Стратегия выхода ОАО "ЛУКОЙЛ" на международный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание

ОАО "ЛУКОЙЛ" – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.
Лидирующие позиции Компании являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.

Работа состоит из  1 файл

Моя Работа.docx

— 34.69 Кб (Скачать документ)

   Студент 5 курса Н.В.Щелоков

   Стратегия выхода ОАО "ЛУКОЙЛ" на международный рынок 

   ОАО "ЛУКОЙЛ" – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.

   Лидирующие  позиции Компании  являются результатом  двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.

   ЛУКОЙЛ  сегодня:

  • 2,2% общемировой добычи нефти;1
  • Компания №1 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по размеру доказанных запасов нефти;
  • Компания №3 среди крупнейших мировых частных нефтегазовых компаний по объему добычи нефти;
  • 17,8% общероссийской добычи нефти и 18,2% общероссийской переработки нефти;
  • Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с выручкой в 2010 году более 100 млрд долл. и чистой прибылью более 9 млрд долл.
 

   Геологоразведка и добыча

   ЛУКОЙЛ  реализует проекты по разведке и  добыче нефти и газа в 12 странах  мира.

   Доказанные  запасы углеводородов группы "ЛУКОЙЛ" по состоянию на конец 2010 года составляют 17,3 млрд барр. н. э.

   На  Россию приходится 89,8% доказанных запасов  Компании и 90,6% добычи товарных углеводородов. За рубежом Компания участвует в 11 проектах по добыче нефти в пяти странах мира.

   Основная  часть деятельности Компании осуществляется на территории четырех федеральных  округов РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной  базой и основным регионом нефтедобычи  Компании остается Западная Сибирь, на которую приходится 44% доказанных запасов  и 49% добычи углеводородов.

   На  международные проекты  приходится 10,2% доказанных запасов Компании и 9,4% добычи товарных углеводородов. 

   Переработка и сбыт

   ЛУКОЙЛ  владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах  мира (с учетом НПК  ISAB и НПЗ TRN).

   Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов  группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию на конец 2010 года составляет 71,5 млн т/год.

   В России Компании принадлежат четыре нефтеперерабатывающих завода и  два мини-НПЗ, а также четыре газоперерабатывающих завода. Кроме того, в состав российских активов группы «ЛУКОЙЛ» входят 2 нефтехимических предприятия.

   Суммарная мощность российских нефтеперерабатывающих  заводов группы «ЛУКОЙЛ» по состоянию  на конец 2010 года составляет: 45,1 млн т/год (338 млн барр./год).

   Сегодня ЛУКОЙЛ выпускает широкий ассортимент  высококачественных нефтепродуктов, продукции  газопереработки и нефтехимии и реализует свою продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.

   В декабре 2010 года запустили комплекс каталитического крекинга на НПЗ в Кстово – это крупнейший комплекс каталитического крекинга, построенный в России за последние 25 лет. Это позволило начать производство бензина, полностью соответствующего стандарту Евро-5. 
 
 

   ЛУКОЙЛ  на международном рынке нефтепродуктообеспечения

   Выделяют  три основные стратегии выхода на внешний рынок: стратегия экспорта, стратегия создания совместных предприятий, стратегия прямого инвестирования.

   Стратегия – дальнейший рост добычи и переработки нефти и газа, достижение мировых стандартов качества выпускаемой продукции, диверсификация профильного бизнеса путем расширения секторов нефтехимии, газа, транспортировки и услуг, использование новых технологий.

   Реализация  этой стратегии позволит Компании не только оставаться одним из лидеров  российской экономики, но и занять достойное место среди ведущих мировых энергетических корпораций.

   Тот факт, что компания расширяет зарубежную деятельность и участвует в ряде международных проектов, восстанавливая и укрепляя торговые, культурные и  исторические связи России со странами СНГ, Восточной и Центральной Европы, Ближнего Востока и др. доказывает действенность стратегии, выбранной компанией.

   Российская  компания ЛУКОЙЛ начала свою экспансию  на американский рынок автозаправочных  станций в 2000 году с покупки компании Getty Petroleum (1300 АЗС под брэндом Getty). В 2004 году ЛУКОЙЛ увеличил свою рыночную долю, заключив сделку с ConocoPhillips (800 АЗС под брэндом Mobil).

