Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:51, доклад
Все малые предприятия розничной торговли должны сражаться с крупными торговыми компаниями за свою долю рынка. Не стоит унывать. Помните о том, что мелкие фирмы могут отвоевать у крупных торговых компаний приличную долю рынка.
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
Цель розничной торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей. Торговец является связующим звеном между производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы закупать оптом пользующиеся спросом товары в разных местах и у разных поставщиков, а затем продавать их с выгодой для себя.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что со временем розничная торговля попадает под контроль ряда крупных торговых компаний.
Несмотря на то, что в руках этих компаний находится менее половины всех розничных торговых точек, на их долю в то же время приходится более 2/3 совокупного объема розничного товарооборота.
Поэтому в борьбе за покупателей мелким предприятиям розничной торговли приходится прилагать немало усилий.
Главенствующее положение на рынке занимает покупатель, а не продавец.
Эффективность работы розничного торговца определяется в конечном итоге тщательным учетом всех деталей торговой деятельности.
В России в настоящее время розничная торговля является для многих россиян главным видом коммерческой деятельности. В условиях товарного дефицита роль розничного торговца предельно упрощается.
Однако по мере насыщения потребительского рынка различными видами товаров в ходе экономических преобразований в России мелкому торговцу придется работать в поте лица, чтобы отвоевать себе место под солнцем.
Этого можно добиться в том случае, если Вы досконально изучите свой рынок и в максимальной степени сможете удовлетворить потребности своих клиентов.
Помните о том, что в любом виде бизнеса всегда найдется место для «мелкого торговца».
1. Специфика розничной торговли
Широко распространено мнение о том, что розничная торговля— это высокий товарооборот и низкие цены. Этому в немалой степени способствуют крупные торговые компании, добивающиеся снижения цен на товары за счет уменьшения количества услуг, предлагаемых своим покупателям.
Мелкий торговец не в состоянии составить серьезную конкуренцию крупным торговым компаниям. Однако он может отыскать на рынке небольшую нишу и занять ее.
У него есть три заметных преимущества:
быстрота, поскольку для того, чтобы принять решение, не нужно каждый раз согласовывать все вопросы с руководством;
специализация, поскольку он точно знает, какие именно товары пользуются повышенным спросом, а какие нет;
качество обслуживания, поскольку он точно знает, какие именно виды услуг необходимы покупателям, и предоставляет их.
Крупные фирмы не обладают отмеченными выше преимуществами, поэтому, если Вы планируете заниматься розничной торговлей, используйте их в максимальной степени, чтобы увеличить свои доходы.
Если Вы хотите добиться успеха в бизнесе, необходимо отчетливо представлять себе круг своих потенциальных покупателей— где они находятся и кто они. Вы должны быть уверены в том, что покупатели придут именно к Вам, а не к Вашим конкурентам.
Для этого необходимо:
продавать товары, которые нужны Вашим покупателям;
оказывать услуги, которые нужны Вашим клиентам;
создавать благоприятную атмосферу в магазине.
Постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы.
Чем Вы торгуете?
Можете ли Вы описать своих покупателей?
Какие виды услуг имеют для них значение?
Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, можно прочитать брошюру под названием «Определение круга Ваших потенциальных покупателей» из первой части блока «Маркетинг» данной учебной программы.
2. Какие виды товаров продавать
Товары, которые Вы собираетесь предложить своим покупателям, должны пользоваться спросом. Это настолько очевидно, что, на первый взгляд, даже не стоит об этом говорить. Тем не менее, многие магазины заполнены такими видами товаров, которые только зря занимают место на полках. Речь идет о запасах тех видов товаров, которые уже давно не пользуются спросом.
В связи с этим прежде всего необходимо разобраться со своими товарными запасами и проверить записи, связанные с продажей товаров. Если какие-нибудь товары не находят сбыта уже полгода, постарайтесь избавиться от них.
Вы можете:
продать их по сниженным ценам;
реализовать их в ходе кампании, направленной на стимулирование сбыта.
Хранение «лежачих» товарных запасов увеличивает расходную часть бюджета Вашего предприятия.
Поэтому во избежание накапливания больших запасов неходовых товаров постоянно следите за рыночной конъюнктурой, переключайтесь на торговлю новыми, пользующимися спросом товарами.
Тогда Вы будете все время поспевать за запросами своих клиентов, предлагая им новые модели и образцы, иногда даже предвосхищая их потребности.
