Становление информационно-консультативной службы АПК в России и в Республике Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью данной работы является исследование АПК России, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1.изучить фактическое состояние АПК России;
2.оценить результативность сельскохозяйственного производства;
3.определить сущность основных проблем АПК;
4.выявить перспективы развития АПК;
5.исследовать возможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Теоретические основы агропромышленного комплекса…….………5

1.1. Теоретические основы АПК………………………………………….……..5

1.2. Современное состояние АПК в целом по России…………………………6

1.3. АПК Республики Саха (Якутия)……………………………………………7

Глава 2. Современное состояние аграрного сектора экономики……………...8

2.1. Проблемы растениеводства и животноводства……………………………8

2.2. Проблемы сельского населения……………………………………………9

2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал……………………………….10

2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения…………………….11

2.5. Проблемы технологии отрасли…………………………………………….11

2.6. Проблемы Республики Саха (Якутия)……………………………………..12

2.7. Проблемы импорта и экспорта……………………………………………..13

Глава 3. Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса……………………………………...…………15

Заключение…………………………………………………………….…………20

Список использованной литературы……………………………….…………..23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

     2.2. Проблемы  сельского населения. 

     Невысокая производительность труда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отрасли работникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб., или 36 % общероссийского уровня. Уровень занятости сельского трудоспособного населения составляет 65,6 %. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрасте до 30 лет составляет 45 %. Демографическая ситуация в сельской местности остаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства  тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения и громадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровень бедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю между городом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивно идёт процесс старения всех категорий работников, занятых в  сельскохозяйственном производстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленными темпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая свыше 11 % общей площади пашни, производят немногим более 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственной продукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе. 

     2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал. 

     Одной из причин низкой эффективности сельского  хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.  Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% общего объёма инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 году. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций. 

     2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения. 

     Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент  обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. 

     2.5. Проблемы технологии отрасли. 

     Проведённый специалистами министерства совместно  с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве  используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16 технологических операций из 474 видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья  в2006 году возросли на 20%, до 21,6%млрд. долл. 

     2.6. Проблемы Республики Саха (Якутия). 

     Республики  Саха (Якутия) в последнее 5-летие принимает бездефицитный бюджет, проявляет прирост производства в промышленности. Однако, сравнивая индексы производства продукции сельского хозяйства по регионам страны, мы занимаем темпы дальнейшего снижения его производства за 2005-2008 годы. Среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства составляет лишь 4621 руб., что составляет 42% от российского уровня и лишь на 2% выше прожиточного минимума. Низкая оплата труда среди селян является главной причиной широко - масштабной бедности среди сельского населения. Несмотря на принимаемые меры, которые в последние годы были реализованы Президентом для стабилизации сельскохозяйственного производства, оно продолжает находиться в кризисном состоянии. Основные параметры отрасли, касающиеся возможности воспроизводства, уровня оплаты труда и доходности продолжают оставаться на самом низком уровне или даже ухудшаться. Вмешательство государства в сферу сельского хозяйства возрастает, но и оно не даёт пока ощутимых результатов. Одна из причин – это отсутствие более совершенного организационно – экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства, предполагающего повышение цен, снижение налогов и оптимизацию финансово – кредитных отношений на единой  методологической основе. Для осуществления лизинговых операций в АПК Республики Саха (Якутия) за счёт средств республиканского бюджета создан региональный лизинговый фонд. Приобретение техники сельскохозяйственными товаропроизводителями России и Китая за счёт средств фонда льготного кредитования. Этот канал финансирования предусмотрен государством только для платёжеспособных предприятий, так как общие платежи по лизингу учитывают следующие статьи: первоначальный взнос, транспортныё расходы, ежегодные взносы на возмещение стоимости объекта лизинга, страхование, среднюю оплату. Например, при стоимости объекта лизинга в 5,0 млн. руб. срок договора достигает 5 лет, а платежи первого года составляют 27,5%, второго, третьего, четвёртого – по 25,5%,  пятого года – 22,5%. Размеры ежегодных платежей в расчёте на пятилетний срок лизинга, а также общие суммы лизинговых договоров по наиболее употребительным видам техники снижаются, следовательно, лизинг является наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств в отрасль. 

     2.7. Проблемы импорта и экспорта. 

     АПК играет всё более активную роль на внешнем рынке. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия достиг более 5 млрд. долл. (Приложение 3).

       Проблемы на селе, прежде всего,  связаны с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой доли импортной продукции, а также ненадлежащего состояния  социальной сферы. Если в 2005 году цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 9,6%, то на промышленную – на 15,7%. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2006 году. Так цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с 2005 годом увеличились на 10%, а на промышленную – на 21%. Диспаритет цен ещё более углубился. В результате, ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб.   Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объёмов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 году объём импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил 21,6 млрд. долл., или вырос по сравнению с 2005 годом на 24% (Приложение 4).

     Примерно 60% сельскохозяйственной продукции  по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровень  поддержки сельского хозяйства  в расчёте на гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2007 года в страну импортировано продовольственных товаров на сумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствия  являются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением по доходам, всё более значительной части российского населения не обеспечен даже  весьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуации  значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение десятков тысяч деревень.   

     3.Перспективные  направления совершенствования 

     агропромышленного комплекса 

     Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК – позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного в землю зерна вырастает колос из 60-80 зёрен» - это сказал один уважаемый и мудрый эксперт, прошедший путь от  механизатора до главного редактора известного аграрного издания. В этом коротком афоризме заключена суть всех проблем отечественного сельского хозяйства – не признанный потребительским обществом производитель не в силах развивать производство в объёмах, способных удовлетворить возрастающие потребности, и его ослабление становится «болевой точкой» социально – экономического общества в целом.

     Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

     - стимулирование развития отечественного  сельского хозяйства, что в  первую очередь потребует определённого  перераспределения национального  дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

     - придание аграрной реформе основной  целевой функции – рост производства;

     - внесение коррективов в социальную  политику, существенное улучшение  уровня питания групп населения  с низкими доходами.

     Каждая  из этих проблем требует серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.

       Интеграция России в мировую  экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Над выполнением этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО «Росагролизинг» поставил сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота и оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК», по оперативным данным, создано 2124 сельскохозяйственных  потребительских кооперативов всех видов.  За истекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов» введено 713,8 тыс. кв. м.  жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличена поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства – 1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства  и табунного коневодства – 250 млн. руб., а также овцеводства – 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат  по страхованию сельскохозяйственных культур – до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на 17,4%); финансирование по разделу «Образование» до 12 млрд. руб.  (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий – 2,3 млрд. руб.  (больше на 52%).

     Перемены, которые могут обеспечить  более  высокую динамику развития экономики  и социальной сферы села увязываются  с принятым Законом «О развитии сельского  хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия,  способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен.  На финансирование  АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством.  При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства  РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.  Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу.  В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.  Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель – задачи – количественно измеряемые целевые индикаторы – механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями.  Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв  земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

Информация о работе Становление информационно-консультативной службы АПК в России и в Республике Саха (Якутия)