Содержание
Специфика
политических конфликтов |
3 |
Типология
политических конфликтов и кризисов |
8 |
Стадии
развития политических конфликтов и
пути их решения |
16 |
Используемая
литература |
20 |
Специфика
политических конфликтов
Политический
конфликт - это столкновение, противоборство
политических субъектов, обусловленное
противоположностью их политических интересов,
ценностей, целей и взглядов.
Основным
объектом политического конфликта
выступает политическая власть как
способ и средство господства одного
социального слоя (класса) над другим.
Интересы же людей, принадлежащих к
этим группам, не только различны, но и
противоположны: те группы, которые
обладают властью, заинтересованы в
ее удержании, сохранении и укреплении,
те же, которые власти лишены и не
имеют к ней доступа, заинтересованы,
чтобы изменить существующее положение,
добиться перераспределения власти.
Именно поэтому они и вступают
в конкурентные взаимодействия, осознанным
воплощением которых выступает
политический конфликт.
Причины
политических конфликтов.
В качестве
основной, универсальной причины
конфликта можно назвать несовместимость
претензий сторон при ограниченности
возможностей их удовлетворения.
Причинами
конфликтов также являются:
· Вопросы
власти. Люди занимают неравное положение
в системе иерархий: одни управляют,
командуют, другие - подчиняются. Может
сложиться ситуация, когда недовольными
бывают не только подчиненные (несогласие
с управлением), но и управляющие
(неудовлетворительное исполнение).
· Нехватка
средств к существованию. Недостаточно
полное или ограниченное получение средств
вызывает недовольство, протесты, забастовки,
митинги и т.д., что объективно нагнетает
напряженность в обществе.
· Следствие
непродуманной политики. Принятие властными
структурами поспешного, неотмоделированного
решения может вызвать недовольство большинства
народа и способствовать возникновению
конфликта.
· Несовпадение
индивидуальных и общественных интересов.
· Различие
намерений и поступков отдельных
личностей, социальных групп, партий.
· Зависть.
· Ненависть.
· Расовая,
национальная и религиозная неприязнь
и др.
Существуют
разные теоретические подходы, объясняющие
причины возникновения политических
конфликтов:
1. С
позиции ресурсного подхода источник
конфликтов кроется в неравном
распределении средств жизнедеятельности:
территории, сырьевых и энергетических
ресурсов, материальных и духовных
благ, ресурсов власти, привилегий.
Неравный доступ людей и групп
к общественным благам есть
проявление социального неравенства.
Поэтому этот подход часто
конкретизируется в рассмотрении
проблемы причин социального
неравенства. Согласно марксистской
теории, источник социального неравенства
следует искать в сфере экономических
отношений: владение или невладение
собственностью. Но существует и другая
точка зрения, согласно которой неравный
доступ к благам формируется в сфере политической
власти. Господствующие социальные группы
монополизируют право на нормополагание,
истолкование законов и применение санкций;
именно эти группы и распоряжаются ресурсами.
Так, например, Р. Дарендорф видит причину
конфликтов в различиях статусов социальных
групп и соответственно в неравном доступе
к шансам развития. Статус группы определяется
положением в системе отношений "управляющие
- управляемые".
2. Согласно
другому подходу, в основе конфликтов
лежит неудовлетворенность универсальных
человеческих потребностей. Подобный
подход разделял известный русско-американский
социолог П. Сорокин. "Непосредственной
предпосылкой всякой революции,
- писал он,- всегда было увеличение
подавленных базовых инстинктов
большинства населения, а также
невозможность даже минимального
их удовлетворения..."2. К числу
базовых инстинктов ученый отнес
потребность в жилище, пище, одежде,
коллективного самосохранения, потребность
в самовыражении, творческой работе
и свободе. Современные ученые,
продолжая это направление, к
числу базовых относят также и потребность
экономической безопасности (желание
сохранить свою работу и заинтересованность
в увеличении заработной платы), а также
потребность в идентичности, иными словами
- принадлежности к определенной группе.
