Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:09, контрольная работа
Каждому этапу развития общества соответствует определенный способ производства. Способ производства определяется как слагаемое производительных сил и производственных отношений. Рассмотрим структуру производительных сил. Основными элементами в структуре производительных сил во все исторические эпохи выступают "простые моменты процесса труда", а именно: "целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда". Основу всей системы производительных сил образует живое взаимодействие этих моментов в процессе самого производства.
Введение……………………………………………………………………….
1. Понятие производственных отношений…………………………………..
2. Производительные силы: понятие, сущность, основные элементы……..
3. Диалектика производительных и сил производственных отношений……
4. Формационный и цивилизационный подходы к развитию человеческого общества………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………
Средства труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи.
Состав
средств труда весьма разнообразен
и меняется от эпохи к эпохе. Главными
их элементами являются орудия труда,
техника и постоянно
Производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие.
С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством.
Процесс
труда всегда имел кооперативную
основу, т.к. люди могли и могут
эффективно производить только постоянно
взаимодействуя в труде. Однако, эффективность
кооперации всецело зависит от степени
разделения труда и развития обмена
деятельностью, т.е. от индивидуализации
и специализации
Разделение
и кооперация общественных производительных
сил способствует развитию материального
производства и общества и таким
образом становится важной производительной
силой. Организация и управление
развитием ПС так же становится производительной
силой, если они всесторонне учитывают
разделение (дифференциацию) и обобществление
(интеграцию) труда в соответствии
с закономерностями развития общественного
производства. Через управление и
организацию осуществляется непосредственно
связь производительных сил и
производственных отношений, а сами
они, входя в систему
Диалектика производительных и сил производственных отношений.
Позволяя
проникать в глубинные
Маркс подчеркнул, что производительные силы и общественные отношения являются различными сторонами развития общественного индивида. Ведь на самом деле взаимоотношения между производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой, являются вместе с тем взаимоотношениями между материальной производственной деятельностью и тем самым практической работой производителей определённого типа, с одной стороны, и общественными формами этой деятельности, социальными условиями развития данного типа производителей – с другой. Закон развития производительных сил и производственных отношений представляет собой не какой-то мистический механизм, который независимо от жизни людей со слепой, фатальной необходимостью, подобно потоку, проносится мимо них и на который остаётся только безучастно взирать. Изучая этот закон и его действие в определенных условиях, мы, напротив, как раз и вскрываем полный противоречий решающий реальный процесс, в ходе которого сами люди – осознают они это или нет – формируют свою историю, свой собственный способ труда и жизни и тем самым самих себя. Развитие производительных сил и производственных отношений служит наиболее убедительным подтверждением того, что имел в виду Маркс, говоря, что люди сами делают свою историю, но что они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.
Производительные силы существуют и развиваются, не в отрыве от человеческой деятельности. Люди сами создают, совершенствуют и используют свои средства и предметы труда, овеществляя свою творческую энергию. Только человеческая деятельность превращает средства производства в производительные силы.
Человек, его рабочая сила как совокупность всех его физических и духовных способностей – главная производительная сила на любой ступени исторического развития во всяком обществе. Люди устанавливают их сами, действуя сообща в производстве своей жизни. Производственные отношения – это взаимоотношения людей в процессе материального производства. В процессе производства и воспроизводства материальных благ люди воспроизводят и свои производственные отношения, сознают они этого или нет, причем вместе с этими материальными отношениями они создают реальный экономический базис соответствующих политических, юридических, государственных учреждений и соответствующих форм сознания.
