Стратегическое планирование развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и виды стратегического планирования 4
2.Структура стратегического планирования 6
3.Выбор стратегии 9
4.Типы стратегий развития бизнеса 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

СЕМ ПРОИЗ.ПЛАН..docx

— 35.54 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                   3                                                                                                           

1.Понятие и виды стратегического  планирования                                         4

2.Структура стратегического  планирования                                                 6

3.Выбор стратегии                                                                                           9

4.Типы стратегий развития  бизнеса                                                                   11

Заключение                                                                                                        13

Список использованной литературы                                                                   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется в том, что стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамический процесс стратегического  планирования является тем зонтиком, под которым укрываются вес управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации  в целом и отдельные люди будут  лишены чёткого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

В современных фирмах большое  внимание уделяется вопросам стратегического  планирования и управления. Одна из главных проблем  любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ.   Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.

Цель курсовой работы состоит  в изучении основных положений стратегического  планирования как составной части  процесса стратегического управления на предприятии.

 

1. Понятие и виды  стратегического планирования 

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

Сущность  стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:     

• В каком положении предприятие  находится в настоящее время?      

• В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?     

• Каким способом достигнуть желаемого  положения?     

Цель  стратегического планирования состоит  в том, чтобы через генерирование  и выбор соответствующих стратегий  определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.[1]     

Основное  преимущество стратегического планирования состоит в большей степени  обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий. Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

Планирование необходимо для достижения  фирмой  следующих целей:

- повышение контролируемой доли рынка.

- предвидение требований потребителя.

- выпуск продукции более высокого качества.

- обеспечение согласованных сроков поставок.

- установление уровня цен с учетом условий конкуренции.

- поддержание репутации фирмы у потребителей.

Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Существуют следующие  виды стратегического планирования[2]:

- долгосрочное (перспективное)  планирование. Поскольку при разработке  планов идут от будущего к  настоящему, планы, рассчитанные  на более короткий срок, становятся  составной частью перспективных.  Перспективные планы отражаются  долгосрочные цели и генеральную  стратегию действий. Перспективные  планы разрабатываются на срок  от 5 до 10 лет;

- среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет;

- краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает  период в несколько недель  или месяцев. 

- оперативное планирование. В задачу оперативного планирования  входит контроль за ежедневной  загрузкой оборудования, последовательность  операций, расстановка работников  и др.

2. Структура стратегического  планирования     

Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести  взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.  Процесс стратегического планирования включает:[3]     

•  определение миссии предприятия, организации;      

•  формулирование целей и задач  функционирования предприятия;     

• оценку и анализ внешней и внутренней среды;     

•  разработку и анализ стратегии;     

•  выбор стратегии.     

•  реализацию стратегии;     

•  оценку и контроль выполнения стратегии.

1.Определение миссии организации. 

Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее  предназначения, роли и места  в рыночной экономике.       

2.Формулирование целей и задач. 

Цели и задачи должны отражать уровень  обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей: количественные цели, качественные цели, стратегические цели, тактические цели.

Цели для нижележащих уровней  фирмы рассматриваются как задачи.      

3. Анализ и оценка внешней и  внутренней среды. [4]

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для  выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить  свою миссию и достичь своих целей.      

Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды организации.     

Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.     

Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям: кадровый потенциал, организация управления, финансы, маркетинг, организационная структура и  т.п.  

4. Разработка и анализ стратегии.[3]

Выработка стратегии  осуществляется  на высшем уровне управления и основана на решении  вышеописанных задач.  На  этой стадии принятия  решения менеджеру  необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе  проведенного  анализа  в  процессе  разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным  аппаратом концепции  развития  фирмы  в целом,  рекомендация новых стратегий развития,  формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования,  разработка стратегических планов и их контроль.     

5. Выбор стратегии.      

Выбрав  определенную  стратегическую  альтернативу,  руководство должно обратиться к  конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит  долгосрочную эффективность организации.  Для этого руководители должны иметь четкую,  разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего.      На  стратегический выбор влияют разнообразные  факторы:  риск (фактор жизни фирмы);  знание  прошлых стратегий;  реакция  владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств  при  выборе стратегии;  фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.     

6. Реализация стратегии. 

Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований: 1.цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы,  доведены до работников и восприняты  ими;

2.необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.          

 7. Оценка и контроль стратегии.           

Основные  задачи любого контроля следующие:      

•  определение того, что и по каким  показателям проверять;      

•  оценка состояния контролируемого  объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;      

• выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;     

•  осуществление корректировки, если она необходима и возможна.     

Стратегический  контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы. 

 

 

 

 

3. Выбор стратегии  фирмы

Выбор стратегии фирмы  осуществляется руководителем на основе анализа ключевых факторов, характеризующих  состояние фирмы, с учетом характера  и сущности реализуемых стратегий.

Одним из ключевых факторов здесь является состояние отрасли  и позиция фирмы в отрасли. Они зачастую могут играть решающую роль при определении и выборе стратегии фирмы. Так, ведущие сильные  фирмы должны стремиться к максимизации используемых возможностей, порождаемых  их лидирующим положением и к укреплению этого положения. Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Они должны выбирать те стратегии, которые могут  привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они  должны покинуть данную отрасль.

Следующим фактором, оказывающим  влияние на стратегическое планирование, являются цели фирмы. Они придают  уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии  роста, даже, несмотря на то, что для  этого есть все предпосылки как  на рынке и в отрасли, так и  в потенциале фирмы.

Следующий фактор – это  интересы и отношения высшего  руководства. Они играют очень большую  роль в выборе стратегии развития фирмы. Например, бывают случаи, когда  высшее руководство не хочет пересматривать принятые им ранее решения, даже если и открываются новые перспективы. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителей также  могут очень сильно влиять на выбор  стратегии. Например, может быть взят курс на поглощение другой фирмы, только чтобы свести личные счеты или  доказать что-то определенным лицам.

Информация о работе Стратегическое планирование развития предприятия