Роль мотивации в системе управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции и инструмента управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, организационную структуру, методы управления;
- изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
- определить роль мотивации в системе управления организацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Система управления организацией как объект исследования……..6
1.1.Система управления: понятие, структура, содержание…………….…6
1.2. Методы управления организацией……………………………………13
ГЛАВА 2. Мотивация персонала как объект исследования……………….…20
2.1.Мотивация: понятие, сущность, концепции………………………….20
2.2.Мотивация как функция и инструмент управления в системе менеджмента……………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...…….36

Работа состоит из  1 файл

Роль мотивации в системе управления персоналом.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана  с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция  порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.[12, с. 81].

Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [ 1, с. 52].

Таким образом, любое звено структуры  управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач.

 

 

1.2. Методы управления организацией.

 

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Cреди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. Все эти методы управления  не могут действовать изолированно  от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того, чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы.

Метод управления – cовокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Cлово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.

Содержание методов управления – это специфика приемов и  способов воздействия.

Организационная форма методов  управления – воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Оно может  быть прямым (непосредственным) и косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Выделяются следующие методы управления[10, с.85]:

    • организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
    • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
    • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
    • организационно-распорядительные, или организационно-административные, методы управления.

Любой экономический механизм требует  организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации.

Организационно-административные методы решают те же  задачи, что и экономические  методы, но отличаются формами и  приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают  руководителям выбирать различные  формы и приемы  воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационные методы предусматривают  разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия. .[10, с.95].

Организационно-распорядительные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину

Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддерживания трудовой дисциплины и т. д.

Возможны три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

1.Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2.Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).

3.Рекомендации, пожелания (совет,  разъяснения, предложение, общение)

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины  и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения.

В общем виде система организационно-распорядительных (организационно-административных) методов  может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов [ 10, с. 102]:

1.Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления).

2.Воздействие на процесс уравнения  (подготовка, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления оcуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Принятые в  коллективе методы руководства оказывают  влияния на формирование системы  подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер.

Организационно-административные методы cлужат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным оcобенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия в конечном счете могут привести к усилению пассивности подчиненных. Коcвенные методы являются наиболее эффективными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

Экономические методы управления.

Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего профессионального  менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых  специалистов, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы – экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение[10, с.132].

Данные методы применительно к  управлению предприятием представляют собой совокупность экономических  рычагов, с помощью которых достигается  нужный эффект.

В случае использования экономических  методов управления коллектив распоряжается  материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом, заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические  потребности.

В управленческой практике экономические  методы руководства чаще всего выступают  в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Рассмотрим их более подробно[10, с.138]:

Планирование.

Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства  представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования и включает в себя:

    • фиксацию текущего состояния данного  объекта планирования;
    • фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера;
    • перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

Главное в планировании, как и  в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ.

Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; фиксация внеорганизованной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения внеорганизованной цели, т.е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней.

Хозрасчет.

Данный метод позволяет максимально  использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его  членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распоряжение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями.

Ценообразование.

Менеджер должен стремиться к максимализации нормативной прибыли, которая может  быть увеличена на основе использования  одного из двух возможных методов  или их комбинации:

-увеличение цены на реализуемый  товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в  состоянии принимать целесообразное решение по фиксации допустимого  увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

-совершение конкретных  действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – нормативной прибыли;

-одновременное  использование этих двух методов  путем одновременного увеличения  цены товара и сокращение издержек  производства.

Финансирование.

Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Социально-психологические  методы управления.

Известно, что  результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости.   Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата активно происходит при формировании рыночных отношений.

Для того, чтобы  воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные  психологические особенности отдельных исполнителей, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер [10, с.157].

Необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

 

Глава 2. Мотивация персонала как объект исследования

2.1.Мотивация:  понятие, сущность, концепции.

Информация о работе Роль мотивации в системе управления персоналом