При реорганизации любого предприятия
или организации в обязательном
порядке должна проводиться инвентаризация
его имущества и денежных обязательств.
Основными целями инвентаризации являются:
– выявление фактического наличия
имущества;
– сопоставление фактического имущества
с данными бухгалтерского учета;
– проверка полноты отражения в
учете обязательств;
– установление действительности обязательств,
права и обязанности, по которым
в процессе реорганизации перешли
к правопреемнику.
Для успешного выполнения указанных
задач необходимо, чтобы к разделительному
балансу реорганизованного юридического
лица был приложен последний акт инвентаризации.
Реорганизация юридических лиц
может быть представлена как их прекращение.
Однако это определение не является
всеобъемлющим и не включает такой
вид реорганизации, как выделение,
влекущее не прекращение, а, наоборот,
возникновение нового субъекта права.
К юридически значимым признакам реорганизации
можно отнести следующие:
- универсальное правопреемство
вновь возникших (в случае присоединения
- измененных) юридических лиц, включающее,
помимо перехода к преемнику
актива, также одну передачу имущественных
обязанностей (пассива);
- отсутствие какой-либо связи
(обязательственно-правовой или
вещной) между реорганизованным
юридическим лицом и его правопреемником
и полная автономия последнего;
- изменение размера уставного
капитала и субъектного состава
участников (в случае преобразования
- только организационно-правовой
формы) реорганизуемого юридического
лица;
- все или часть участников
реорганизуемого субъекта выступают
учредителями (участниками) его правопреемника.
- Порядок ликвидации предприятия в Республике Беларусь
Ликвидация коммерческой организации.
Правовая основа прекращения деятельности
предприятия
Ликвидация является способом прекращения
юридического лица, в результате которого
наступает его своеобразная «смерть».
В законодательстве Республики Беларусь
не дано четкого определения упомянутого
понятия. Статья 57 Гражданского кодекса
(ГК) лишь указывает на правовые последствия
ликвидации для юридического лица:
«Ликвидация юридического лица влечет
прекращение его деятельности без
перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам, если
иное не предусмотрено законодательными
актами». Такой переход прав и
обязанностей ликвидируемого юридического
лица предусматривается, к примеру,
Правилами накопления повременных
платежей ликвидируемых предприятий
в связи с причинением увечья,
иным повреждением здоровья либо смертью
работника, утвержденными Постановлением
Совета Министров от 04.11.1992 № 664. Пункт
9 указанных Правил определяет, что
при недостаточности средств
у ликвидированного юридического лица
для накопления повременных платежей
в полном объеме бремя расходов возлагается
на собственника этого предприятия
в случаях, предусмотренных законодательными
актами либо учредительными документами,
а при недостаточности средств
у последнего либо их отсутствии –
на Пенсионный фонд.
Правилами размещения банками Республики
Беларусь денежных средств в форме
кредита, утвержденными Постановлением
Правления Национального банка
РБ от 24.05.2001 №116, предусмотрено также
частное правопреемство в части
погашения задолженности ликвидируемого
(ликвидированного) юридического лица
перед банком по кредиту и начисленным
процентам. Пункт 29 определяет: «Задолженность
по кредиту и начисленным процентам
ликвидируемого (ликвидированного) или
не прошедшего в установленном порядке
перерегистрацию, либо длительно (более
1 года) не осуществляющего хозяйственную
деятельность юридического лица может
быть погашена любыми юридическими и
физическими лицами как безналичным,
так и наличным путем в белорусских
рублях и (или) в иностранной валюте».
Таким образом, белорусский законодатель,
указав в статье 57 ГК РБ на возможность
правопреемства при ликвидации юридического
лица, тем самым обеспечил определенную
правовую защиту интересов третьих
лиц, затрагиваемых при прекращении
субъекта хозяйствования (к примеру,
его работников).
Ликвидация юридического лица может
проводиться по различным основаниям,
в соответствии с которыми выделяют
две ее разновидности – добровольную
и принудительную. Добровольно ликвидация
производится по решению учредителей
(участников) юридического лица либо его
органа, уполномоченного на то учредительными
документами. В подпункте 1 пункта 2
статьи 57 ГК РБ закреплено: «Юридическое
лицо может быть ликвидировано по
решению его учредителей(участников)
либо органа юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами, в
том числе в связи с истечением
срока, на который создано юридическое
лицо, достижением цели, ради которой
оно создано, или признанием судом
недействительной регистрации юридического
лица в связи с допущенными
при его создании нарушениями
законодательства, которые носят
неустранимый характер». При добровольной
ликвидации инициаторами прекращения
того или иного субъекта хозяйствования
выступают его учредители (участники).
