Совершенствование форм общественной организации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:39, курс лекций

Описание

Одним из важнейших условий повышения эффективности производства является совершенствование форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование форм общественной организации в туризме как условие повышения эффективности производства.docx

— 36.71 Кб (Скачать документ)

   Совершенствование форм общественной организации  в туризме как  условие повышения  эффективности производства: специализация и  кооперация, концентрация производства в туризме

   Одним из важнейших  условий повышения эффективности  производства является совершенствование  форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.

   Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

   Специализация производства является эффективной  формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению  однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической  общности выпускаемой продукции, ограничение  разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации  производства.

   Различают специализацию отрасли, предприятия, специализацию внутри предприятия.

   Специализация отрасли выражается в расщеплении существующих подотраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

   Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

   Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологи­ческого процесса по их изготовлению.

   Процесс специализации  в отрасли осуществляется по следующим  направлениям:

  • создание или выделение отраслей и предприятий, специализирующихся на выпуске определенных готовых изделий;
  • расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;
  • выделение и создание самостоятельных предприятий по выполнению отдельных технологических операций (стадий).

   В соответствии с названными направлениями имеются  две основные формы специализации  производства: предметная и технологическая (стадийная).

   Предметная  специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т.д.). Предметная специализация предприятия сопровождается углублениемее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные филиалы.

   Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции.

   Конкретные  формы специализации, их удельной вес  и значение зависят от особенностей и уровня развития каждой отрасли.

   Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

  • коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
  • коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
  • коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
  • широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

   Специализация тесно связана с кооперированием  производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве. 

   Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

   В соответствии с формами специализации в  промышленности различают три формы кооперирования:

  • предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
  • подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
  • технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

   Основным  показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке  кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

   Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с  которыми кооперируются головные предприятия.

   В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

   С точки  зрения отраслевой принадлежности и  территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

  • внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
  • межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
  • внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.

   Уровень производственного  кооперирования характеризуется

   следующими  показателями:

  • коэффициент кооперирования, или удельный вес
  • покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции
  • отрасли или предприятия;
  • количество предприятий-смежников, участвующих в
  • производстве продукции головного предприятия;
  • соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных,
  • внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;
  • доля предметного и технологического (стадийного)
  • кооперирования в общих кооперированных поставках;100
  • средний радиус кооперирования отдельного предприятия
  • и в целом по отрасли.

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

   Сущность  концентрации производства проявляется  в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении  общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера (относительная концентрация).

   Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе  и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.

   Концентрация  производства может осуществляться в трех основных формах:

    1. концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
    2. концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
    3. концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

    С точки зрения основных направлений процесса укрупнения отрасли концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.

    Весьма эффективной  формой концентрации отрасли является централизация. Она означает создание крупных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность.

    Увеличение масштабов  производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим трем направлениям:

  1. горизонтальная интеграция слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
  2. вертикальная интеграция комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
  3. комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

    Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы (в зависимости от поставленных задач) как отдельные показатели, так  и их система.

    Абсолютные размеры  предприятия определяются с помощью  следующих показателей:

    • объем производства продукции за год;
    • среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
    • среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

    Уровень концентрации производства в отраслях, например в промышленности, определяется с  помощью следующих показателей:

    - объем выпуска  продукции за год, приходящийся  в среднем на одно предприятие;

  • удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
  • удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;
  • удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
  • удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
  • удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью.

    Главным среди  перечисленных показателей является объем производства продукции, который  с большей объективностью характеризует  данную форму общественной организации  производства.

    Экономический эффект концентрации заключается в улучшении  технико-экономических показателей  изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и  предприятий. Сосредоточение больших  производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии  позволяет более эффективно и  экономично использовать все основные элементы производства (оборудование, сырье и материалы, рабочую силу) и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость  продукции. Крупные предприятия  обеспечивают более высокую эффективность  производства (поэтому гостиничные  предприятия, например, стремятся к  объединению в гостиничные цепи).

    На крупных предприятиях производительность труда значительно  выше, чем на мелких. Преимущества крупных предприятий сводятся к следующим основным моментам:

  • на крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает наибольший экономический эффект, проявляющийся в удешевлении единицы мощности, так как возрастание производительной способности оборудования сопровождается значительно меньшим ростом его стоимости;
  • укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда;
  • издержки предприятия, которые растут не пропорционально росту объема производства (содержание административно-управленческого персонала, расходы, связанные с освещением и отоплением зданий, и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии;
  • крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и более совершенных методов технологии производства. Кроме того, на крупных предприятиях создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов;
  • на крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, мощных конструкторских и технологических бюро, опытных установок. Затраты на их содержание составляют небольшую долю в себестоимости изделий, но они содействуют научно-техническому прогрессу и росту эффективности общественного производства.

Информация о работе Совершенствование форм общественной организации в туризме