Если Вы узнали, что где-то наладили выпуск новых высококачественных ходовых товаров, попробуйте купить часть этих товаров или, может быть, всю партию оптом. Так Вы получите уникальную возможность опередить своих конкурентов. Может быть, Вам удастся продавать эти товары под своим товарным знаком как свой собственный фирменный товар.
Можно пойти по другому пути. Для этого главное— найти оптимального поставщика нужных Вам товаров. Можно наладить мелкооптовую и розничную торговлю со склада за наличный расчет без доставки товара покупателям. Такая форма торговли позволит Вам максимально снизить цены и в результате получить преимущество перед своими конкурентами, разумеется, при условии, что Вам будут поставлять самые ходовые товары.
Кроме того, можно получить право торговать, используя товарный знак какой-нибудь известной фирмы типа «Юнион» или «Синти».
Есть ли у Вас товарные запасы? Просмотрите свои записи и постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы.
Какие товары не находят сбыта в течение полугода?
Какие товары пользуются устойчивым спросом?
Располагаете ли Вы достаточными запасами этих товаров?
Запасы каких видов товаров Вы не считаете нужным иметь? Почему?
Какие новые товары могут приносить прибыль?
Есть ли какие-нибудь местные товары, которые Вам стоило бы продавать?
3. Какие виды услуг можно предложить
Одним из предлагаемых Вами видов услуг может быть доставка товаров покупателям. Конечно, это требует определенных затрат, однако некоторым клиентам нужны подобного рода услуги, и они готовы за них платить.
Другой вид возможных услуг с Вашей стороны— оказание необходимой консультационной помощи Вашим клиентам, связанной с использованием ими купленных у Вас товаров: продуктов питания, морозильников, мебели и т.д.
Некоторых покупателей, безусловно, устроил бы обмен старой вещи на новую с частичной денежной компенсацией остаточной стоимости бывшего в употреблении товара. Часто от этого зависит готовность Ваших клиентов совершить покупку какого-нибудь нового товара.Не исключено, что Вам придется заниматься не только новыми, но и бывшими в употреблении товарами. По крайней мере, Вы должны быть готовы забрать старую вещь у своего клиента.
Еще один возможный вид услуг— продажа товаров в кредит. В условиях России этот вид услуг, вероятно, привлечет большое количество покупателей.
Кроме того, можно демонстрировать эксплуатационные свойства и особенности использования предлагаемых Вами товаров, а в некоторых случаях (например, это касается продуктов питания)— давать свой товар на пробу.
А теперь попробуйте ответить на приведенные ниже вопросы, принимая во внимание особенности своего бизнеса.
Что бы Вы могли предложить своим клиентам?
обмен старой вещи на новую
консультирование
обслуживание
демонстрацию свойств товара образцы товаров
финансовые услуги
доставка товаров
прочие виды услуг
Какие дополнительные или сопутствующие услуги Вы бы хотели предложить своим клиентам?
4. Создание благоприятной атмосферы в магазине
Определив круг потенциальных покупателей, необходимо подумать о создании в магазине благоприятной атмосферы, располагающей к совершению покупки.
Существует два противоположных типа покупателей.
Некоторые покупатели приходят в магазин, надеясь побыстрее купить нужную им вещь. В этом случае все в магазине должно быть устроено таким образом, чтобы предельно упростить и ускорить процесс покупки. Важную роль играет правильная, удобная раскладка товаров. Они должны быть сгруппированы по функциональному назначению (например: духи, кремы, дезодоранты, лосьоны и т.д. должны лежать отдельно, а не вперемешку с другими товарами типа электробритв, полотенец, махровых халатов и др.). Нужно использовать яркие, заметные указатели товаров. Интерьер и внутреннее оформление магазина также должны быть сочными и яркими. Торговый персонал должен отличаться активностью, бодростью и оптимизмом. В отношении даного типа покупателей хороший эффект могут дать меры, направленные на стимулирование сбыта.
Другой тип покупателей представлен теми людьми, которые никуда не торопятся и могут долго ходить по магазину, выбирая заинтересовавшие их товары. В этом случае в магазине все должно быть устроено несколько иначе.
Товары в любом случае должны быть выставлены очень удобно для покупателя, однако при этом порядок их раскладки должен быть менее строгим. Указатели товаров могут быть менее яркими. Интерьер и внутреннее оформление магазина должны быть выдержаны в мягких, спокойных тонах. Торговый персонал должен вести себя уверенно, с достоинством и достаточно сдержанно.
Вероятно, в данном случае Вам нужно стремиться к «золотой середине». Попробуйте определить, чем руководствуются Ваши клиенты при совершении покупки, и учтите это в процессе хозяйственной деятельности своего магазина, а также при организации работы своего торгового персонала.