   По  данным 2008 года у компании было около 5800 станций, в том числе 1700 в России, 200 в Скандинавии и Балтии, 1800 в США. Хотя на фоне British Petroleum (28 000 станций) это немного.

   Купив АЗС в Америке, ЛУКОЙЛ решил сменить  и их вывески. На торговую марку LUKOIL. Это решение вызвало крайне противоречивую реакцию. Не будем забывать, что это  в России брэнд ЛУКОЙЛ имеет огромный вес. Американским потребителям он был неизвестен совершенно. А брэнды Getty и Mobil, которые предстояло сменить, напротив – известны, востребованы и весьма влиятельны.

   Мало  того, что торговая марка LUKOIL была неизвестной, она была российской. Отношение к  России и российской нефтяной компании в США – вряд ли верх позитива. И вот на таком облачном фоне принимается такое важное решение. Каковы же итоги? Насколько LUKOIL успешен на американском рынке? Как он строит там свою стратегию?

   Был проведен анализ чтобы узнать реакцию клиентов. Произвольно выбранных водителей просили поделиться впечатлениями до заправки и сразу после нее. «Большая часть покупателей понятия не имела, откуда их бензин», - говорит Джозеф Швирц из First International Resources, которую ЛУКОЙЛ привлек для проведения маркетинговых исследований. Многие из них думали, что, заправляясь на станциях British Petroleum, они покупают английский бензин. Однако бензин British Petroleum могут получать как из венесуэльской нефти, так и из нефти Северного моря.

   Затем исследователи рынка задавали водителям  вопрос, знают ли они что-нибудь о  компании ЛУКОЙЛ. Большинство ничего не слышало. «Но когда мы объясняли, что ЛУКОЙЛ – это крупная международная  нефтяная компания с центром в  России, мы в целом получали позитивную реакцию», – говорит Швирц. Его команда обнаружила, что покупатели часто были рады, что покупают не ближневосточный бензин. Помогло ли ЛУКОЙЛу в реализации бензина то, что он из России? Возможно – компания говорит о том, что после переоформления заправочных станций объемы продаж возросли. Кстати, в 2004 году баррель российской нефти стоил 24 доллара.

   ЛУКОЙЛ  в мае 2008 года выразил желание  продать 162 заправки в Америке за 138 млн долл. Это часть из тех, что были куплены у ConocoPhillips. Почему? Тогда сделка стоимостью 265,75 млн долл. включала в себя 795 станций в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания. Как заявил тогда глава LUKOIL Americas Corporation Вадим Глузман, компания делает «ровно то, что сейчас делают все нефтяные гиганты, работающие в Америке», – продает АЗС инвесторам и закрепляет за этими заправками на 15 лет обязанность работать под брендом ЛУКОЙЛ и торговать топливом, производимым заводами ЛУКОЙЛ.

   Мало  того, что Компания за 5 лет хорошо заработала (в 2004 году купила 795 АЗС за 266 млн, в 2008 году продает 162 из них за 138 млн – даже с учетом падения курса доллара, годовая доходность получается под 30%), так еще и проданные АЗС являются низкоэффективными и не отвечают корпоративным требованиям ЛУКОЙЛ. То есть данная сделка проходит в рамках оптимизации торговой сети.

   В подтверждение успешности работы в  США, россияне в 2007 году у той же ConocoPhillips за 442 млн долл. купили 376 автозаправок в Бельгии, Люксембурге, Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Финляндии. Естественно было принято решение, что АЗС в этих странах сменят вывеску на LUKOIL (исключением стала Финляндия – там компания будет работать под торговой маркой Teboil).

   Можно ли теперь оценить результаты вхождения  на западные потребительские рынки  под влиянием кризиса? Посмотреть на развитие бизнеса (и брендинга) в США? Как реализована новая стратегия ЛУКОЙЛ?

     В 2007 году чистая прибыль ЛУКОЙЛа составила 9,5 млрд долл. США, что на 2 млрд долл. США, или на 27,1%, больше, чем в 2006 году. Итоги 2008 года получились неоднозначными: пусть и выручка компании увеличилась по сравнению с 2007 годом на 31,5% до 107,7 млрд долл., но показатель EBITDA ((Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации) прибавил всего 1,1%, а чистая прибыль и вовсе снизилась на 3.9%, до 9,14 млрд долл. Дальше – больше.

