Роль свободных экономических зон в развитии экономики регионов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 00:55, реферат

Описание

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….….. 3
Место и роль свободных экономических зон в России…..………..……….4
1. Организация и функционирование СЭЗ в России………………......4
2. Роль государства в регулировании СЭЗ……………..……..………. 9
Заключение…………………………………….………………….……..…. 14
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Роль СЭЗ в развитии экономики регионов РФ.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

В частности, Закон предусматривает, что в особой экономической зоне устанавливается льготный по сравнению с общим режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Он также устанавливает, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом (ст. 7-9).

Закон закрепляет предоставление в СЭЗ национального режима в сфере банковской деятельности, предусматривая, однако, что администрация СЭЗ по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития особой экономической зоны и инвестиционной деятельности, определяя, что “инвестиционная деятельность коммерческих организаций любого профиля предпринимательской деятельности с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных законодательством РФ”.

Налоговые льготы, валютное регулирование и валютный контроль Закон также подчиняет соответственно налоговому законодательству РФ и законодательству Калининградской области. Порядок въезда, выезда и пребывания на территории Калининградской области иностранных граждан и лиц без гражданства также определяется законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.

Социально-трудовые отношения в ОЭЗ регулируются на основе заключения коллективных договоров и индивидуальных контрактов в соответствии с законодательством РФ о труде (49,ст.25).

В целом Закон носит рамочный, отсылочный характер и закрепляет в основном принцип предоставления деятельности инвесторов в ОЭЗ на основе национального режима.

Рассмотрев типы СЭЗ на территории РФ, историю организации, правовые основы функционирования необходимо указать роль государства в процессе управления и регулирования СЭЗ3.

2. Роль государства в регулировании СЭЗ

Сложившаяся в России  экономическая ситуация требует выработки собственных жестко прагматичных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания свободных экономических зон (СЭЗ), исходящих из конкретных задач реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт. При этом в процессе формирования новой концепции государственного регулирования процессов создания СЭЗ необходимо исходить из принципа оптимальной вариантности проработки всех проблем и средств их решения.

Рациональное ведение государственной политики в области регулирования процесса создания СЭЗ страны способствует более интенсивному развитию экспортной базы, совершенствованию производственных сил общества, совершенствованию структуры производства, расширению диверсификации экспортного потенциала страны, а также решению социально-экономических, экологических и других проблем.

Процесс государственного регулирования процесса создания СЭЗ следует рассматривать на межгосударственном, общенациональном, региональном, а также «внутризональном» (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа) уровнях. На каждом из этих уровней государственное регулирование имеет свою специфику.

На межгосударственном уровне государственное регулирование процесса создания СЭЗ – это определенные правила «экономической игры», которые каждое государство устанавливает на своей территории для осуществления деятельности по созданию, функционированию и развитию СЭЗ и которые обязательны для всех участников этой деятельности при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда. В последние годы все чаще в мировой практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.

 

3. В.Савин. О законодательной базе свободных экономических зон в России // Бизнес – 2003 – № 7

Таким образом, создавая международную СЭЗ и обеспечивая ее эффективное функционирование, органам управления необходимо учитывать как все позитивные, так и негативные стороны во избежание разрушительных структурных и других перекосов в национальной экономике стран – членов СЭЗ.

На общенациональном уровне управление СЭЗ происходит посредством выработки государственными органами законодательной власти свода соответствующих законов и создания необходимой нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, то есть создание макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике.

Эти функции можно с полной ответственностью включить в понятие государственного регулирования процессов создания СЭЗ. Исходя из содержания государственного регулирования практики создания СЭЗ определяются и формируются его цели и задачи4.

Сфера государственного управления процессами создания СЭЗ на региональном уровне должна охватывать те проблемы, предвидеть и решать которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В такого рода регламентировании нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами разных уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых, социальных и др.

Последний уровень, на котором должно осуществляться государственное регулирование процесса создания СЭЗ, «внутризональный», т.е. в рамках каждой конкретной СЭЗ конкретного типа. Для создания и нормального их функционирования необходимо обеспечение определенных предварительных условий, иными словами, принципов государственного регулирования в рамках конкретной «зоны», а именно: наличие крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания «зон»; создание центрального банка «зоны»; создание специального залогово-страхового инвестиционного фонда; разграничение функций между руководством «зоны» и местными органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставления различных льгот; утверждение государственными органами программы развития конкретных экономических зон; делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления СЭЗ, отдельными предприятиями, расположенными в «зонах», определенных прав, которыми обладают вышеупомянутые органы управления.

