Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:59, контрольная работа
Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.
1. Структура
национальной экономики: её
Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции
хозяйственной системы в связи
с переходом России в 1991г.
для учёта и анализа
Они различаются между собой по способу формирования дохода и участия в рыночных отношениях. На рис,2 представлена секторная структура национальной экономики страны.
Внутреннюю экономику
страны образуют домашние хозяйства и
организации данной страны, созданные
в соответствии с законодательством данной
страны, которые зарегистрированы на ее
экономической территории и участвуют
в ее экономической деятельности не менее
года (резиденты), а также организации
других государств, действующие в экономическом
пространстве данной страны, и постоянные
представительства других государств
(нерезиденты). Нерезиденты на экономической
территории страны имеют второе название
– « Остальной мир». Их доходы и сбережения
образуют богатство других стран, тех,
на территории которых нерезиденты зарегистрированы.
Но они тесно связаны с экономикой данной
страны, так как на ее территории организации-нерезиденты
получают энерго- и водоснабжение, нанимают
персонал из состава местного населения,
пускают в продажу производимые товары.
Национальную экономику страны формируют резиденты данной страны, вне зависимости от того, где они осуществляют свою экономическую деятельность – на административно-политической территории, в анклавах, в открытом водном пространстве или на территории других стран, т.е. в любой точке её экономической территории.
В национальной
экономике выделяются три
1) рыночные секторы, институциональной единицей (хозяйствующим субъектом) которых выступают:
1.1) нефинансовые предприятия и организации, производящие товары и оказывающие услуги с целью получения прибыли или личного дохода, в том числе услуги непроизводственного характера в здравоохранении, физической культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании, культуре и искусстве, в непроизводственных видах бытового обслуживания;
1.2)финансовые
корпорации (организации), оказывающие
финансовые рыночные услуги с
целью получения прибыли (
2) нерыночные секторы, институциональными единицами которых выступают:
2.1) государственные
и муниципальные учреждения, оказывающие
нерыночные услуги обществу и
гражданам в области
2.2) некоммерческие организации в лице общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и иных организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
3) смешанный
сектор, представленный домашними
хозяйствами, в том числе
Институциональными
единицами национальной
Предприятиями являются организации, функционирующие в реальном секторе экономики и, соответственно производящие товары, и оказывающие рыночные услуги в производстве товаров. Именно они производят более 75% валового внутреннего продукта России. Отличительной чертой предприятий в системе общественного разделения труда является производство материализованных товаров и услуг. Услуга отличается от товара тем, что в процессе ее осуществления создается не новый продукт, а изменяется качество ранее созданного продукта, например, транспортные, ремонтные услуги, услуги связи, услуги жилищно-коммунального хозяйства и иные блага.
Общественное разделение труда объединило предприятия, обладающие общностью производимых товаров и услуг, технологий и удовлетворяемых потребностей в отрасли.
Высший уровень отраслевой структуры экономики нашей страны представляют две крупные сферы экономики, включающие совокупность отраслей и видов деятельности национальной экономики по производству экономических благ:
1)реальный сектор
экономики с крупными
2) непроизводственная
сфера экономики с финансовыми
организациями, бюджетными
Промышленность также не есть однородное образование. Она, в свою очередь, состоит из крупных промышленных комплексов – отраслей, которые дифференцируют по ряду признаков:
- по характеру
воздействия на предмет труда
различают добывающие и
- по общности структуры издержек производства - отрасли фондоемкие, материалоёмкие и трудоемкие;
- по экономическому
назначению выпускаемой
- по уровню
монополизации –
Нижний уровень
структуры национальной
Экономическая
структура представляет
существующее соотношение (пропорции)
между макроэкономическими элементами
входящими в систему народного хозяйства.
Обычно выделяют
отраслевую, воспроизводственную, региональную
и иные типы экономических структур.
Структура народного
хозяйства не является постоянной:
одни отрасли и виды производств
характеризуются бурным развитием, другие,
напротив, замедляют темпы своего роста,
стагнируют.
Структурные изменения
в экономике могут иметь
Осуществление
структурной перестройки
Особенности и
направления структурной
В России структурная
перестройка экономики осуществляется
в условиях перехода от административно-командной
хозяйственной системы к рыночной экономике.
Сам переход означает коренную трансформацию
хозяйственной системы, которая характеризуется
глубокими преобразованиями системы социально-экономических
отношений, изменением форм и методов
хозяйствования, отношений собственности,
включая формирование частного сектора
и приватизацию преобладающей или значительной
части государственного сектора экономики.
Необходимость структурной перестройки
объясняется сменой приоритетов в формировании
народнохозяйственной структуры. Прежняя
структура народнохозяйственного комплекса
оказалась нежизнеспособной и экономически
неэффективной в условиях либерализации
экономики, развития рыночных методов
хозяйствования. Существовавшая структура
характеризовалась крайне высокой степенью
огосударствления всех экономических
процессов, сверхмонополизацией производства,
искаженной структурой народнохозяйственного
комплекса со значительным развитием
добывающих отраслей, гипертрофированным
военно-промышленным комплексом при значительном
отставании отраслей, работающих на потребительский
рынок.
Специфика структурной
перестройки в России заключается
в том, что она осуществляется
в условиях трансформационного спада,
сопровождающего всякий переход от одной
экономической системы к другой, который
в условиях нашей страны наложился на
структурный кризис, начавшийся еще в
80-х гг. Структурная перестройка осуществляется
в условиях изменения форм и методов государственного
воздействия на экономику, значительного
сокращения государственных расходов
и централизованного кредитования.
Основными направлениями
структурной перестройки
Современное состояние
экономики РФ
Сегодня для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.
В этой связи в 1998 году на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усиление функций государства как "стратегического" инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства.
Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований.
Таким образом, важнейшим условием активизации производственной деятельности в 1998 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:
· устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
· осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;
· четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:
1) выделение
средств на развитие
2) в отношении
отдельных объектов, находящихся
в муниципальной собственности,
· дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;
· проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
·
создания благоприятного налогового режима,
способствующего наращиванию
·
стимулирования инвестиций в реальный
сектор экономики за счет развития
системы государственных
За прошедший период 1998 года, доля валового накопления в ВВП продолжает падать и составила 11,8% .Инвестиции в основной капитал в январе- мае 1998 г. сократились на 5,8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Инвестиционный спад обусловлен ограниченными возможностями финансировании инвестиционных расходов как за счет собственных, так и привлеченных ресурсов.
Процесс накопления
собственных средств
Коммерческие банки в условиях крайней нестабильной ситуации на финансовых рынках и повышения инвестиционных рисков не проявляют интереса к долгосрочному кредитованию реального сектора. Политические факторы, связанные с обновлением кабинета Правительства, оказывают существенное влияние на принятие стратегических решений.
Информация о работе Структура национальной экономики: её сферы, секторы, комплексы, отрасли