Но конфликты порождаются не самими потребностями,
а неадекватностью средств их удовлетворения,
что вновь позволяет поставить вопрос
о социальной организации общества и отношениях
неравенства.
3. Согласно
ценностному подходу природу
конфликта следует искать во
взаимоисключающих системах верований,
убеждений, культурных стереотипах
и несовпадениях представлений
о справедливости, присущих разным
социальным группам. Источником
конфликтов могут быть процессы
самоидентификации людей, т.е.
осознания ими своей принадлежности
к социальным, религиозным, этническим,
идеологическим и прочим группам,
со стремлением защитить культурную
целостность и самобытность.
4. Существует
подход, объясняющий конфликты природой
политики. Эта точка зрения была
обоснована немецким политологом
и юристом К. Шмиттом и получила
дальнейшее развитие в работах французского
конфликтолога Ж. Фрёнда. Согласно этой
позиции, смыслом существования политики
являются взаимоотношения субъектов по
схеме "друг" - "враг". Поэтому
все политические отношения конфликтны
по своей природе. Сама же политика формируется
из экономических, нравственных и социальных
отношений именно тогда, когда общественные
противоречия осознаются как отношения
"друзей" и "врагов".
5. Существуют
биологические подходы в объяснении
конфликтов. Сторонники этого подхода
видят в конфликтах проявление
присущего человеку инстинкта
агрессивности, аналогичного инстинкту
животных. Так, К. Лоренц рассматривал
агрессивность как постоянное
внутреннее напряжение, которое
требует разрядки и всегда
находит внешнее выражение невзирая
на то, есть для этого подходящий раздражитель
или нет. Еще ранее итальянский врач Ч.
Ломброзо вывел склонность отдельных
людей к насилию из их физиологических
особенностей.
6. Социо-биологический
подход при рассмотрении конфликтов опирается
на дарвинистскую теорию естественного
отбора. Войны, конфликты есть проявление
закона борьбы за выживание в обществе.
Так, для социал-дарвиниста Л. Гумпловича
причина конфликтов кроется в природной
враждебности людей друг к другу, к другим
расам и в несовместимости культур этих
народов.
7. Психологические
подходы видят причины агрессивности
в свойствах психики личности.
Согласно психоаналитической трактовке
З. Фрейда, насильственные формы
проявления конфликтов в обществе
неизбежны. С одной стороны,
человеку изначально присущ инстинкт
агрессивности, с другой - человек
вынужден следовать социальным
нормам. Это создает внутреннее
напряжение, которое может разрядиться
в форме насилия либо по
отношению к себе, либо по отношению
к другим.
8. Согласно
другим психологическим подходам,
конфликтное поведение следует
рассматривать как реакцию на
фрустрацию. Под фрустрацией понимается
психологическое напряжение, вызванное
неудачей в неудовлетворении
каких-либо потребностей и желаний.
Причем одни психологи утверждают,
что любая фрустрация приводит
к разным формам насилия, другие
допускают множество реакцией
на нее, в том числе апатию,
которую можно понимать как
паралич любой мотивации.
Краткий
обзор существующих подходов позволяет
сделать вывод, что в объяснении
источников общественных конфликтов существуют
два основных направления: ведущая
роль отводится либо социальным, либо
внесоциальным факторам. Но в конечном
итоге конфликты порождаются
объективно существующими социальными
противоречиями. Психологические же
трактовки раскрывают субъективные
аспекты формирования мотивации
на конфликт и его эмоциональную
составляющую.
Хотя
конфликты вытекают из противоречий,
эти явления не совпадают полностью.
Противоречия указывают на противоположность
интересов между различными группами.
Они могут существовать длительное
время, но не перерастать в конфликт.
