Реализация региональной политики в Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание

Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны.

Содержание

Введение.
1. Наследие СССР в области региональной политики.
1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.
1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.
1.3. Региональные особенности кризисной экономики.
2. Перспективы региональной политики в Российской Федерации.
2.1. Регионализация и интеграция регионов.
2.2. Модели реформ в области региональной политики.
2.3. Новая стратегия территориального развития РФ.
3. Реализация региональной политики в Самарской области.
3.1. Состояние экономики Самарской области.
3.2. Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение. 

  1. Наследие  СССР в области  региональной политики.

1.1.  Причины и последствия распада  СССР для региональной политики.

1.2.  Дифференциация регионов Российской  Федерации.

1.3.  Региональные особенности кризисной  экономики. 

  1. Перспективы региональной политики в Российской Федерации.
    1. Регионализация и интеграция регионов.
    2. Модели реформ в области региональной политики.

2.3.  Новая стратегия территориального  развития РФ. 

3. Реализация региональной  политики в Самарской  области.

    1. Состояние экономики Самарской области.
    2. Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области.
 

Заключение.

 

Введение 

    Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с  их конкретными интересами, а также  методы, средства и институты, с помощью  который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и  действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в  структуре меж- и внутрирегиональных связей.

    Региональная  политика - это целостное и самодостаточное  звено политической основы общества, без которого последнее, а также  каждый человек в отдельности  и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

    Всякая  политика хороша настолько, насколько  ей удается поддерживать баланс различных  интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой  достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

  Объединительной идеей и государственной, и местной  региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений

  Региональная  политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны.

 

   2. НАСЛЕДИЕ СССР  В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ 

  1.1.  Причины и последствия  распада СССР для  региональной политики

  За  несколько последних десятилетий  региональная политика государства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить отраслевой метод планирования с практически полным отстранением регионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом государственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион.

  Было  бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

  В течение веков Россия представляла собой не просто государство, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным национальным возрождением народов.

  Во  многом насильственная дезинтеграция  СССР привела:

  1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного;

  2) возникновению в новых суверенных странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;

  3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

  4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

  5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов »;

  6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т.п.

  1.2.  Дифференциация регионов  Российской Федерации

  Быстрый переход от административно-плановой к рыночной экономике в любой  из стран, выбравших этот путь, всегда приводил к социально-экономическим потрясениям различной продолжительности. В России данный переходный процесс усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. По этой причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов1.

  К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке). Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными. К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство — объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде.

  Преимущества  перехода к новым экономическим  условиям сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации.

  Многие  региональные напряженности в экономике  переходного периода являются проявлением  противоречия между инерционностью размещения материальных элементов  национального богатства (природных  ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей  динамичностью экономических условий  производства, труда, жизнеобеспечения. По этой причине возникают диспропорции между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства; между размещением производителей и потребителей. Острота региональных проблем усиливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в регионах препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из стагнирующих или реконструируемых крупных предприятий.

  Вследствие  наложения друг на друга исторически  сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая  часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные2.

  К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в  силу ряда причин хронически отстают  от среднероссийского уровня. В эту  категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

  Депрессивные  регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

  К экологически опасным относятся  регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

  В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

  1.3.  Региональные особенности  кризиса экономики

  Экономический кризис в РФ в начале 1990-х гг. охватил  все регионы без исключения. Его  основными признаками являются падение  объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные явления в Российской Федерации имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад производства и соответственно безработица — в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря государственных заказов), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и снижение покупательского спроса). Инфляционный взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов), и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север :: Дальний Восток). В стране из-за больших расстояний и удорожания транспорта различия между региональными рынками товаров, капитала и труда сглаживаются относительно медленно. Поэтому выход из кризиса также будет неравномерным.

  Формирование  новых экономических отношений  в РФ сочетается с переходом от прежнего унитарного (по существу) государства  к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром  и регионами, в том числе в  экономической сфере: распределение  государственной собственности, налогов, финансовых трансфертов и т.д. Процесс  разделения предметов ведения, функций, полномочий между федеральной властью, субъектами РФ и местным самоуправлением пока не смог преодолеть правовую асимметрию (неравные права субъектов РФ: республик, краев и областей, автономных округов) и сопровождается нарушениями иерархии законов, вспышками сепаратизма, межэтническими напряжениями.

  Своеобразие и драматизм региональных проблем  России в 1990-х гг. определяются происходящими трансформациями экономической и политической систем. Наибольшее влияние оказывают пять переходных процессов3:

Информация о работе Реализация региональной политики в Самарской области