Риск при принятии решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:42, контрольная работа

Описание

Необходимость использования обоснованных методов при оценке альтернатив связана с тем, что быстрое развитие и усложнение экономических связей, выявление зависимости между отдельными сложными процессами и явлениями, которые раньше казались не связанными друг с другом, приводят к резкому возрастанию трудностей принятия обоснованных решений. Затраты на их осуществление непрерывно увеличиваются, последствия ошибок становятся все серьезнее, а обращение к профессиональному опыту и интуиции не всегда приводит к выбору наилучшей стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ЦЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 3
2. РИСК ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 3
2.1 ВИДЫ РИСКОВ 3
2.2 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ 7
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ 12
КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСУЖДЕНИЯ
И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 13
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЯ 14
3.3 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по управлению.docx

— 48.88 Кб (Скачать документ)

Объектом управления в  риск-менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами предпринимательства в процессе реализации риска. Субъект управления – это группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

Риск-менеджмент, рассматриваемый  как система управления риском и  экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы  использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачивает своё значение. Новые цели требуют разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления, наиболее соответствующих конкретной хозяйственной ситуации.

В управлении рисками предприятий  следует различать два относительно автономных блока действий – организация  борьбы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с  экономическими последствиями реализации этих опасностей (рисков). Борьба с опасностями  с технической точки зрения может  носить характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней  среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных  и других предупредительных мероприятий.

Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических  последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на предприятии предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, подкрепленной материальными  и финансовыми ресурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется  через такие меры, как расторжение  договоров с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий  электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях  успешность репрессивных мер зависит  от возможности оперативного принятия управленческих решений.

Даже при самой эффективной  организации превентивной и репрессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализации опасностей (рисков) невозможно.

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними.

В российской хозяйственной  практике наиболее распространены методы избежание и локализации риска. Этими методами пользуются руководители многих производственных предприятий.

Хозяйствующие субъекты, использующие методы избежания риска, отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Сдаче в аренду неиспользуемых площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию – поиск гарантов. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержки малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), вторые – органов государственного и муниципального управления. Выдача подобных гарантий в определенной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

Методы локализации риска  позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или  дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реализацию рисковых инвестиционных проектов через  механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия  применяют методы локализации риска  через выделение в самостоятельные  дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся в силу необходимости  реализации товаров, полученных по бартеру), транспортным и ремонтно-строительных подразделений.

Методы диверсификации риска  представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска. Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Диверсификация предусматривает  два основных способа управления рисками - активный и пассивный. Активное управление представляет собой составление  прогноза размера возможных доходов  по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов. Активная тактика фирмы  по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, - максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает  создание неизменного рынка товаров  с определенным уровнем риска  и стабильное удерживание своих  позиций в отрасли. Пассивное  управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Основными приемами ограничения  и снижения экономических последствий  риска являются лимитирование, самострахование и страхование.

Лимитирование (установление предельных сумм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками и т.п.) должно применяться для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Самострахование – это  страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются  страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды  денежных средств, формируются планы  их использования в кризисных  ситуациях, не задействуются свободные  мощности, создается база данных о  возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается  в оперативном преодолении временных  затруднений финансово-хозяйственной  деятельности.

Страхование часто рассматривается  в литературе как основной прием  риск-менеджмент. Однако, по своей сущности, страхование не может быть альтернативой  другим мерам, направленным на снижение риска деятельности предприятия.

Страхование представляет собой  отношения по защите имущественных  интересов хозяйствующих субъектов  и граждан при наступлении  определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых  из уплачиваемых ими страховых взносов (премий). Суть страхования состоит  во временной и пространственной раскладке ущерба на всех участников страхования в рамках созданной ими перераспределительной системы.

В процессе страхования участвуют  два субъекта: страхователь и страховщик.

Страхователь – это  хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и  вступающий в конкретные страховые  отношения со страховщиком. Страхователем  признается лицо, заключившее со страховщиком договоры страхования или являющееся страхователем в силу закона.