Однако накопление противоречий в экономической,
политической и социальной сферах общества
может привести к подъему социальной
напряженности. Если вовремя не принять
меры по смягчению этой ситуации, социальная
напряженность может перерасти
в конфликт.
Типология
политических конфликтов
и кризисов
Многообразие
политических конфликтов позволяет
их типологизировать по разным основаниям.
Обычно выделяются горизонтальные и вертикальные
политические конфликты.
Горизонтальные
конфликты. Предметом спора в
горизонтальных конфликтах являются распределение
властных полномочий между различными
политико-государственными институтами,
между разными сегментами правящей
элиты, противоречия внутри самих политических
институтов. Результатом этих конфликтов
могут быть кадровые перестановки в
органах власти и управления, корректировка
политического курса, принятие новых
нормативных актов, увеличивающих
или сокращающих объем полномочий
отдельных субъектов власти. Большинство
конфликтов этого типа затрагивает
правовые взаимоотношения сторон:
1. Конфликты
между основными ветвями власти.
Принцип разделения властей закладывает
потенциальную возможность коллизий
между законодательной, исполнительной
и судебной властью. В демократических
странах эти конфликты нормативно
регламентированы. Так, конституции
многих стран предусматривают
такие способы их легального
разрешения, как роспуск парламента,
вотум недоверия правительству,
право на процедуру импичмента
в отношении президента. Но возможны
ситуации перерастания конфликтов
в более острую форму - политический
кризис. История стран с неразвитыми
демократическими традициями знает
примеры, когда конфликт ветвей
власти развивался в направлении
их прямого столкновения. Следствием
подобных кризисов является дестабилизация
всей политической системы. Некоторые
кризисы были настолько сильны,
что теряли возможность конституционного
разрешения (Россия, в октябре 1993
г.).
2. Конфликты
внутри институтов власти. В тех
странах, где кабинет министров
формируется с участием парламента
и на коалиционной основе, нередко
возникают правительственные кризисы.
Формирование правительства на
многопартийной основе создает
большую вероятность появления
разногласий с последующей отставкой
отдельных его членов. Парламентское
большинство также может высказывать
вотум недоверия правительственному
курсу и сформировать новый
кабинет министров. Примером подобной
правительственной нестабильности
является Италия, в которой практически
каждый год меняется кабинет
министров. Внутрипарламентские конфликты
проявляются в форме политической борьбы
разных фракций или в противостоянии палат
парламента. Парламент представляет собой
непосредственную институциональную
арену, на которой в мирных формах выясняется
соотношение интересов и сил разных социальных
групп. Не исключено проявление и острой
политической конфронтации: особенно
это касается тех парламентов, в которых
оппозиция представлена значительным
количеством мест, либо многочисленные
фракции ориентируется на прямо противоположные
подходы в принятии законов и в оценке
деятельности правительства. Это делает
невозможным принятие каких-либо общих
решений, что приводит к параличу законодательной
деятельности парламента. Такая ситуация
позволяет говорить о парламентском кризисе.
3. Конфликты
между партиями и общественными
движениями с разными идеологическими
ориентациями.
4. Конфликты
между разными звеньями управленческого
аппарата.
Вертикальные
политические конфликты развиваются
по линии "власть - общество". В
их основе лежит разный доступ социальных
групп к управлению, разные возможности
влияния на принятие решений. Власть
как предмет конфликта выступает
средством доступа этих групп
к экономическим и социальным благам.
Выделяют несколько подвидов вертикальных
конфликтов.
Статусно-ролевые
конфликты . Их источником является неравенство
политических статусов, неравный объем
политических и гражданских прав, дискриминация
по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания.
Эти конфликты могут подпитываться ощущением
какой-либо группой недостатка социального
признания и власти. Примером этого может
служить роль третьего сословия в буржуазных
революциях XVIII-XIX вв. либо этнические конфликты,
предметом которых являются вопросы повышения
автономии или политического суверенитета
какого-либо народа.