 

4. Э.Сайдловска-Мартини. Функционирование свободных экономических зон в мире. –
М.: Инфра-М, 1999

Таким образом, становится очевидной необходимость государственного регулирования процессов создания СЭЗ не только на уровне национальной экономики, но и на уровне регионов, а также каждой конкретной «зоны» конкретного типа.

В ходе изучения проблемы государственного регулирования процессов создания СЭЗ на «внутризональном» уровне необходимо рассмотреть объекты и субъекты государственного управления.

Объектами государственного управления являются непосредственно СЭЗ различных типов.

Субъектами государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ - ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т.п.). В комплексе проблем разработки государственного регулирования процессов создания СЭЗ особое место занимают вопросы выбора организационно-правовых форм субъектов СЭЗ.

Международный опыт показывает, что это связано с выбором адекватных форм собственности или их оптимального сочетания. Преобладание в конкретной стране той или иной формы собственности определяется историческими и национальными факторами, а также принятой моделью экономического и социального регулирования. Это во многом и определяет структуру субъектов хозяйствования в СЭЗ: кооперативов, частных предприятий в форме акционерных обществ (АО), товариществ, различных малых и крупных предприятий и их объединений, которые могут быть представлены как чисто национальными, иностранными собственниками, так и совместными предприятиями, включающими собственников капитала двух или более стран.

Помимо этого государственное регулирование процессов создания СЭЗ должно заниматься созданием органов управления СЭЗ, делегируя им соответствующие права и полномочия, а также ответственность за осуществляемую в СЭЗ хозяйственную деятельность.

Для достижения целей и задач, стоящих перед государственным регулированием процессов создания СЭЗ, применяется целый комплекс методов.

Одновременно возможно и необходимо осуществление таких методов косвенного воздействия, как налогообложение, налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны», введение импортных депозитов, госкредиты, регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита и т.д.

Естественно, создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенными особенностями и определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических связей, промышленный, социальный, научный и трудовой потенциал, развитие инфраструктуры и т.д.

В этой связи государственное регулирование немаловажно для координации отечественной практики создания СЭЗ с международной практикой.

Одной из важнейших задач, подтверждающих необходимость, роль и значение государственного регулирования процессов создания СЭЗ, является задача привлечения капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в «зоны» типичен.

Опыт показывает, что большую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с «зоной», что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой – оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны. Из-за недоверия зарубежных инвесторов российским банкам остро встает необходимость открытия в зонах представительств национальных банков государств, чьи инвесторы активно участвуют здесь. При разработке механизма создания и функционирования зоны ориентируются в основном на привлечение иностранных инвестиций, забывая о возможности получения финансовых средств от отечественных инвесторов.

Другой не менее важной задачей государственного регулирования является создание эффективного организационно-экономического механизма создания СЭЗ.

Его суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы для осуществления процессов «зонирования» в стране, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования СЭЗ любого типа.

Вопрос поиска источников финансирования создания СЭЗ остается весьма болезненным, при этом ни один регион не может обойтись без помощи о стороны государственного бюджета, что подчеркивает роль и значение государственного регулирования процессов создания СЭЗ в России.

Мировой опыт «зонирования» убедительно доказывает необходимость государственного управления и регулирования процессов создания СЭЗ в стране.

Инструментом государственного регулирования является структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.

Государственное регулирование процессов создания СЭЗ – это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач «зональной» политики.

Роль государственного регулирования процессов создания СЭЗ сводится к необходимости организации работ по подготовке и обеспечению организационно-правовой базы для создания и эффективного функционирования СЭЗ.

Сфера государственного управления процессами «зонирования» должна охватывать все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые и иные проблемы5.

К методам государственного регулирования процессов «зонирования» можно отнести прямые (тарифные: цены, размеры налоговых платежей и т.д.; нетарифные: квоты, лицензии и т.д.) и косвенные (налоговые льготы, таможенное и валютное регулирование и т.д.) методы воздействия.

Сложившаяся в России ситуация требует выработки как общих для всех типов «зон», так и индивидуальных, учитывающих уникальность каждой российской СЭЗ, подходов в области государственного регулирования процессами «зонирования» исходя из конкретных задач возрождения, развития и реформирования российской экономики, творчески использующих накопленный мировой опыт государственного регулирования.

Несмотря на разработанную концепцию создания и регулирования деятельности СЭЗ существует ряд проблем, препятствующий этой деятельности. По нашему мнению, без изучения этих проблем сложно планировать процесс развития деятельности на территории СЭЗ.

 

 

5. Л.Васильев. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости –2003 – № 1-2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Процесс создания СЭЗ – процесс, требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в развитии экономики регионов Российской Федерации