Совершенствование форм общественной организации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:39, курс лекций

Описание

Одним из важнейших условий повышения эффективности производства является совершенствование форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование форм общественной организации в туризме как условие повышения эффективности производства.docx

— 36.71 Кб (Скачать документ)

    Однако чрезмерное укрупнение заводов и фабрик не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения: существует граница, за пределами которой увеличение масштабов  производства уже не вызывает улучшения  экономических показателей. На небольших  же специализированных предприятиях может  быть сосредоточено и уникальное мелкосерийное производство.

    Как общие, так  и специфические факторы действуют  в тесной взаимосвязи, и при определении  оптимального размера предприятий  учитывается влияние той или  иной совокупности факторов.

    Наряду с этим при экономическом обосновании  оптимальных размеров предприятий  должны приниматься во внимание следующие  условия:

    общественная потребность  в данном виде продукции; обеспечение  выполнения требований научно-технического прогресса;

    - повышение эффективности  капитальных вложений;

    - наиболее полное  использование всех имеющихся  ресурсов, снижение себестоимости  продукции и повышение рентабельности  производства;

    - организационные  и экономические границы эффективного  хозяйственного управления предприятиями.

    Структура туристского  рынка также в значительной мере определяется масштабами производства (концентрацией производства). Процесс  концентрации в экономике это  явление мирового масштаба. Оно выражается в том, что в ходе образования  олигополии и монополий происходит непрерывное укрупнение хозяйствующих  единиц. Большие предприятия постепенно вытесняют мелкие, занимая господствующие позиции на рынке. В их руках сосредоточивается  огромная экономическая власть.

    Концентрация протекает  крайне неравномерно на отдельных предприятиях, в разных отраслях и странах.

    В отличие от отраслей материального производства, где  еще на рубеже XIXXX вв. доминирующее положение  получили крупные предприятия, в  туризме этот процесс начался  сравнительно недавно (только в 1970-х  гг.), однако он проходит очень бурно, охватив все секторы туристской индустрии. В сферах размещения и  общественного питания сформировались гигантские гостиничные и ресторанные  цепи; среди туристских фирм выделился  ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками организованных путешествий, а рынок воздушных  перевозок оказался поделенным между  ведущими авиакомпаниями мира.

    Современный этап развития туризма характеризуется  наличием большого числа мелких предприятий (в основном семейного типа), кустарных  и полукустарных производств, которые  сосуществуют с несравнимо более  мощными и влиятельными корпорациями.

    Среди фирм, участвующих  в рыночных операциях в туризме, в количественном отношении преобладают  малые формы бизнеса. Во Франции  на 70 % предприятий гостиничного типа численность обслуживающего персонала  на каждом из них не превышает 5 человек. Половина всех занятых в отелях, кафе и ресторанах приходится на предприятия  с численностью работников менее 10 человек.

    Среди турагентств  доля фирм, на которых работает менее 6 человек, составляет 57,5 %. При таком  большом количестве они обеспечивают работой только 13,9 % от общего числа  занятых в туристском секторе  Франции, дают 8,4% торгового оборота  и приносят 9,5 % добавленной стоимости. Вместе с тем на 26 самых крупных  турагентств страны (1,9 % общего их количества), с численностью персонала более 100 человек каждое, приходится 46,3 % всех занятых в турагентствах, 49,2 % торгового оборота и 56,6 % добавленной стоимости. Эти цифры свидетельствуют о заметной роли крупных фирм на рынке туристских услуг.

    Более высокие  уровни концентрации отмечаются в туроператорском  секторе. Пять ведущих французских  туроператоров, включая "Средиземноморский  клуб", контролируют половину рынка  пэкидж-туров, а десять доминирующих фирм 67 %. Близкие значения коэффициент рыночной концентрации принимает в других развитых туристских странах. На два первых туроператора приходится в Японии 30 % совокупного объема продаж пэкидж-туров, в Бельгии 60%, в Нидерландах 70%. Рыночная доля трех первых туроператоров составляет в ФРГ 42%, в Швейцарии более 60 %, в Великобритании 75 %.

    В основе процесса концентрации в туризме лежат  те же причины, что и в других отраслях экономики, прежде всего эффект масштаба производства. Наряду с ними можно  выделить специфические факторы, определяющие динамизм и разнообразие форм концентрации туристского рынка. Толчком к  его монополизации служит недолговечность  туристских предприятий (главным образом  отелей), вследствие утяжеленной структуры  издержек, и турагентств. Их частые банкротства и поглощения становятся массовыми в периоды экономических  кризисов. Другой, вытекающий из первого, фактор высокие коммерческие риски  операций на рынках путешествий. Туристские компании страхуют риски, расширяя географию  своего представительства, а также  спектр предлагаемых продуктов. Они  выходят на внешние рынки стран, лидирующих по отправке или приему международных туристских потоков, открывают в них свои филиалы, создают транснациональные цепи. Для большей устойчивости они  проникают в смежные секторы  туризма. Кроме них, прямой интерес  в туризме часто обнаруживают фирмы других отраслей и сфер экономики: от пищевой и текстильной промышленности до черной металлургии, а также банковского  сектора. Эти компании также получают прибыль от реализации туристских продуктов.

    Концентрация производства в туристской индустрии осуществляется двумя путями: внутренним и внешним. В первом случае укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей  единицы вследствие капитализации  прибыли (внутреннего роста). Во втором случае экономическая власть у монополистического образования сосредоточивается  в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий. Специалисты  различают три формы объединения: интеграция, диверсификация и конгломерация.

    1. Интеграция. Это  объединение технологически однородных  производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую  технологическую цепочку, начиная  от обработки сырья и заканчивая  выпуском готовых продуктов (вертикальная  интеграция).

    В туризме, как  и в других отраслях, существуют разные способы интеграции от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области  менеджмента, заключение договоров  о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение в туристской индустрии. С этим связана еще одна особенность интеграции в туризме. Туристская компания имеет больше экономических преимуществ за счет экономии от масштаба производства, если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии, а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов. Во-первых, эти цепи "стягивают" пространственно разделенные районы, генерирующие туристские потоки, и дестинации, принимающие их. Во-вторых, лучше производить целый туристский продукт по частям, что соответствует комплексному его восприятию потребителями, чем концентрировать усилия на оказании одного вида туристских услуг.

    Интеграция имеет  несколько разновидностей. Самой  ранней ее формой в туризме, не потерявшей актуальности и сегодня, считается  горизонтальная интеграция. Ей обязаны  своим появлением первые гостиничные  цепи.

    Туристские предприятия, находящиеся на одной ступени  технологического процесса, т.е. выпускающие  одинаковую продукцию или оказывающие  аналогичные услуги, объединяются для  того, чтобы получить экономию от масштаба производства, нарастить объем поставок или сбыта, ограничить или устранить  конкуренцию. Каждое предприятие в  отдельности либо ощущает недостаток капитала, производственных мощностей  и маркетинговых ресурсов для  дальнейшей самостоятельной деятельности, либо боится рисковать, либо видит в  альянсе с другими предприятиями  немалые выгоды для себя.

    Экономические преимущества, которые получают крупные предприятия, стали очевидны с превращением туризма  в массовое явление современности. Вместе с ростом спроса на путешествия  поднималась волна горизонтальных объединений.

    На авиатранспорте горизонтальная интеграция продиктована, скорее стремлением авиакомпаний удержать клиентов на остроконкурентных рынках воздушных перевозок, нежели достичь экономии от масштаба производства. Она принимает простые формы: партнерство, обмен идентификационными кодами между авиакомпаниями, совместная рекламная деятельность. Поглощение одним перевозчиком другого встречается реже, поскольку оно связано с большими капитальными затратами. Горизонтальная интеграция способствует более эффективному использованию парков воздушных судов (главным образом снижению простоев транспортных средств путем совместной их эксплуатации), позволяет значительно увеличить число комбинаций маршрутов, обеспечивает доступ к новым сбытовым каналам, в частности расширяет возможности использования глобальных компьютерных систем бронирования.

    Вышесказанное в  основном относится к гостиничному хозяйству и другим секторам туризма, в которых эффективность понимается как установление контроля над потребительским  спросом в целях приведения его  в соответствие с фиксированным  предложением. Гостиничные и мотельные  цепи получают экономический эффект благодаря централизованному управлению и совместным маркетинговым усилиям, включая создание общих сбытовых служб.

    В отличие от авиаперевозок  и гостиничного дела туроператорская  и турагентская деятельность характеризуется  низкой капиталоемкостью, поэтому среди  посредников процессы горизонтальной интеграции часто протекают в  виде слияний или путем приобретения контрольных пакетов акций. Подавляющая  часть созданных таким образом  крупных туроператоров и турагентств  остается в пределах национальных границ, и только некоторые образуют широкие  международные цепи.

    Горизонтальную  интеграцию в туризме следует  отличать от вертикальной. Наибольший эффект она приносит в сфере распределения. В результате интеграции образуются вертикальные маркетинговые системы, бросающие вызов традиционным каналам сбыта. В обычной товаропроводящей цепочке каждое звено является отдельным независимым предприятием, стремящимся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб структуре в целом. При переходе к вертикальной маркетинговой системе действующие субъекты (производитель, оптовые и розничные торговцы) не меняются, однако они выступают как единый организм. В этом случае один из членов канала обладает экономической мощью, обеспечивающей их сотрудничество. Доминирующей силой в рамках вертикальной маркетинговой системы может быть как производитель, так и оптовик или розничный торговец.


Информация о работе Совершенствование форм общественной организации в туризме