35 % ВВП и в нем работает от 1/4 до 2/3 занятого населения. В странах с переходной экономикой причиной образования теневого бизнеса является неспособность национального хозяйства обеспечить занятость населения. Опыт показывает, что чем глубже экономический спад, тем выше уровень теневой активности. Оценка параметров теневой экономики в России производится, в первую очередь, Роскомстатом и МВД. По данным МВД РФ, в начале 90-х гг. в теневой экономике производилось 10—11 % ВВП; в середине — 30—45 %, в конце 90-х гг. — около 50 %. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны 58—60 млн человек, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80 % совместных предприятий. Заметно меньшую оценку давал Госкомстат России. За первые годы реформ доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9—10 %, в середине 90-х гг. — 20 %, в конце — 25 %. По оценкам Госкомстата, в теневой экономике занято приблизительно 30 млн человек. На сегодняшний день оценки параметров теневой экономики Росстатом и МВД по-прежнему различаются в 1,33 раза (по данным Росстата, теневая экономика составляет около 30 % ВВП, а по данным МВД — более 40 %). Эта разница обусловлена тем, что Росстат в качестве теневой учитывает только скрытую и неформальную составляющую теневой экономики, в то время как МВД принимает во внимание и ее нелегальную составляющую. По некоторым данным, организованная преступность в той или иной мере контролирует 70 % коммерческих структур, свыше 40 тыс. хозяйственных объектов.
В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российском бизнесу является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий — в процессе текущей деятельности и почти все — в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета. По целому ряду серьезных экспертных оценок, от 30 до 50 % своей прибыли коммерческие структуры направляют на обеспечение «особых» отношений с представителями государственной власти. По данным Мирового банка, 40 % предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15 %, в азиатских — 30 %, в странах СНГ — 60 %. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.
Без создания экономических, политических, правовых и других условий для свободного предпринимательства России сложно будет выйти из глубокого экономического кризиса и войти в мировую экономику в качестве равноправного партнера. Предпринимательство должно выступить важнейшим фактором сначала остановки падения производства в стране, а затем его подъема, главным импульсом экономического роста. Страны с развитой рыночной экономикой ведут активную политику поддержки предпринимателей. В формировании благоприятной предпринимательской среды велика роль современного государства. Необходим механизм поддержки и развития предпринимательства. Под таким механизмом понимается совокупность норм и действий по обеспечению стабильных, непротиворечивых взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Эти нормы и действия должны дать возможность самостоятельно и прибыльно работать, конкурировать с другими структурами, выплачивать в государственный бюджет необходимые налоги, получать своевременную помощь от государственных организаций без вмешательства во внутренние дела предприятия.
6.3. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ
Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринимательство в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу более глубокого и качественного развития.
Если анализировать темп развития малых предприятий по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т.е. в 1991 — 1995 гг.
В 1995-2004 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06. 95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Максимальная численность малого предприятия снизилось с 200 до 100 человек (различна по отраслям).
Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности.
Из общего числа малых предприятий наибольшую долю (46,3%) составили предприятия торговли и общественного питания, значительно меньше их доля в строительстве (12,7%) и промышленности (13,4%), что признается отрицательным фактором.
Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создавать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сферы. Это закономерный процесс.
Картина распределения малых предприятий по отдельным федеральным округам довольно пестрая.
Согласно данным Госкомстата России (ныне Росстат) доля малых предприятий в их общей численности по отдельным федеральным округам за 2004 г. составила: Центральный федеральный округ — 36,2%; Северо-западный — 15,3; Южный — 1.0,6; Приволжский — 16,6; Уральский — 6,5; Сибирский — 10,1; Дальневосточный - 3,4%.
Аналогичная картина и по отдельным городам. Так, в Москве в 2004 г. функционировало 190,9 тыс. малых предприятий, или 21,4%, а в г. Санкт-Петербурге — 89,9 тыс. малых предприятий, или 10,1%, т. е. в этих городах сосредоточено 31,5% всех малых предприятий.
Исследованиями установлено, что такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны объясняется многими причинами, но основными из них являются:
уровень индустриального развития региона;
отношение региональных органов власти к развитию малого предпринимательства;
сложившиеся условия для развития малого предпринимательства;
численность населения в том или ином экономическом районе страны;
уровень развития инфраструктуры для нормального функционирования малого бизнеса и др.
Развитие малого предпринимательства в России проходило в довольно сложных экономических, социальных и политических условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.
Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.
На деятельность малого бизнеса оказывают воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие — в негативном плане; одни имеют значительное воздействие, другие - незначительное.
Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: законодательная база; налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.
К внутренним факторам относятся: организационно-правовая форма предприятия; менеджмент предприятия с его организационной структурой; экономический потенциал; мотивация труда работников и др.
Однако одним из главных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.
Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на предприятии.
На основе вышеупомянутого можно сделать вывод, что если бы в нашей стране за период 1990—2004 гг. были созданы нормальные условия для развития малого бизнеса и была обеспечена соответствующая поддержка со стороны государства, то уровень его развития был бы намного выше. По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем от развитых стран мира.
Малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, доля занятых на малых предприятиях – в 5-7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей в – 6-12 раз.
Это говорит о большом неиспользованном потенциале, который имеется в Российской Федерации для развития малого бизнеса и повышения его роли в экономике.
За десятилетний период малый бизнес в нашей стране развивался, в основном, стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его развитии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления.
К позитивным явлениям можно отнести:
несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей стране развивается, и с каждым годом роль и значение малого бизнеса становится все более весомым;
расширение границ проникновения малого бизнеса во все сферы общественного производства;
наблюдается тенденция развития малого бизнеса не только в количественном, но и в качественном плане.
Из особенностей развития малого бизнеса в России можно отметить следующие:
процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без недостаточного государственного вмешательства и государственного регулирования;
существенно возросла роль малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем, но она далека еще до максимального значения;
происходит криминализация малого бизнеса в Российской Федерации;
малый бизнес еще не заполнил все рыночные ниши, предоставленные ему средним и крупным капиталом;
малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и многие другие привлекательные сферы деятельности, где были созданы условия для получения большей прибыли. По мере развития малый бизнес будет проникать и в те сферы деятельности, где рентабельность намного меньше, чем в уже освоенных;
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России