   Результаты 2008 года смазал четвертый квартал: выручка упала на 44% относительно предыдущего квартала и составила 18,3 млрд долл., чистый убыток составил 1,6 млрд долл. Первые 6 месяцев 2009 года тоже не восторг: чистая прибыль по российским стандартам бухучета (РСБУ) составила 37,5 миллиарда рублей, что на 27% ниже уровня аналогичного периода 2008 года.

   Это безусловное влияние кризиса  и к стратегии компании на экспортных рынках не имеет прямого отношения. Гораздо более интересен другой факт. Компания снизила объемы продаж нефти и существенно увеличила объем продаж нефтепродуктов. Объем розничных продаж нефтепродуктов вырос на 11% до 14.2 млн т. Это данные по всем АЗС, данных отдельно по США нет. Что стало известно по рынку США, так это то, что сильнее всего кризис ударил по Компании именно на этом рынке и во многом из-за своей торговой сети.

   В отчете ЛУКОЙЛ по американским стандартам отчетности US GAAP ((Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) отличается (в частности, от Международных стандартов финансовой отчётности) тем, что в GAAP детально регулируется порядок учёта тех или иных практических ситуаций) говорится, что убыток от обесценения АЗС компании в США составляет 58 млн долл. Это вынудило компанию начать продажу части розничного бизнеса в Северной Америке. Как сообщил президент компании Вагит Алекперов в интервью Bloomberg, будет продано 160 бензоколонок. "Сегодня ситуация на американском рынке нефтепродуктов очень отрицательна для владельцев бензоколонок", – сказал он.

   Вероятно, Компании не так легко будет найти покупателя на эти активы: в свое время компания приобретала АЗС в среднем за 345 тыс долл. за штуку. Вряд ли сейчас цена будет выше – для ЛУКОЙЛ важно хотя бы вернуть потраченные средства. Как отмечают аналитики, нефтяная компания даже может согласиться на продажу с дисконтом – только бы АЗС не приносили убытка. В целом же эксперты полностью одобряют предполагаемую продажу розничной сети. «Спрос на бензин сократился с прошлого года, и продажа неэффективных АЗС освободит капитал и сократит операционные расходы», – считают в Альфа-банке.

   Впрочем, ЛУКОЙЛ не собирается совсем расставаться со своими предприятиями в Европе и США. "Мы не планируем оставлять американский рынок", – заверил Алекперов 

   Результаты  экспансии на американский рынок АЗС

   Розничный бизнес в США разочаровал российский ЛУКОЙЛ. Компания продала свою американскую "дочку" Getty Petroleum Marketing. Всего за год количество заправок под брендом ЛУКОЙЛ в Америке сократилось вдвое, до 600 АЗС. Аналитики оценивают сделку в 150 млн долл.

   Lukoil Americas (дочерняя структура российского ЛУКОЙЛ) продала свое подразделение Getty Petroleum Marketing. Покупателем выступила компания Сambridge Petroleum Holding (подразделение Cambridge Securities), передает Associated Press. Таким образом, у Lukoil Americas осталось 600 заправочных станций в трех штатах (Нью-Джерси, Нью-Йорк и Пенсильвания). АЗС управляются через структуру Lukoil North America.

   По  итогам 2009 года, исходя из данных отчетности, ЛУКОЙЛ принадлежало 1334 АЗС, то есть за прошлый год компания продала 734 заправки. При этом проданная Getty Petroleum Marketing не являлась непосредственным собственником АЗС, она скорее была обслуживающим предприятием, в сферу деятельности которой входили вопросы аренды и логистики.

   Сделка состоялась в рамках оптимизации деятельности. "В течение последних лет мы проводили анализ американского рынка. Сейчас идет процесс избавления от неэффективных заправок. Т.е. АЗС, которые остались в структуре компании, более прибыльны", – добавили в Компании.

   Это уже не первая распродажа заправок ЛУКОЙЛ на американском континенте. В 2008 году компания продала за 138 млн долл. 162 АЗС на восточном побережье США, купленные в 2004 году у ConocoPhillips (до недавнего времени один из крупнейших акционеров ЛУКОЙЛ). Правда, в январе 2010 года российская компания, напротив, купила несколько автозаправок. Тогда дочерняя компания Lukoil Oil Co приобрела 11 бензоколонок сети Getty в Филадельфии за 9,8 млн долл.2

Информация о работе Стратегия выхода ОАО "ЛУКОЙЛ" на международный рынок