Как должен быть устроен Ваш магазин?
Все будет определяться тем, на какой тип покупателя он будет ориентирован: быстрая, целенаправленная покупка или же неторопливый выбор понравившегося товара.
От этого будут зависеть:
общая атмосфера в магазине;
обстановка внутри магазина;
виды предлагаемых товаров и их раскладка;
Ваша торговая политика.
Может быть, Вы остановитесь на самообслуживании. В этом случае покупатель должен иметь возможность легко и беспрепятственно перемещаться по магазину и быстро находить нужные ему товары.
Кроме того, придется сделать некоторую скидку на порчу и хищение определенного количества выставленных в магазине товаров.
Если Вы предполагаете продавать небольшие по размерам, но достаточно дорогие товары (например, ювелирные изделия), они должны быть удобно выставлены и хорошо видны, но недосягаемы для покупателей. В связи с этим Вам потребуется использовать много места на прилавках для демонстрации предлагаемых Вами товаров.
Кроме того, Вам, вероятно, понадобится место для размещения и демонстрации небольших рекламных щитов с образцами товаров, рекламных листовок, транспарантов, фотографий и т.д., призванных побудить Ваших посетителей к совершению спонтанных покупок.
Возможно, потребуется какое-то определенное место для демонстрации эксплуатационных свойств и особенностей использования товаров, раздачи образцов, а также для примерки товаров (одежда, обувь) и их дегустации (если речь идет о продуктах питания).
Короче говоря, Ваше помещение должно привлекать посетителей и вселять в них надежду на выгодное приобретение нужных и приносящих радость товаров.
Если Вам удалось залучить клиента в магазин, в этом случае наступает черед торгового персонала проявить свои профессиональные навыки. Вы должны быть на сто процентов уверены в хорошей выучке своих продавцов.
От них требуется:
знать все товары;
отвечать на любые вопросы покупателей;
знать все нюансы проводимой Вами торговой политики, включая возможность продажи товаров в кредит, обмена старой вещи на новую, доставки товаров покупателям и т.д.
Может быть, самое главное заключается в их отношении к покупателям. Сколько бы беспокойства и хлопот ни доставлял какой-нибудь клиент, продавец должен всем своим видом показывать, что для него этот покупатель— самый желанный на свете!
Если у Вас еще нет собственного хозяйственного помещения, подумайте, каким должен быть его метраж. Если Вы уже занимаетесь розничной торговлей, подумайте, достаточно ли эффективно Вы используете свои торговые площади?
Попытайтесь начертить на листе бумаги план своего торгового помещения в уменьшенном масштабе.
Вырежьте из бумаги несколько квадратиков в том же масштабе, которые будут означать различные элементы внутренней обстановки Вашего магазина, которые стоят на полу.
Речь идет о:
прилавках;
корзинках для товаров;
примерочных;
кассах;
складских помещениях;
месте оформления доставки товаров;
местах демонстрации образцов товаров.
Перемещайте эти квадратики по листу бумаги до тех пор, пока Вы не найдете оптимальный вариант их размещения. Не забудьте оставить место для себя, торгового персонала и покупателей.
После этого можно попробовать сделать такую расстановку непосредственно в магазине и посмотреть, насколько это удобно и практично.
До тех пор, пока Вы не проделаете описанную выше работу, не стоит покупать торговое оборудование, если Вы пока еще не занимаетесь розничной торговлей.
Сначала найдите оптимальный вариант размещения всех необходимых элементов Вашего торгового интерьера на бумаге, а затем уже переходите к его практическому осуществлению.
Возможно, это займет немало времени, однако лучше внести все необходимые исправления на подготовительном этапе, нежели менять что-нибудь в процессе Вашей хозяйственной деятельности, когда все торговое оборудование и различные приспособления будут окончательно размещены.
5. Конкуренция
Теперь настало время подумать о конкуренции.
С каким магазином или магазинами Вам предстоит конкурировать?
Ответ на этот вопрос необходим для того, чтобы «выделить» Ваш магазин и сделать его более привлекательным для потенциальных покупателей. Выше уже шла речь о том, как все должно быть устроено внутри магазина. Однако не следует забывать и об огромном значении внешнего вида магазина. Он должен притягивать к себе посетителей. А затем свое веское слово должна сказать созданная Вами благоприятная внутренняя атмосфера и профессионализм Вашего торгового персонала. Нужно постараться сделать так, чтобы посетитель просто не смог уйти из Вашего магазина без покупки.