Расчет прибыли и рентабельности на примере ООО «Экос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой: изучение строения и расчета прибыли, определение влияния различных факторов на максимизацию прибыли. Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда задач:
1) изучение содержания и состава показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2) определение факторов, влияющих на изменение изучаемых показателей;
3) исследование взаимосвязи финансовых результатов в целях оптимизации основной деятельности предприятия.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1.Основные направления в планировании прибыли коммерческой организации--------5
1.1 Сущность прибыли, её виды и функции
1.2 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия--16
1.3 Распределение прибыли и направления её использования------------------18
1.4 Понятие рентабельности, методы расчёта---------------------------------------23
1.5. Планирование прибыли-------------------------------------------------------------29
2.Расчет прибыли и рентабельности на примере ООО «Экос»------------------35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Экос»
2.2 Расчёт прибыли организации и оценка факторов, влияющих на неё------37
2.3 Динамика балансовой прибыли----------------------------------------------------42
2.4 Расчёт и оценка рентабельности организации и факторов, влияющих на неё-----43
2.5 Пути повышения прибыли и рентабельности----------------------------------45
Заключение---------------------------------------------------------------------------------48
Список литературы----------------------------------------------------------------------51

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2011г..docx

— 179.14 Кб (Скачать документ)

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к  установлению оптимального соотношения  между фондом накопления и потребления  с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального  развития, а также материального  поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

В случаях  утаивания прибыли от налогообложения  или взносов во внебюджетные фонды  также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0,

где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли; ΔПч – приращение суммы чистой прибыли; К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают  влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень  его влияния рассчитывается по формуле:

ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1 , где

ΔФн (К) –  приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений; К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления); Пч1 – чистая прибыль за отчетный период. 

 

1.3 Распределение  прибыли и направления её использования

 

Планирование  распределения прибыли осуществляется в два этапа. На первом определяется потребность в прибыли по следующим  направлениям ее использования:

а) для  финансирования развития материально-технической  базы предприятия -авансирования основного  капитала. Потребность в прибыли  по этому направлению определяется на основе экспертной оценки потребности  в модернизации оборудования с учетом других источников финансирования, но не менее 10 % чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (по действующему порядку распределения прибыли);

б) для финансирования прироста собственных оборотных фондов - авансирование собственного оборотного капитала. Расчет потребности в дополнительных оборотных средствах можно произвести методом технико-экономических расчетов или методом прямого счета на основании данных о наличии оборотных средств на начало планового периода, прогнозных темпов роста объема товарооборота, с учетом изменения участия собственных средств в оплате товаров и доли кредитуемого товарооборота в его общей величине. По действующему порядку на пополнение собственных оборотных средств должно быть направлено не менее 40 % чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

в) для  создания финансовых резервов. Потребность  в финансовых резервах определяется двумя способами: или как определенный процент от чистой прибыли, оговоренный в учредительных документах, или исходя из потребности в финансах в связи с ростом и расширением деятельности предприятия.

г) для  погашения долгосрочных и среднесрочных  кредитов банка и уплаты процентов  по ним. Потребность в этих ресурсах определяется договором и условиями  получения и погашения этих кредитов;

д) для  погашения прочих видов кредитных  обязательств, предприятия (облигации) и уплата процентов по ним;

е) использование  прибыли для приобретения кредитных  обязательств, акций других предприятий  определяется в основном экспертным путем с учетом выбранных целевых  установок в развитии предприятия (перелив капитала в другие виды экономики, расширение рынка сбыта  и др.);

ё) для  финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов и других горизонтальных структур, членом которых является данное предприятие. Потребность в  прибыли для этих целей определяется договором и уставом всех этих структур, либо в процентах от полученной прибыли или объема товарооборота, либо в абсолютной сумме;

ж) для  обеспечения социального развития предприятия и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости. Повышение материальной заинтересованности работников возможно путем внедрения  принципа «участия» в прибыли;

з) для обеспечения выполнения налоговых обязательств перед государством;

и) для  выплаты дивидендов (если такие расходы  предусмотрены учредительными документами). Экономической основой выплаты  дивидендов по акциям и облигациям, кроме акций акционерного общества, является то, что их владельцы выступают  кредиторами предприятия и должны получить определенную часть прибыли  в виде дивидендов, которая соответствует  цене заемного капитала на рынке факторов производства (нижний предел) или равна дополнительной прибыли, полученной предприятием-заемщиком от использования дополнительного капитала в планируемом периоде пропорционально доле акционерного капитала в общем объеме используемых средств (верхний предел).

На втором этапе сравнивается сумма потребности  в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями  предприятия по ее получению.

Общая сумма  потребности в прибыли по основным вышеперечисленным направлениям ее использования представляет собой  один из вариантов величины целевой  прибыли предприятия.

Окончательные решения по планируемым направлениям использования прибыли принимаются  после утверждения плана прибыли  с учетом возможностей ее получения.

Каждое  предприятие ежегодно составляет плановые сметы и сметы фактического использования  фонда накопления и фонда потребления. В каждой из этих смет показывается находящийся остаток средств, поступление  средств в отчетном году, расходы  по конкретным направлениям, остаток  средств на начало будущего периода. Фактическое исполнение сметы расчитывается  на прямое соответствие плановым разработкам  и оценивается целесообразность произведенных расходов.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.

Схемы распределения  чистой прибыли:

предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП,

где ЧП –  чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления;

товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,

где ПР - прибыль, распределенная между учредителями.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

Фонд  накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:

  1. списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);
  2. распределения его между юридическими лицами – учредителями;
  3. погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

Фонд  потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

  • суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);
  • доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;
  • суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

 

1.4 Понятие рентабельности, методы расчёта

 

Сумма прибыли  не показывает уровень эффективности  работы предприятия, поэтому используют ее относительный показатель, который  выражается в процентах и называется рентабельностью.

Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций  и группируются в соответствии с  интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный  показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки  от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность  может исчисляться по-разному. На протяжении последних 25 лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли  к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и  материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних  условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был  воздействовать на увеличение выпуска  продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение  использования последних.

Однако, как показал прошедший период, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее данный показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли  к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. При этом рассуждают так, что поскольку в процессе производства принимают участие как средства труда, так и предметы труда, постольку чем больше «съем» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем лучше и эффективнее работает предприятие и наоборот.

Данный  показатель рентабельности исчисляется  по формуле:

 

                П

 Р = ---------------------------- * 100 %,

         ОФ + НОС

 

где Р - уровень  рентабельности производства, %;

П - сумма  валовой прибыли, руб.;

ОФ - среднегодовая  стоимость основных производственных фондов, руб;

НОС - среднегодовая  стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.

Кроме рентабельности производства в процессе исследования предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый  как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости  этой продукции.

Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых  видов продукции и снятии с  производства неэффективных изделий.

Показатели  рентабельности можно объединить в  следующие группы:

  1. Показатели рентабельности капитала (активов).
  2. Показатели рентабельности продукции.
  3. Показатели, на основе потоков наличных денежных средств.

Первая  группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли  к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными  являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства +долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Информация о работе Расчет прибыли и рентабельности на примере ООО «Экос»