Стадии развития политических конфликтов и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:14, реферат

Описание

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, целей и взглядов.

Содержание

Специфика политических конфликтов 3
Типология политических конфликтов и кризисов 8
Стадии развития политических конфликтов и пути их решения 16
Используемая литература 20

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.docx

— 34.10 Кб (Скачать документ)

Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета. Известно, что распаду СССР предшествовала "война законов", выраженная в принятии отдельными союзными республиками законов, которые противоречили общесоюзному законодательству и Конституции. В 90-х гг. "волна суверенизации" в России привела к утверждению конфликтной модели взаимоотношений между общефедеральным центром и отдельными республиками.

Все вертикальные конфликты возникают как результат  социального сравнения. Группа может  сравнивать свое положение с более  благополучной позицией в прошлом  или с уровнем более высокой  статусной группы. Группа может надеяться  на более высокое положение в  будущем. Нелестные для нее сравнения  рождают чувства неудовольства и фрустрацию. В первой половине 90-х гг. напряженность, присутствующая в российском обществе, была связана с тем, что фрустрация приобрела массовый характер. Она стала психологической реакцией на чрезмерно завышенные ожидания: в начале реформ общество надеялось на возможность очень быстрого перехода к модернизированной экономической и политической системе.

Режимные  политические конфликты, преследующие цели изменения политического строя  или радикального изменения политического  курса. Неэффективность проводимой политики может привести к полной утрате населением доверия к власти. Например, в конце 80-х гг. проявлением  конфликта между обществом и  властью стало движение за отмену 6-й статьи Конституции СССР, которая  приписывала к КПСС статус руководящей силы общества. Конституционным способом разрешения подобных конфликтов является голосование за кандидатов оппозиции на следующих выборах. В такой форме может быть выражен протест и желание населения на радикальное изменения политического и экономического курса.

Резонируя и накладываясь друг на друга, конфликты проявляют себя в форме политического кризиса. Можно говорить как о кризисах отдельных институтов власти, так и о режимных кризисах, которые проявляются в разрыве между правящей элитой и обществом, в утрате властью легитимности, в дезинтеграции государственного управления, в резкой активизации оппозиционных сил (например, режимный кризис СССР в конце 80-х гг.). Эти кризисы сопровождаются массовыми акциями гражданского неповиновения, митингами и демонстрациями либо проявляются в форме бунтов (массовых стихийных выступлений) и революций, направленных на изменение существующей политической системы.

Конфликт  потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей.

Конфликт  потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти - демократия, авторитаризм или тоталитаризм. Он может проявляться и в форме  конфликта между политической практикой  и нравственностью.

Конфликт  интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение  социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого  блага. Поскольку именно система  власти с помощью законодательства регулирует и закрепляет систему  распределения ценностей, различие социальных интересов может трансформироваться во взаимоисключающие политические интересы.

Конфликт  ценностей вызван несовпадением  системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся  в социальных идеалах, религиозных  и идеологических ценностях. Он может  выступать в форме конфликта  политических культур, т.е. как разных политических ценностей и представлений  о целях развития. Ценностный компонент  является важнейшей составной частью межэтнических и конфессиональных конфликтов современного мира.

По характеру  нормативного регулирования выделяют институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые подчиняются установленным правилам игры, нормативно регулируются, протекают открыто и в мирных формах, вторые - тяготеют к стихийности.

По степени  публичности конфликты могут  быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы  отстаивания своих полномочий характерны для взаимоотношений разных сегментов  политической элиты.

Реальные (действительные) и иллюзорные конфликты. В зависимости от того, какие причины  порождают коллизии, можно выделить реальные (действительные) конфликты, вызванные объективными причинами, и иллюзорные конфликты, детерминированные  кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью  предъявляемых претензий, ложными стереотипами. Последний тип конфликтов часто можно наблюдать в условиях социально-экономического кризиса. Поскольку истинные причины бедственного положения для людей недосягаемы, в силу сознательной дезинформации, распространяемой заинтересованной стороной, гнев социальных групп может быть направлен на "мнимых" виновников. Ими могут быть другие народы, представители других классов, другие партии. Наконец, источником иррациональных конфликтов может быть амбициозность политического лидера, использующего любой повод для обострения взаимоотношений с другими политическими акторами.

Насильственные  или мирные, позитивные или деструктивные  конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными  или мирными, а по своим последствиям - позитивными или деструктивными.

