Становление информационно-консультативной службы АПК в России и в Республике Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью данной работы является исследование АПК России, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1.изучить фактическое состояние АПК России;
2.оценить результативность сельскохозяйственного производства;
3.определить сущность основных проблем АПК;
4.выявить перспективы развития АПК;
5.исследовать возможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Теоретические основы агропромышленного комплекса…….………5

1.1. Теоретические основы АПК………………………………………….……..5

1.2. Современное состояние АПК в целом по России…………………………6

1.3. АПК Республики Саха (Якутия)……………………………………………7

Глава 2. Современное состояние аграрного сектора экономики……………...8

2.1. Проблемы растениеводства и животноводства……………………………8

2.2. Проблемы сельского населения……………………………………………9

2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал……………………………….10

2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения…………………….11

2.5. Проблемы технологии отрасли…………………………………………….11

2.6. Проблемы Республики Саха (Якутия)……………………………………..12

2.7. Проблемы импорта и экспорта……………………………………………..13

Глава 3. Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса……………………………………...…………15

Заключение…………………………………………………………….…………20

Список использованной литературы……………………………….…………..23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

     Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более  чем на 4%, а в животноводстве –  на 5%.  Прогнозируется оживление  инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники.  Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.  Вместе с тем выполнению прогнозных  темпов развития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально – экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО.  Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС.  Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран.

     Наряду  с экономической поддержкой российского товаропроизводителя в рамках разрешённых ВТО мер необходимо, отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны.  Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности  национальной экономики.

     Для разработки региональной  и долгосрочной программы развития сельского хозяйства  и повышения его эффективности, дан прогноз государственной  поддержки сельского хозяйства  Республики Саха (Якутия)  (Приложение 5).  По программе «Развитие АПК Республики Саха (Якутия)» на 2008-2010 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в том числе на мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности - 1466 млн. руб., государственную поддержку структурных изменений в сельском  хозяйстве - 78 млн. руб.  В целом в 2010 г. прогнозируется увеличение государственной поддержки на 23%.  Принятие и реализация базового закона и Государственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать действенную нормативно – правовую базу для увеличения эффективности реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт развития производства и улучшения социально – экономического положения сельского населения.    
 

     Заключение 

       В заключение  курсовой работы  сформулированы итоговые выводы  и предложения, вытекающие из результатов анализа.

     1.В  современных условиях развитие  АПК  страны происходит неоднозначно.  С одной стороны имеют место  положительные результаты: наметился  рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий,  работающих с прибылью.  Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

     2. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса.  Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня  и качества жизни сельского населения.

     3. Одним из главных аспектов преобразований в АПК  является участие государства в этом процессе.  Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем.  Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов.  Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

     4. Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства.  В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

     5. Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) находится в состоянии кризиса, обусловленного общим социально – экономическим кризисом в АПК. Анализ ситуации показал, что в 2006 г. по отношению к уровню 1998 г. объём производства скота и птицы на убой (в живом весе) сократился на 22%, молока – на 16,4% , зерна – на 6%, картофеля – на 23,8%.  Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2,8 раза, а коэффициент выбытия техники превышает коэффициент обновления  в два раза. В Пермском крае за период с 2000г. по 2006г. привлечено кредитов более 113,6 млн. руб., количество договоров составило 1270 ед. выплачено субсидий  на развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов из федерального бюджета 2,173 млн. руб., из краевого бюджета  0,06 млн. руб. за 2006 г.

     6.Роль  государства заключается в повышении  эффективности функционирования  отрасли и социально – экономическом  развитии территорий, базирующихся  на комплексном взаимодействии  сельскохозяйственных организаций,  инвесторов и органов управления АПК. Для разработки региональной среднесрочной и долгосрочной программы развития  АПК Республики Саха (Якутия) дан прогноз государственной поддержки. Для её реализации потребуется 12304 млн. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Иохин В. Я  Экономическая теория. Учебник. – М.: Юристъ. 2000.
  2. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.
  3. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК/Трясцин М.М., и др. - Пермь, 2003.
  4. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. – М., 2004.
 

      Дополнительная (периодическая) литература: 

    1. Бандурин  Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2007,№10.
    2. Беспахотный  Г., Барышников  Н. Возможности финансирования сельского  хозяйства / Экономист, 2006, №10.
    3. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
    4. Кресникова  Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
    5. Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственном производстве Экономика АПК Предуралья. Научно – практический журнал,2007,№6.
    6. Лысенко Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе / Экономист, 2007,№10.
  1. Митин С.  Работа АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной  политики / Экономист, 2007,№4.
  2. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки        агропромышленного производства / Экономист, 2007,№4.
  3. Светлаков А.Г., Концептуальные подходы в решении вопросов экономической  безопасности АПК Пермского края/ Охрана труда и деловое общение, 2007,№2.
  4. Скузоватова О. Нормативы в анализе и оценке аграрного региона / Экономист, 2007,№4.
  5. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты/Аграрный вестник Урала, 2007, №1.
  6. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/ АПК: экономика, управление, 2007, №2. 
  7. Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист, 2007,№10.
  8. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. Трушин Ю. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11 .
  9. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно – целевой принцип развития/ Экономист, 2007,№9.
  10. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/ Экономист, 2007,№7.
  11. Цветков В., Джумов А.– Государственная собственность и эффективность экономики / Экономист, 2007,№4.

Информация о работе Становление информационно-консультативной службы АПК в России и в Республике Саха (Якутия)