Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции и инструмента управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, организационную структуру, методы управления;
- изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
- определить роль мотивации в системе управления организацией.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Система управления организацией как объект исследования……..6
1.1.Система управления: понятие, структура, содержание…………….…6
1.2. Методы управления организацией……………………………………13
ГЛАВА 2. Мотивация персонала как объект исследования……………….…20
2.1.Мотивация: понятие, сущность, концепции………………………….20
2.2.Мотивация как функция и инструмент управления в системе менеджмента……………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...…….36
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Петрозаводский Государственный университет»
Карельский региональный институт управления, экономики и права
Роль мотивации в системе управления персоналом
Курсовая работа по
«Основы управления персоналом»
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Система управления организацией как объект исследования……..6
1.1.Система управления: понятие, структура, содержание…………….…6
1.2. Методы управления организацией……………………………………13
ГЛАВА 2. Мотивация персонала как объект исследования……………….…20
2.1.Мотивация: понятие,
2.2.Мотивация как функция и инструмент
управления в системе
менеджмента…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...…….36
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом на предприятии
– это вид деятельности, который
позволяет реализовывать, обобщить широкий
спектр вопросов адаптации индивида к
внешним условиям, учет личного фактора
в построении системы управлений персоналом
предприятия.
Особенностью управления персоналом в условиях рынка является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.
Данная курсовая работа посвящена вопросам мотивации, стимулирования труда персонала и ее роли в системе управления организацией.
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций.
В последние годы резко обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных успешно управлять людьми. При этом значительно снизилась эффективность деятельности работников управленческого труда, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых, организационно-технологических и др.). В этой связи возникает необходимость развития мотивации персонала как функции управления современной организацией.
Несмотря на большое количество работ по проблематике данной работы, теоретические и практические аспекты развития мотивации персонала как функции управления современной организацией на современном этапе рыночных преобразований в России освещены явно недостаточно, что и обусловило выбор темы данной работы.
Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции и инструмента управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, организационную структуру, методы управления;
- изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
- рассмотреть сущность
- исследовать теории мотивации:
содержательные и
- определить роль мотивации в системе управления организацией.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в трудах классиков экономической теории, работах отечественных и зарубежных ученых. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1.Система управления организацией как объект исследования
1.1.Система управления: понятие, структура, содержание.
В «Советском энциклопедическом словаре» управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление трактуется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие[17,с.68].
Питер Ф.Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в облаcти управления и организации в мире, предлагает иное определение: это оcобый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом cоциальных изменений, и примером значительных социальных изменений [13, с.68].
Мы остановимся на следующем
определении понятия «
Характер и эффективность
Основные задачи управленческой деятельности[6, с.47]:
Все названные структурные
Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организации [18, с.135].
Организационная структура включает в себя две составные части – структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов cистемы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и cвойств самих элементов [18, с.136].
В учебном пособии «Оcновы менеджмента» под редакцией С.Г. Лопатиной указано, что организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на доcтижение конечных целей менеджмента[16, с.86].
Веснин В.Р. в своем учебнике «Менеджмент» дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и cлужб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям [3, с. 228]:
Отношения между подразделениями и отдельными должностями поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным cвязям. Горизонтальные связи ноcят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельноcть организации или её cтруктурных подразделений. Функциональные cвязи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
В связи c тем, что в системе управления наряду c горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, cуществуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая cоподчиненность разных структурных уровней управленчеcкой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является «управленческая вертикаль».
Нередко в системе управления создается специфический cимбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое cовмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию, как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная cтруктура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, например, на автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях.
Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).
Информация о работе Роль мотивации в системе управления персоналом