Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 18:32, курсовая работа
Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его применения в экономике
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике
1.3. Основные тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах (развитие малого предпринимательства в США)
1.4 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России
Глава 4. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Поскольку любая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в не проверенные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.
Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.
Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?
Малый бизнес может дать экономике:
необходимую насыщенность и мобильность рынка;
тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
ускорение процесса внедрения новых технологий;
среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
глубокую специализацию и кооперацию;
среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.
Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.
Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.
Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.
В
современной учебной и научной
литературе проблема предпринимательства
рассматривается в узких
Схематично
это показано на рис.1.
Рис.1. Две
основные формы предпринимательства.
Частное Государственное
Общие предпринимательские
принципы
Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это производные от двух указанных форм.
Однако наиболее важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
В ходе целого ряда развернутых социологических исследований раскрываются особенности и специфические черты российского малого предпринимательства.
В
ходе анализа предпринимательского
потенциала рассмотрена трансформация
отношения населения к
Проведенные исследования выявили и тот факт, что российское малое предпринимательство обретает все больше черт, характерных для цивилизованной рыночной системы хозяйствования. Так, в отличие от ранних лет российской системной трансформации в настоящее время личное знакомство с партнером не является предпосылкой ведения бизнеса. Напротив, личное знакомство возникает лишь в ходе возобновляющихся, длительное время повторяющихся успешных трансакций.
Но
все же не стоит проводить прямые
параллели между
Было
проведено социологическое
Целью исследования было выявление масштабов и глубины регулирующего воздействия государственных органов власти на деятельность предпринимательских структур и оценка всей совокупности проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены.
Анализ
показал, что предприниматели
Рис.2.
Оценка предпринимателями
1 – торговля; 2 – бытовые услуги; 3 – автомобильный транспорт; 4 – строительство; 5 – промышленность; 6 – средний показатель.
Ряд 1 – благоприятная для развития производства;
Ряд 2 – не стимулирует никаких изменений;
Ряд 3 – тормозит развитию бизнеса;
Ряд 4 –
затрудняюсь ответить.
Экономическая ситуация, на взгляд большинства, не стимулирует никаких изменений и даже тормозит развитие бизнеса. Бизнесмены из сфер строительства и промышленности в своих суждениях по данному вопросу более оптимистичны.
Предприниматели преимущественно негативно оценили влияние федеральных, краевых и муниципальных органов власти на развитие бизнеса (рис.1.5).
Особенно
это касается федерального уровня:
61,4% респондентов дали отрицательные
оценки. В адрес краевой и
Рис.3. Оценка
предпринимателями
1 –
нет; 2 – скорее нет; 3 – да; 4 –
скорее да; 5 – неопределенность.
Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Из-за этого формируется средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.
Экономики России и ФРГ тесно взаимосвязаны. Германия в течение длительного времени является ценным инвестором и торговым партнером N 1 для России. В свою очередь, наша страна занимает в торговом обороте ФРГ 13-е место. На территории РФ в 2007 г работают 4500 немецких предприятий, из них 4200 представляют средний бизнес. Проблемы и возможности этого сектора экономики обсуждали участники конференции "Россия - Германия. Средний бизнес: новые перспективы торгового и экономического сотрудничества".
Организаторами
мероприятия выступили