Однако нельзя забывать, что каждое новое поколение застаёт определенные, исторически данные, материальные условия своей жизни. Оно наследует материальные производительные силы и производственные отношения на определенной ступени их развития, являющиеся результатом деятельности прошлых поколений. То, что производительные силы и производственные отношения представляют собой результаты деятельности людей, - это лишь один аспект проблемы. Другой заключается в том, что производительные силы и производственные отношения – это готовые исторические предпосылки деятельности каждого нового поколения. На первых порах людям всегда приходится действовать в условиях, которые полностью независимы от них и которые им даны заранее. Они вынуждены исходить из этих условий, учитывать в процессе производства, воспроизводить их и развивать дальше. Таким образом, историческая деятельность и возможности людей определяются материально данными производительными силами и производственными отношениями. Вместе с тем эта деятельность, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе "Немецкая идеология" в этой связи пишут, что, согласно материалистическому пониманию истории, "каждая ее ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определенное развитие, особый характер. Эта концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде "субстанции" и в виде "сущности человека"…''
Таким образом, правильное понимание производительных сил и производственных отношений выявляет противоположность между последовательным материализмом и идеализмом в понимании истории, в вопросе о сущности развитии человека. Нет человеческой "сущности" и человеческого развития, независимых от развития производительных сил и производственных отношений. Действительные индивиды – это действующие индивиды, и их деятельность определяется в первую очередь развитием производительных сил и производственных отношений, которые, с одной стороны, индивиды застают материально данными, а с другой стороны, которые они сами формируют. Тот или иной способ производства есть вместе с тем определенный способ трудовой деятельности и жизни индивидов, определенный характер выражения их жизни.
Если историческое развитие человеческой индивидуальности и духовных сил человека рассматривать с учетом положений, которые дает нам знание закона развития производительных сил и производственных отношений, то станет ясным также, почему это развитие в прошлом происходило столь противоречиво, со столь многими отступлениями и часто приводило к конфликтам и катастрофам.
До тех пор пока производственные отношения остаются отношениями эксплуатации трудящихся классов господствующими классами, всякий прогресс в области производительных сил и общего развития сущностных сил человека имеет своим следствием ухудшением положения трудящихся и всегда связан с неудачами, страданиями и лишениями. Однако это не означает, что для положения трудящихся безразлично, будут ли искусственно сохранены устаревшие производственные отношения, ставшие тормозом развития производительных сил, и господство реакционного класса или же победит новый способ производства, который даст возможность широкому и быстрому развитию производительных сил. Рабочий класс в таком случае выступает за установление нового, более прогрессивного способа производства хотя бы уже потому, что благодаря этому создаются лучшие общественные условия для организации пролетарской классово борьбы и проведения рабочим классом политики союза с другими слоями, способствующей переходу к социалистическому преобразованию общества.
Эксплуатация и связанные с ней противоречивые формы прогресса на протяжении длительного исторического периода, от конца бесклассового первобытного общества до зарождения условий для коммунистического преобразования общественной жизни, были необходимостью, без которой не могло бы быть никакого дальнейшего развития производительных сил. Только таким образом были в конце концов созданы предпосылки для коммунистического способа производства, в условиях которого производительные силы и производственные отношения развиваются сознательно и планомерно в целях неуклонного повышения материального благосостояния и культурного уровня трудящихся и всестороннего развития их личности. Как отмечал К. Маркс, "развитие способностей рода "человек", хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов, разрушит этот антагонизм и совпадает с развитием каждого отдельного индивида; что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивиды приносятся в жертву.
Формационный и цивилизационный подходы к развитию человеческого общества.
Рассмотрим два основных подхода к развитию общества - формационный и цивилизационный.
В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит все человечество.
ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. ОЭФ = способ производства (=базис) + соответствующая ему надстройка (=политическая структура + духовная сфера общества). Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы = средства производства + рабочая сила. Согласно этому подходу, движущей силой исторического развития являются противоречия между динамичными, постоянно развивающимися производительными силами и не склонными к изменениям производственными отношениями. Противоречия приводят к социальной революции. Происходит слом старого базиса (старые производственные отношения заменяются новыми) и переход к новой ступени общественного развития - к новой ОЭФ.
Высшая ступень развития общества в данном подходе– коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: «От каждого - по способностям, каждому – по потребностям». Всего К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм).
Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема пяти ОЭФ; она не применима к восточным странам.
Достоинства: - выделено то общее, что было в историческом развитии различных народов, история человеческого общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран.
Внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.
Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций, как и сторонники формационного подхода, выделяют определенные ступени цивилизации: традиционную, индустриальную и информационную или постиндустриальную цивилизации. Отличие данного подхода от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.