Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:39, курс лекций
Одним из важнейших условий повышения эффективности производства является совершенствование форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Совершенствование форм общественной организации в туризме как условие повышения эффективности производства: специализация и кооперация, концентрация производства в туризме
Одним из важнейших
условий повышения
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация
производства является эффективной
формой общественного разделения труда.
Специализация ведет к
Различают специализацию отрасли, предприятия, специализацию внутри предприятия.
Специализация отрасли выражается в расщеплении существующих подотраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.
Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.
Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.
Процесс специализации в отрасли осуществляется по следующим направлениям:
В соответствии с названными направлениями имеются две основные формы специализации производства: предметная и технологическая (стадийная).
Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т.д.). Предметная специализация предприятия сопровождается углублениемее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные филиалы.
Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции.
Конкретные формы специализации, их удельной вес и значение зависят от особенностей и уровня развития каждой отрасли.
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:
Специализация
тесно связана с
Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:
Уровень производственного кооперирования характеризуется
следующими показателями:
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.
Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
С точки зрения основных направлений процесса укрупнения отрасли концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.
Весьма эффективной
формой концентрации отрасли является
централизация. Она означает создание
крупных производственных комплексов
при слиянии отдельных
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим трем направлениям:
Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы (в зависимости от поставленных задач) как отдельные показатели, так и их система.
Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:
Уровень концентрации производства в отраслях, например в промышленности, определяется с помощью следующих показателей:
- объем выпуска
продукции за год,
Главным среди
перечисленных показателей
Экономический эффект
концентрации заключается в улучшении
технико-экономических
На крупных предприятиях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Преимущества крупных предприятий сводятся к следующим основным моментам:
Информация о работе Совершенствование форм общественной организации в туризме