Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны.
Введение.
1. Наследие СССР в области региональной политики.
1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики.
1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации.
1.3. Региональные особенности кризисной экономики.
2. Перспективы региональной политики в Российской Федерации.
2.1. Регионализация и интеграция регионов.
2.2. Модели реформ в области региональной политики.
2.3. Новая стратегия территориального развития РФ.
3. Реализация региональной политики в Самарской области.
3.1. Состояние экономики Самарской области.
3.2. Перспективы реализации проекта ТАСИС в Самарской области.
Заключение.
• формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;
• демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;
• открытие национальной экономики для внешнего рынка;
• длительный экономический кризис;
• изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений «центра» и регионов.
Распад СССР радикально изменил геополитическое и геоэкономическое положение Российской Федерации в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили РФ от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном и Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР (товарообмен упал в 3-4 раза), и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с «дальним» зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд и др.).
Возникли новые приграничные регионы (26 субъектов РФ) с их специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными проблемами. В Россию хлынул поток переселенцев, в основном русскоязычных, которых необходимо было размещать и обустраивать, по возможности с меньшими социальными и экономическими издержками (всего за 1992-1997 гг. в РФ прибыло из ближнего зарубежья около 5 млн чел.)
Либерализация
внешнеэкономической
Просто
критиковать прежнюю
2.2. Регионализация и дезинтеграция
В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др4.
Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации — Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.
Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.
2.2. Модели реформ
В последние 3—4 года региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики.
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.
Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:
осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);
ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности;
завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т. п.);
сохранение
существенных элементов административно-
Существует
также в современной
• привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляемой путем разрешения макроэкономических проблем страны;
• выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики;
• поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов;
• способствуя деятельности региональных органов и руководителей в рамках существующих ограничений путем разработки законодательных и институциональных рекомендаций, позволяющих компенсировать или уменьшить пагубный эффект макроэкономических ограничительных факторов;
• способствуя принятию региональными органами власти методов стратегии развития, основанных на партнерстве с региональными государственными и негосударственными участниками экономических процессов, а также на точной и конкретной формулировке целей, а не на поддержке интересов секторального развития, лоббируемых представителями той или иной отрасли, что слишком часто используется сегодня.
2.3. Новая стратегия территориального развития Российской Федерации
XX в. оставляет экономическое пространство России сильно неоднородным и дезинтегрированным, со множеством внутренних деформаций. Не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем. Перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества. Для этого требуется приступить к осуществлению новой стратегии территориального социально-экономического развития, рассчитанной как минимум на первую четверть XXI в.
Стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных проблем. С этой точки зрения особенно ценен опыт Европы, опережающей нашу страну по процессам эволюции экономического пространства.
Главными задачами стратегии территориального развития страны, по нашему мнению, должны стать:
• укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффективного сотрудничества с сопредельными странами и их региональными группировками;
• обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного, производственно-технического потенциалов, конкурентных преимуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;
• сближение регионов по уровню экономического и социального развития, главным образом путем стимулирования экономического потенциала отставших регионов.
Для
осуществления стратегии
Временной горизонт стратегии должен вместить в себя три этапа:
завершение переходного периода;
осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования, здравоохранения, природопользования и экологии;
выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития.
Задачами
первого этапа являются ускоренное
преодоление последствий
В стратегии должен присутствовать национальный уровень, межрегиональный уровень (решение крупных межрегиональных проблем, например, взаимодействие северных и южных частей Сибири и Дальнего Востока, развитие региона «Большая Волга» и т.п.) и региональный уровень (компактные экономические районы, субрегионы крупных экономических районов, например, юг Дальнего Востока, а также субъекты РФ).
Главными направлениями стратегии на национальном уровне являются:
• развитие магистральных сетей транспорта и энергетики (в том числе создание межконтинентальных транспортных коридоров);
• более равномерное размещение топливно-сырьевых баз;
• адаптация производственных структур макрорегионов к требованиям устойчивого развития;
• формирование общероссийских систем расселения и регулирование миграционных потоков;
• развитие трансграничного экономического сотрудничества. Особое значение для интеграции экономического пространства России и ее интеграции в глобальную экономику имеют проекты трансконтинентальных коммуникаций.
В
сфере правовых отношений необходимо
завершить распределение
Информация о работе Реализация региональной политики в Самарской области