Страховщиком является юридическое  лицо, созданное для осуществления  страховой деятельности, проводящее страхование и ведающее созданием  и расходованием страхового фонда. Страховщиком признается хозяйствующий  субъект любой организационно –  правовой формы, созданной для осуществления  страховой деятельности, получивший лицензию на осуществление страховой  деятельности.

По различиям в объектах Российским законодательством определены две отрасли страхования: личное и имущественное страхование. В  системе страхования экономических  рисков преимущественное распространение  получило имущественное страхование.

Имущественное страхование  – это отрасль страхования, в  которой объектом страховых отношений  может выступать имущественный  интерес страхователя, связанный  с различным видом имущества (строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, продукция и т.п.), с обязанностью возместить вред, причиненный  имущественным интересам других лиц, с осуществлением предпринимательской  деятельности. Чаще всего имущество  страхуется на случай его уничтожения  или повреждения в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, краж и т.п.

Другие имущественные  интересы страхуются на случай недополучения прибыли или доходов (упущенной выгоды), неплатежа по счетам продавца продукции, простоев оборудования, изменения валютных курсов и др., а также на случай причинения вреда имущественным интересам третьих лиц.

При формировании программы  страхования, необходимой для конкретного  хозяйствующего субъекта, прежде всего, необходимо проанализировать деятельность компании и выделить характерные  для нее риски. Они, в свою очередь, подразделяются на риски, которые компания готова принять на себя, и риски, от которых необходимо застраховаться. В большинстве случаев страховая  программа включает страхование:

•   строительно-монтажных, пусконаладочных рисков и гарантийных обязательств;

•   имущества;

•   оборудования от поломок;

•   гражданской ответственности;

•   жизни и здоровья ведущих сотрудников.

Российские страховые  компании традиционно осуществляют страхование по всем перечисленным  видам. Принципиально новыми подходами  к страхованию предпринимательского риска для российского рынка  стали страхование от рисков неисполнения договорных обязательств и страхование  от перерывов в производстве .

Принципиальные особенности  этого вида страхования следующие:

•   страхование перерыва процесса производства и страхование от огня и сопутствующих рисков распространяется на одни и те же объекты имущества, принятого на страхование;

•   страхование перерыва производства практически никогда не представляется в качестве отдельного страхового продукта, а только как бонус к страхованию имущества;

•   в страховании имущества возмещаются прямой ущерб и расходы, связанные с гибелью, повреждением, уничтожением объектов, принятых на страхование, т.е. материальный ущерб, а в страховании перерыва процесса производства возмещается финансовый ущерб, возникший как следствие материального ущерба;

•   материальный ущерб можно оценить сразу после наступления страхового случая, финансовый же ущерб, связанный с потерей ожидаемого дохода и несением расходов по восстановлению производства, устанавливается в неопределенном будущем.

В ответственность страховщика  могут быть включены потери, вызванные  различными факторами, например, недопоставка электроэнергии, топлива, неподачи воды вследствие аварий, происшедших у  страхователя и т. д., а также дополнительные убытки, связанные с увеличением  затрат, направленных на сокращение времени  остановки производства. Например, увеличение расходов на заработную плату  при проведении работ в ночное время или при аккордной, подрядной  оплате труда; применение дополнительной техники сторонних организаций. Особенность данного вида страхования  – это размер ущерба, который  во многом зависит от срока перерыва производства.

 

3. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.

 

Все методы принятия управленческих решений можно разделить на три  группы.

 

 

3.1.КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией  управленческих решений является определение  круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как  правило, и руководители и исполнители.

Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные формы групповой  работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

Наиболее распространен  такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее  принятие решений).

Если предстоит решение  сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые  решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" –  это создание обстановки, максимально  благоприятной для свободного генерирования  идей. Чтобы этого добиться запрещается  опровергать или критиковать  идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося  жившими там мудрецами – предсказателями  будущего.

Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.

Первый тур анкетирования  проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ  подлежит аргументации или же эксперт  может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается  предложенное экспертами или скорректированное  решение. 

Информация о работе Риск при принятии решений