Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:10, курсовая работа
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Казахстан в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в Казахстане…………………………………………………………………………..3
1.2.Исторические аспекты развития малогобизнеса…………….………….3
1.3.Необходимость разделения предприятий на крупные,средние и мелкие....................................................................................................................5
1.4.Критерии выделения малых предприятий………………………………5
1.5.Виды малых предприятий………………………………………………..7
1.6.Правовые основы малого бизнеса……………………………………….8
1.7.Особенности и функции малого предприятия…………………………..9
1.8.Сфера деятельности малых предприятий………………………………10
2.Проблемы развития малого бизнеса в Казахстане на современном этапе и пути их решения…………………………….…………………………………14
2.1.Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике Казахстана………………………………………………………………………….14
2.2.Основные проблемы малого бизнеса…………….……………………..17
3.Государственная поддержка малого бизнеса…………………………….20
3.1.Государственная поддержка малого бизнеса………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………….26
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.
Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.
Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.
Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.
Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.
Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком.
Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.
2.Современные проблемы развития малого бизнеса в Казахстане и пути их решения
2.1.Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.*
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный спад числа малых предприятий на территории РК, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в Казахстане действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в таблице 1.
Распределение числа малых предприятий РК по отраслям экономики в 1996 - 1999гг.
Предприятия | 1.01.96 г. | 1.01.97 г. | 1.01.98 г. | 1.01.99 г. | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Всего | 877,3 | 100,0 | 828,0 | 100,0 | 861,1 | 100,0 | 868,0 | 100,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленные | 128,5 | 14,65 | 129,3 | 15,62 | 135,2 | 15,7 | 136,1 | 15,7 |
Строительные | 145,5 | 16,58 | 137,0 | 16,54 | 136,1 | 15,8 | 137,5 | 15,8 |
Торговли и общепита | 374,6 | 42,70 | 353,1 | 42,65 | 386,3 | 44,5 | 386,1 | 44,5 |
Коммерческие | 42,4 | 4,83 | 35,0 | 4,23 | 34,4 | 4,0 | 35,2 | 4,0 |
Науки и научного обслуживания | 48,8 | 5,56 | 46,0 | 5,55 | 38,74 | 4,5 | 38,8 | 4,5 |
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам Казахстана на конец 1998 г. представлена в таблице 2.
Предприятия, указанные в таблицах, официально зарегистрированы. Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики Казахстана составила 12,1% (в 1997 г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).
По сравнению с предыдущим годом среднесписочная численность работников всех малых предприятий в 1998 г. уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий по отраслям экономики характеризуется данными, представленными в таблице 2.
Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РК по отраслям экономики в 1998 г.
| 1998 г. | ||
Тыс. человек | В % к итогу | В % К 1997 | |
Всего | 6207,8 | 100,0 | 95,3 |
Промышленность | 1357,6 | 21,9 | 90,8 |
Сельское хозяйство | 138,7 | 2,2 | 87,7 |
Транспорт | 177,3 | 2,9 | 81,4 |
Строительство | 1344,9 | 21,7 | 85,7 |
Торговля и общественное питание | 2202,9 | 35,5 | 106,6 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 193,6 | 3,1 | 118,8 |
Окончание таблицы 3
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 92,3 | 1,5 | 76,5 |
Наука и научное обслуживание | 146,3 | 2,4 | 83,9 |
В 1998 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых предприятий составляла 816,5 тенге (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 тенге). Следует отметить также, что общим для всех экономических районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.
Информация о работе Проблемы становления и развития малого предприятия РК