Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение мотивации персонала как функции и инструмента управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, организационную структуру, методы управления;
- изучить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
- определить роль мотивации в системе управления организацией.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Система управления организацией как объект исследования……..6
1.1.Система управления: понятие, структура, содержание…………….…6
1.2. Методы управления организацией……………………………………13
ГЛАВА 2. Мотивация персонала как объект исследования……………….…20
2.1.Мотивация: понятие, сущность, концепции………………………….20
2.2.Мотивация как функция и инструмент управления в системе менеджмента……………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...…….36
Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.[12, с. 81].
Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [ 1, с. 52].
Таким образом, любое звено структуры управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач.
1.2. Методы управления
Методы управления, или воздействия,
в процессе управления являются
важным разделом в менеджменте. Cреди них
основными являются организационно-
Метод управления – cовокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Cлово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.
Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) и косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
Выделяются следующие методы управления[10, с.85]:
Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации.
Организационно-
Организационные методы предусматривают
разработку организационных решений,
определение необходимых ресурсов,
сроков исполнения, ответственных лиц
и предполагают контроль исполнения, за
которым следуют новые организационно-
Организационно-
Организационно-
Возможны три формы
1.Обязательное предписание (
2.Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).
3.Рекомендации, пожелания (совет, разъяснения, предложение, общение)
Организационно-
В общем виде система организационно-
1.Воздействие на структуру
2.Воздействие на процесс
Организационное воздействие на структуру управления оcуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияния на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер.
Организационно-
Экономические методы управления.
Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
В деятельности практикующего
Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект.
В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом, заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические потребности.
В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.
Рассмотрим их более подробно[10, с.138]:
Планирование.
Это определение стратегии
Главное в планировании, как и в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.
Анализ.
Менеджер должен в совершенстве
владеть методами анализа финансово-
Хозрасчет.
Данный метод позволяет
Ценообразование.
Менеджер должен стремиться к максимализации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:
-увеличение цены на
-совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – нормативной прибыли;
-одновременное
использование этих двух
Финансирование.
Данный метод также весьма эффективен.
При его использовании происход
Социально-психологические методы управления.
Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата активно происходит при формировании рыночных отношений.
Для того, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные психологические особенности отдельных исполнителей, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер [10, с.157].
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Глава 2. Мотивация персонала как объект исследования
2.1.Мотивация: понятие, сущность, концепции.
Информация о работе Роль мотивации в системе управления персоналом