Принудительная ликвидация допускается
по решению суда или иных органов,
в случаях предусмотренных законодательными
актами. В соответствии с ГК РБ (пп.2
п.2 ст.57), суд может принять решение
о ликвидации юридического лица в
случаях:
- непринятия решения о ликвидации
при истечении срока, на который
создано юридическое лицо, при
достижении цели, ради которой
оно создано;
- осуществления деятельности без
надлежащего разрешения(лицензии),
либо деятельности, запрещенной
законодательством, либо с иными
неоднократными или грубыми нарушениями
законодательства, либо при систематическом
осуществлении деятельности, противоречащей
уставным целям юридического
лица, или признанием судом недействительной
регистрации юридического лица
в связи с допущенными при
его создании нарушениями законодательства,
а также в иных случаях, предусмотренных
законодательством.
Часть 2 подпункта 3 статьи 57 ГК, таким
образом, содержит одновременно несколько
оснований для ликвидации юридического
лица, из которых наиболее сложными
для практического применения являются
осуществление деятельности без
лицензии и осуществление деятельности
с неоднократными или грубыми
нарушениями законодательства. Проблема
состоит в том, является ли аннулирование
лицензии юридического лица на осуществление
определенной деятельности(к примеру,
производство взрывчатых веществ, лекарственных
препаратов и так далее) основанием для
его ликвидации, есть ли основания для
ликвидации в случае, когда юридическое
лицо осуществляет несколько видов деятельности
и лицензия на один из них аннулирована,
как поступить суду в ситуации, когда юридическое
лицо в своей деятельности допускает неоднократные
или грубые нарушения закона, иных нормативно-правовых
актов, однако является единственным торговым
предприятием в населенном пункте и его
ликвидация может вызвать негативные
последствия для проживающих там граждан.
Законодательством эти вопросы не урегулированы,
их разрешение – это вопрос судебной практики.
Положением о государственной
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования,
утвержденным Декретом Президента РБ
от 16.03.1999 №11 «Об упорядочении государственной
регистрации и ликвидации (прекращении
деятельности) субъектов хозяйствования»
в редакции Декрета Президента РБ
от 16.11.2000 №22, дополнен перечень оснований
ликвидации юридического лица, указанный
в ГК, применительно к коммерческим
организациям. Согласно пункту 41.2 Положения,
коммерческая организация может
быть ликвидирована по решению хозяйственного
суда, помимо оснований, предусмотренных
ГК, по следующим основаниям:
- сокрытие (занижение) прибыли (доходов)
и других объектов налогообложения
в течение 12 месяцев подряд;
- наличие убытков по итогам
второго и последующих финансовых
годов и ненаправления коммерческой
организацией, за исключением сельскохозяйственного
производственного кооператива, в течение
3 месяцев по окончании финансового года
регистрирующему и налоговому органам
сообщений о причинах возникновения убытков;
- наличие задолженности по платежам
в бюджет и государственные
целевые бюджетные и внебюджетные
фонды более 6 месяцев подряд
с даты образования задолженности
коммерческой организации, за
исключением сельскохозяйственного
производственного кооператива;
- уменьшение стоимости чистых
активов коммерческой организации
по результатам второго и каждого
последующего финансового года
ниже установленного законодательством
минимального размера уставного
фонда.
Постановление Совета Министров от
22.11.1999 №1825 «О нормативном регулировании
понятия «чистые активы» указывает,
что чистые активы – это величина,
определяемая путем вычитания из
суммы активов юридического лица,
принимаемых к расчету, суммы
его пассивов, принимаемых к расчету.
Активы, принимаемые к расчету,
- это денежное или неденежное имущество
юридического лица, в состав которого
включаются по балансовой стоимости: основные
средства; нематериальные активы; незавершенное
строительство; долгосрочные и краткосрочные
финансовые вложения, за исключением балансовой
стоимости собственных акций, выкупленных
у акционеров; запасы; дебиторская задолженность,
за исключением задолженности участников
(учредителей) по их взносам в уставный
фонд(капитал); прочие активы.
Пассивы, принимаемые к расчету,
- это обязательства юридического
лица, в состав которых включаются:
целевые финансирование и поступления;
заемные средства; кредиторская задолженность;
расчеты по дивидентам; доходы будущих
периодов; резервы предстоящих расходов
и платежей; прочие пассивы.
