Пути снижения себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:22, курсовая работа

Описание

Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремиться извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами.

Изучение себестоимости продукции имеет большое значение для предпринимательской деятельности организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

1.1 Себестоимость: сущность, виды, структура, значение. 3

1.2 Планирование себестоимости продукции 7

1.3 Анализ и влияние себестоимости на финансовые результаты предприятия 10

1.4 Пути снижения себестоимости продукции 12

2.РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 76.69 Кб (Скачать документ)

Таким образом,  снижение себестоимости одинаково выгодно всей - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. А значит, усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Актуальность  снижения себестоимости продукции  усиливается с возрастанием объемов  производства. Каждый процент снимания себестоимости обеспечивает при  этом все возрастающую сумму экономии. С выходом России из экономического кризиса  и дальнейшим её динамичным развитием эта проблема станет первостепенной. Во всем вышеизложенном заключается важность и народнохозяйственная значимость снижения себестоимости продукции.

В стратегии  развития России на 2001 – 2010 годы обращено особое внимание на снижение себестоимости продукции на основе ресурсосбережения и эффективного менеджмента.

1.2 Планирование себестоимости продукции

Основной целью  планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся  резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных  накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и  живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Плановая себестоимость  определяется путем технико-экономических  расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции  и каждого вида изделий. В зависимости  от характера производства применяется  ряд показателей, характеризующих  себестоимость продукции.

При выпуске  одного вида продукции себестоимость  единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции  в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции и  затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную  смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных  изделий.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.

Допустим, что  из государственного планового задания  по объему реализованной продукции  составляет 4,35 млрд. руб., а стоимость  этой продукции в оптовых ценах - 5 млрд. руб. Следовательно, задание  по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции  составит 87 коп. (4,35 / 5).

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень  снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит  как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых  цен, ассортимента и качества продукции.

В плане затраты  рассчитываются на плановый объем и  ассортимент продукции, но фактический  ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

План по себестоимости  промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

Установление  общих, единых для всех предприятий  правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

Некоторые расходы  хотя и учитываются в фактических  затратах на производство, однако в  силу их особого характера также  не могут включаться в плановую себестоимость  продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак (потери от брака планируются только лишь в литейных, термических, вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных производствах, а также в особо сложных производствах новейшей техники в минимальных размерах по нормам, устанавливаемым вышестоящей организацией).

Плановая себестоимость  продукции определяется путем соответствующих  расчетов технико-экономических факторов. Методическими указаниями по разработке 11-ого пятилетнего плана определен  следующий типовой перечень технико-экономических  факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

  • повышение технического уровня производства;
  • улучшение организации производства и труда;
  • изменение объема, структуры и размещения производства;
  • улучшение использования природных ресурсов;
  • развитие производства.

В плане по себестоимости  продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции  имеются следующие показатели:

  • себестоимость отдельных видов продукции
  • себестоимость товарной продукции
  • снижение себестоимости сравнимой продукции.

Определение плановой себестоимости отдельных видов  продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.

Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного  года изменений цен на материалы  и тарифов на перевозки и энергию.

Вся товарная продукция  при планировании и учете себестоимости  на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

В плане предприятия  определяется задание по снижению себестоимости  сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости  продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана  и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости  сравнимой продукции.

Для определения  задания по снижению себестоимости  сравнимой товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции  и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции  в оптовых ценах.

1.3 Анализ и влияние себестоимости на финансовые результаты предприятия

          Задачами анализа себестоимости продукции являются:

  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

      Схема формирования и анализа показателей  и факторов себестоимости

      Анализ  себестоимости продукции направлен  на выявление возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта  продукции. Изучение себестоимости  продукции позволяет дать более  правильную оценку уровню показателей  прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

      В системе показателей экономической  эффективности производства в отраслях материального производства планируются  и анализируются такие показатели, как производство продукции на 1 денежную ед. затрат, а также снижение затрат на 1 денежную ед. продукции (работ).

      При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции  рассчитывают экономию по следующим  группам факторов:

    • Повышение технического уровня производства;
    • Улучшение организации производства и труда;
    • Изменение объема, структуры и размещения производства;
    • Улучшение использования природных ресурсов;
    • Развитие производства.

      Важным  разделом управления себестоимостью продукции  является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый  анализ должен ответить на вопрос, продавать  ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с  ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами  или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя, по относительно низкой цене. Второй путь требует решения, проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.

      По  этому признаку все расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с объемом продукции), полупеременные, полупостоянные (остающиеся постоянными  до определенных пределов роста объема продукции) и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода). Все  четыре группы расходов в бухгалтерии  подразделяются на условно-переменные и постоянные. Первые составляют технологическую себестоимость продукции и учитываются как прямые расходы. Переменные и постоянные расходы классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы хозяйственной активности, связанной с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация) оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (реклама, научные разработки и пр.).

      При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют  точку преломления убытков и  прибыли, или порог рентабельности. Эта точка характеризует продажную  выручку, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли. Метод прямого  вычисления себестоимости (директ-костинг) основан на вычитании из продажной выручки прямых расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ-костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельной прибыли (маржинальной прибыли), которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности.

      Применение  расчета себестоимости по переменным расходам дает возможность избежать сложных вычислений постоянных расходов, сравнить продажную выручку и  предельную прибыль, списать все  периодические расходы на реализованные  товары и оценить товарные остатки  на складах по переменным расходам. Последнее обстоятельство позволяет  перевести возможный риск от непродажи товаров на текущий год, уменьшив прибыль и, как следствие, налоги.

1.4 Пути снижения себестоимости продукции

 Решающим  условием снижения себестоимости  служит непрерывный технический  прогресс. Внедрение новой техники,  комплексная механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

Информация о работе Пути снижения себестоимости