Конфликты демократического, тоталитарного, авторитарного  или переходного обществ. Конфликты  демократического общества, как правило, открыты и институционализированы. Разнообразие институтов представительства групповых интересов и учета мнений открывает возможности широкой общественной дискуссии. В недемократических обществах главной детерминантой выступает силовое разрешение властью возникших коллизий. Особой конфликтностью характеризуется общество, осуществляющее переход к модернизированной экономической и политической системе. С одной стороны, процесс модернизации порожден кризисами старой общественной системы, но с другой - сам несет в себе новые кризисы. Конфликты переходного общества обусловлены целым рядом причин: нарушением баланса интересов различных групп, расколом правящей элиты и поляризацией ценностей в самом обществе. Так, например, в России различия в идеологических и культурных ценностях проявляются в форме острой борьбы относительно перспектив ее конечного развития: демократия или авторитаризм, рынок или государственное планирование, вестернизация (полное копирование западной общественной модели) или использование национальных традиций, элитарность или социальность. Население ориентируется на противоположные общественные модели: то, что признается одними группами, отрицается другими, при этом отсутствует центристская культура, синтезирующая крайности. Ситуация осложняется тем, что в обществах переходного типа, как правило, отсутствует опыт консенсусного разрешения конфликтов.

В политической науке описаны наиболее типичные для переходного общества кризисы. В частности выделяются следующие  кризисы:

1. кризис  идентичности, который вызван противоречиями, связанными с отказом от старых  и поиском новых систем ценностей,  идей и символов. Во многих  странах наиболее типичным способом  разрешения кризиса идентичности  стала апелляция правящих элит  к популизму, национализму, обращение  к истории этого народа или  призыв к модернизационному рывку в будущее;

2. кризис  распределения материальных и  духовных благ. Начало перехода  к рынку не гарантирует одновременного  роста благосостояния всех слоев  населения. Ресурсы для осуществления  экономической модернизации ищут  внутри общества, а это требует  изменения стандартов и способов  распределения. Например, политика, направленная на стабилизацию  экономики и на борьбу с  инфляцией, требует упорядочивания  социальных расходов государства  и сокращения нерентабельного  сектора экономики, что не может  не сказаться на жизненном  уровне населения;

3. кризис  легитимности, порождаемый разочарованием  части населения "курсом реформ". Это снижает социальную базу  поддержки политической элиты,  с которой ассоциируются реформы;

4. кризис  участия, обусловленный тем, что  процессы либерализации способствуют  расширению вовлеченности граждан  в политические процессы и  легальному проявлению различных  идеологических течений. Нарождающиеся  новые политические институты  (законодательные органы, партии, местное  самоуправление) не всегда бывают  подготовленными к тому, чтобы  выразить разнообразие этих интересов.  В ряде случав институциональные  способы выражения запросов населения подменяются митинговой стихией. Другим проявлением кризиса участия, напротив, является политическая пассивность населения;

5. кризис "проникновения", который проявляется  в нескольких аспектах:

- в рассогласовании  темпов изменений в разных  общественных сферах, например: общественная  нестабильность усиливается, если  политические реформы не подкреплены  положительными результатами экономических  реформ;

- в понижении  эффективности решений центральной  власти в силу расхождения  реальной политики и провозглашенных  целей;

- в расхождении  процессов преобразований в разных  регионах страны.

Кризис  проникновения можно наблюдать  и в современной России. Регионализация страны, которая стала состоявшимся фактом в 90-х гг., привела к атомизации единого экономического и политического пространства, что затруднило распространение единых демократических механизмов и ценностей. Есть мнение, что в современной России не существует единого политического режима, так как в каждом регионе реализован собственный режим, предполагающий в себе разное сочетание элементов демократичности и авторитарности.

 

  

Стадии  развития политических конфликтов и пути их решения

Политический  конфликт развивается во времени  и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.

Первая  стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт протекает в латентных и открытых формах.

Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным  фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую  реакцию населения на объективные  экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением  неудовлетворенности (фрустрации), тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними "образа врага", оптимистическими или пессимистическими  прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и  на уровне массового поведения: обращения  граждан в органы власти, радикальных  выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены  уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный "порог чувствительности", "порог" восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.

Вторая  стадия - непосредственное конфликтное  взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая  легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды  подъема и спада. Об эскалации  конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в  акции протеста с проявлением  насилия, вовлечение в конфликт новых  участников, нарастание эмоциональной  напряженности, расширение взаимных претензий  и появление новых предметов  спора. Интенсивность конфликта  определяется и конечными целями его участников.

Они могут  быть следующие:

- "победа  любой ценой" - полностью ликвидировать  или поставить под свой контроль  другую сторону;

- "преобладание" - стремление одной из сторон  обеспечить для себя доминирующую  позицию;

- "мир" - маневрирование, позволяющее надеяться  на достижение компромисса.

Первые  две программы поведения продуцируют  конфликты более высокой степени  напряженности и затрудняют возможности  его полного разрешения. Конфликтное  взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический  характер.

Информация о работе Стадии развития политических конфликтов и пути их решения