Вынести решение о ликвидации вправе
соответствующий регистрирующий орган
в случаях:
- нарушения сроков регистрации
акций, установленных законодательством;
- нарушение сроков и порядка
формирования минимального размера
уставного фонда, предусмотренного
в соответствии с законодательством;
- неосуществления предусмотренной
учредительными документами предпринимательской
деятельности в течение 6 месяцев
подряд и ненаправления коммерческой
организацией регистрирующему и налоговому
органам сообщений о причинах неосуществления
такой деятельности.
Регистрирующий орган обязан согласовывать
ликвидацию коммерческих организаций,
акции (доли) которой находятся в
государственной собственности, с
республиканским органом государственного
управления или местным исполнительным
и распорядительным органом, уполномоченным
управлять соответствующим государственным
имуществом.
Следует отметить, что существуют
некоторые особенности ликвидации
некоммерческих организаций, хотя в
целом ликвидация данных юридических
лиц осуществляется по общим правилам,
установленным законодательством.
Пункт 4 статьи 57 ГК гласит: «Юридическое
лицо, являясь коммерческой организацией
либо действующее в форме потребительского
кооператива, благотворительного или
иного фонда, ликвидируется также
в соответствии со статьей 61 настоящего
Кодекса вследствие признания его
экономически несостоятельным (банкротом)».
То есть некоммерческая организация
прекращает свою деятельность не только
по основаниям, изложенным в пункте
2 данной статьи, но для этой категории
участников гражданского оборота пункт
4 предусматривает дополнительное основание
ликвидации. Кроме того, ряд иных
норм ГК также содержит дополнительные
основания прекращения данных юридических
лиц, но уже конкретизируя непосредственно
для каждой отдельной организационно-правовой
формы. Так, Кодекс указывает на следующие
формы некоммерческих юридических
лиц: потребительские кооперативы,
общественные организации, религиозные
организации, благотворительные и
иные фонды, учреждения, ассоциации и
союзы(пункт 3 статьи 46 разрешает создание
некоммерческой организации и в
других формах, предусмотренных законодательством,
поэтому уже действуют творческие
союзы, товарищества собственников
жилых помещений).
Потребительские кооперативы ликвидируются
по общим правилам о ликвидации юридических
лиц, указанных в статье 57 ГК, а
также в судебном порядке по требованию
кредиторов (пункт 4 статьи 116).
Общественные организации могут
быть ликвидированы по решению их
высших органов и по решению суда
за совершение объединением действий,
указанных в статье 3 Закона РБ «Об
общественных объединениях» от 04.10.1994
№ 3254-XII (свержение или насильственное
изменение конституционного строя, нарушение
целостности и безопасности государства,
пропаганда войны, насилия, разжигание
национальной, религиозной и расовой вражды,
оказание отрицательного влияния на физическое
и психическое здоровье граждан), в случае
повторного в течение года совершения
действий, за которые было вынесено письменное
предупреждение и если при регистрации
общественного объединения со стороны
его учредителей были нарушены требования
упомянутого выше Закона «Об общественных
объединениях» и иных актов законодательства.
Политические партии, в соответствии
со статьей 35 Закона РБ «О политических
партиях» от 05.10.1994 № 3266-XII, прекращают
свою деятельность по решению высших органов,
а также по решению Верховного Суда РБ
за деятельность, имеющую целью изменение
конституционного строя, или за ведение
пропаганды войны, национальной розни,
религиозной и расовой вражды или повторного
в течение года совершения действий, за
которые было вынесено письменное предупреждение.
Кроме того, Верховный Суд вправе вынести
решение о ликвидации за нарушение законодательства
о массовых мероприятиях в случаях, прямо
предусмотренных законодательными актами
Республики Беларусь.
Деятельность религиозных организаций
может быть прекращена при их ликвидации
в соответствии с их собственными
установлениями. Решение о ликвидации
подобных юридических лиц выносится
судом в случае повторного в течение
года нарушения законодательства РБ,
осуществления деятельности, противоречащей
уставу религиозной организации, или
направленной против суверенитета РБ,
конституционного строя и гражданского
согласия, пропаганды войны, социальной,
национальной, религиозной, расовой
вражды или розни, унижения национальной
чести и достоинства, осуществления
деятельности, сопряженной с нарушением
прав, свобод и законных интересов
граждан, а также препятствующей
исполнению гражданами их государственных,
общественных, семейных обязанностей
или причиняющей вред их здоровью
и нравственности(статья 18 Закона РБ
«О свободе совести и религиозных
организациях» от 17.12.1992 № 2054-XII).
Фонд может быть ликвидирован только
судом по заявлению заинтересованных
лиц по основаниям, предусмотренным
пунктом 2 статьи 119 ГК: