Стадии развития политических конфликтов и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:14, реферат

Описание

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов.

Содержание

Специфика политических конфликтов 3
Типология политических конфликтов и кризисов 8
Стадии развития политических конфликтов и пути их решения 16
Используемая литература 20

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.docx

— 34.10 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Специфика политических конфликтов 3
Типология политических конфликтов и кризисов 8
Стадии  развития политических конфликтов и  пути их решения 16
Используемая  литература 20

 

  

Специфика политических конфликтов

Политический  конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное  противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов.

Основным  объектом политического конфликта  выступает политическая власть как  способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к  этим группам, не только различны, но и  противоположны: те группы, которые  обладают властью, заинтересованы в  ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает  политический конфликт.

Причины политических конфликтов.

В качестве основной, универсальной причины  конфликта можно назвать несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

· Вопросы  власти. Люди занимают неравное положение  в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может  сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

· Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

· Следствие  непродуманной политики. Принятие властными  структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

· Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

· Различие намерений и поступков отдельных  личностей, социальных групп, партий.

· Зависть.

· Ненависть.

· Расовая, национальная и религиозная неприязнь  и др.

Существуют  разные теоретические подходы, объясняющие  причины возникновения политических конфликтов:

1. С  позиции ресурсного подхода источник  конфликтов кроется в неравном  распределении средств жизнедеятельности:  территории, сырьевых и энергетических  ресурсов, материальных и духовных  благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп  к общественным благам есть  проявление социального неравенства.  Поэтому этот подход часто  конкретизируется в рассмотрении  проблемы причин социального  неравенства. Согласно марксистской  теории, источник социального неравенства  следует искать в сфере экономических  отношений: владение или невладение собственностью. Но существует и другая точка зрения, согласно которой неравный доступ к благам формируется в сфере политической власти. Господствующие социальные группы монополизируют право на нормополагание, истолкование законов и применение санкций; именно эти группы и распоряжаются ресурсами. Так, например, Р. Дарендорф видит причину конфликтов в различиях статусов социальных групп и соответственно в неравном доступе к шансам развития. Статус группы определяется положением в системе отношений "управляющие - управляемые".

2. Согласно  другому подходу, в основе конфликтов  лежит неудовлетворенность универсальных  человеческих потребностей. Подобный  подход разделял известный русско-американский  социолог П. Сорокин. "Непосредственной  предпосылкой всякой революции, - писал он,- всегда было увеличение  подавленных базовых инстинктов  большинства населения, а также  невозможность даже минимального  их удовлетворения..."2. К числу  базовых инстинктов ученый отнес  потребность в жилище, пище, одежде, коллективного самосохранения, потребность  в самовыражении, творческой работе  и свободе. Современные ученые, продолжая это направление, к  числу базовых относят также и потребность экономической безопасности (желание сохранить свою работу и заинтересованность в увеличении заработной платы), а также потребность в идентичности, иными словами - принадлежности к определенной группе. Но конфликты порождаются не самими потребностями, а неадекватностью средств их удовлетворения, что вновь позволяет поставить вопрос о социальной организации общества и отношениях неравенства.

3. Согласно  ценностному подходу природу  конфликта следует искать во  взаимоисключающих системах верований,  убеждений, культурных стереотипах  и несовпадениях представлений  о справедливости, присущих разным  социальным группам. Источником  конфликтов могут быть процессы  самоидентификации людей, т.е.  осознания ими своей принадлежности  к социальным, религиозным, этническим, идеологическим и прочим группам,  со стремлением защитить культурную  целостность и самобытность.

4. Существует  подход, объясняющий конфликты природой  политики. Эта точка зрения была  обоснована немецким политологом  и юристом К. Шмиттом и получила дальнейшее развитие в работах французского конфликтолога Ж. Фрёнда. Согласно этой позиции, смыслом существования политики являются взаимоотношения субъектов по схеме "друг" - "враг". Поэтому все политические отношения конфликтны по своей природе. Сама же политика формируется из экономических, нравственных и социальных отношений именно тогда, когда общественные противоречия осознаются как отношения "друзей" и "врагов".

5. Существуют  биологические подходы в объяснении  конфликтов. Сторонники этого подхода  видят в конфликтах проявление  присущего человеку инстинкта  агрессивности, аналогичного инстинкту  животных. Так, К. Лоренц рассматривал  агрессивность как постоянное  внутреннее напряжение, которое  требует разрядки и всегда  находит внешнее выражение невзирая на то, есть для этого подходящий раздражитель или нет. Еще ранее итальянский врач Ч. Ломброзо вывел склонность отдельных людей к насилию из их физиологических особенностей.

6. Социо-биологический подход при рассмотрении конфликтов опирается на дарвинистскую теорию естественного отбора. Войны, конфликты есть проявление закона борьбы за выживание в обществе. Так, для социал-дарвиниста Л. Гумпловича причина конфликтов кроется в природной враждебности людей друг к другу, к другим расам и в несовместимости культур этих народов.

7. Психологические  подходы видят причины агрессивности  в свойствах психики личности. Согласно психоаналитической трактовке  З. Фрейда, насильственные формы  проявления конфликтов в обществе  неизбежны. С одной стороны,  человеку изначально присущ инстинкт  агрессивности, с другой - человек  вынужден следовать социальным  нормам. Это создает внутреннее  напряжение, которое может разрядиться  в форме насилия либо по  отношению к себе, либо по отношению  к другим.

8. Согласно  другим психологическим подходам, конфликтное поведение следует  рассматривать как реакцию на  фрустрацию. Под фрустрацией понимается  психологическое напряжение, вызванное  неудачей в неудовлетворении  каких-либо потребностей и желаний.  Причем одни психологи утверждают, что любая фрустрация приводит  к разным формам насилия, другие  допускают множество реакцией  на нее, в том числе апатию, которую можно понимать как  паралич любой мотивации.

Краткий обзор существующих подходов позволяет  сделать вывод, что в объяснении источников общественных конфликтов существуют два основных направления: ведущая  роль отводится либо социальным, либо внесоциальным факторам. Но в конечном итоге конфликты порождаются  объективно существующими социальными  противоречиями. Психологические же трактовки раскрывают субъективные аспекты формирования мотивации  на конфликт и его эмоциональную  составляющую.

Хотя  конфликты вытекают из противоречий, эти явления не совпадают полностью. Противоречия указывают на противоположность  интересов между различными группами. Они могут существовать длительное время, но не перерастать в конфликт. Однако накопление противоречий в экономической, политической и социальной сферах общества может привести к подъему социальной напряженности. Если вовремя не принять  меры по смягчению этой ситуации, социальная напряженность может перерасти  в конфликт.

 

  

Типология политических конфликтов и кризисов

Многообразие  политических конфликтов позволяет  их типологизировать по разным основаниям. Обычно выделяются горизонтальные и вертикальные политические конфликты.

Горизонтальные  конфликты. Предметом спора в  горизонтальных конфликтах являются распределение  властных полномочий между различными политико-государственными институтами, между разными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перестановки в  органах власти и управления, корректировка  политического курса, принятие новых  нормативных актов, увеличивающих  или сокращающих объем полномочий отдельных субъектов власти. Большинство  конфликтов этого типа затрагивает  правовые взаимоотношения сторон:

1. Конфликты  между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает  потенциальную возможность коллизий  между законодательной, исполнительной  и судебной властью. В демократических  странах эти конфликты нормативно  регламентированы. Так, конституции  многих стран предусматривают  такие способы их легального  разрешения, как роспуск парламента, вотум недоверия правительству,  право на процедуру импичмента  в отношении президента. Но возможны  ситуации перерастания конфликтов  в более острую форму - политический  кризис. История стран с неразвитыми  демократическими традициями знает  примеры, когда конфликт ветвей  власти развивался в направлении  их прямого столкновения. Следствием  подобных кризисов является дестабилизация  всей политической системы. Некоторые  кризисы были настолько сильны, что теряли возможность конституционного  разрешения (Россия, в октябре 1993 г.).

2. Конфликты  внутри институтов власти. В тех  странах, где кабинет министров  формируется с участием парламента  и на коалиционной основе, нередко  возникают правительственные кризисы.  Формирование правительства на  многопартийной основе создает  большую вероятность появления  разногласий с последующей отставкой  отдельных его членов. Парламентское  большинство также может высказывать  вотум недоверия правительственному  курсу и сформировать новый  кабинет министров. Примером подобной  правительственной нестабильности  является Италия, в которой практически  каждый год меняется кабинет  министров. Внутрипарламентские конфликты проявляются в форме политической борьбы разных фракций или в противостоянии палат парламента. Парламент представляет собой непосредственную институциональную арену, на которой в мирных формах выясняется соотношение интересов и сил разных социальных групп. Не исключено проявление и острой политической конфронтации: особенно это касается тех парламентов, в которых оппозиция представлена значительным количеством мест, либо многочисленные фракции ориентируется на прямо противоположные подходы в принятии законов и в оценке деятельности правительства. Это делает невозможным принятие каких-либо общих решений, что приводит к параличу законодательной деятельности парламента. Такая ситуация позволяет говорить о парламентском кризисе.

3. Конфликты  между партиями и общественными  движениями с разными идеологическими  ориентациями.

4. Конфликты  между разными звеньями управленческого  аппарата.

Вертикальные  политические конфликты развиваются  по линии "власть - общество". В  их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности  влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает  средством доступа этих групп  к экономическим и социальным благам. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.

Статусно-ролевые конфликты . Их источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. Эти конфликты могут подпитываться ощущением какой-либо группой недостатка социального признания и власти. Примером этого может служить роль третьего сословия в буржуазных революциях XVIII-XIX вв. либо этнические конфликты, предметом которых являются вопросы повышения автономии или политического суверенитета какого-либо народа.

Информация о работе Стадии развития политических конфликтов и пути их решения