Структура национальной экономики: её сферы, секторы, комплексы, отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:59, контрольная работа

Описание

Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.

Работа состоит из  1 файл

экономика1.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

1. Структура  национальной экономики: её сферы,  секторы, комплексы, отрасли

Национальная  экономика любой страны - сложная  хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому  её структуру (т. е. разделение на составные  части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.

 С позиции  хозяйственной системы в связи  с переходом России в 1991г.  для учёта и анализа макроэкономических  процессов к системе национальных  счётов национальная экономика структурируется на секторы.

Они различаются  между собой по способу формирования дохода и участия в рыночных отношениях. На рис,2 представлена секторная структура  национальной экономики страны.

Внутреннюю экономику  страны образуют домашние хозяйства и организации данной страны, созданные в соответствии с законодательством данной страны, которые зарегистрированы на ее экономической территории и участвуют в ее экономической деятельности не менее года (резиденты), а также организации других государств, действующие в экономическом пространстве данной страны, и постоянные представительства других государств (нерезиденты). Нерезиденты на экономической территории страны имеют второе название – « Остальной мир». Их доходы и сбережения образуют богатство других стран, тех, на территории которых нерезиденты зарегистрированы. Но они тесно связаны с экономикой данной страны, так как на ее территории организации-нерезиденты получают энерго- и водоснабжение, нанимают персонал из состава местного населения, пускают в продажу производимые товары. 

Национальную  экономику страны формируют резиденты  данной страны, вне зависимости от того, где они осуществляют свою экономическую деятельность – на административно-политической территории, в анклавах, в открытом водном пространстве или на территории других стран, т.е. в любой точке её экономической территории.

 В национальной  экономике выделяются три крупных  сектора:

1) рыночные секторы,  институциональной единицей (хозяйствующим  субъектом) которых выступают:

1.1) нефинансовые предприятия и организации, производящие товары и оказывающие услуги с целью получения прибыли или личного дохода, в том числе услуги непроизводственного характера в здравоохранении, физической культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании, культуре и искусстве, в непроизводственных видах бытового обслуживания;

1.2)финансовые  корпорации (организации), оказывающие  финансовые рыночные услуги с  целью получения прибыли (банки,  страховые компании, кредитные организации,  инвестиционные фонды). 

2) нерыночные секторы, институциональными единицами которых выступают:

2.1) государственные  и муниципальные учреждения, оказывающие  нерыночные услуги обществу и  гражданам в области образования,  здравоохранения, социального обеспечения  и т.п.;

2.2) некоммерческие организации в лице общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и иных организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

3) смешанный  сектор, представленный домашними  хозяйствами, в том числе занимающимися  производством товаров без применения наемного труда (например, ремесленные хозяйства).

 Институциональными  единицами национальной экономики,  таким образом, являются организации  и домашние хозяйства. В 1999 г. их было 2901 тыс., на 1.1.2004 г. в  России насчитывалось 4150 тыс.  организаций, включая предприятия, на 1.1.2005г. – 4 417 074. В Тульской области – 33687, в том числе малых – 6500.

Предприятиями являются организации, функционирующие  в реальном секторе экономики  и, соответственно производящие товары, и оказывающие рыночные услуги в производстве товаров. Именно они производят более 75% валового внутреннего продукта России. Отличительной чертой предприятий в системе общественного разделения труда является производство материализованных товаров и услуг. Услуга отличается от товара тем, что в процессе ее осуществления создается не новый продукт, а изменяется качество ранее созданного продукта, например, транспортные, ремонтные услуги, услуги связи, услуги жилищно-коммунального хозяйства и иные блага.

 Общественное  разделение труда объединило предприятия, обладающие общностью производимых товаров и услуг, технологий и удовлетворяемых потребностей в отрасли.

Высший уровень  отраслевой структуры экономики  нашей страны представляют две крупные  сферы экономики, включающие совокупность отраслей и видов деятельности национальной экономики по производству экономических благ:

1)реальный сектор  экономики с крупными народнохозяйственными  комплексами предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства,  транспорта, связи, торговли и  других отраслей;

2) непроизводственная  сфера экономики с финансовыми  организациями, бюджетными учреждениями  здравоохранения, образования и  других отраслей социального  комплекса государства, с некоммерческими  организациями и т.п.

Промышленность  также не есть однородное образование. Она, в свою очередь, состоит из крупных промышленных комплексов – отраслей, которые дифференцируют по ряду признаков:

- по характеру  воздействия на предмет труда  различают добывающие и обрабатывающие  отрасли; 

- по общности  структуры издержек производства - отрасли фондоемкие, материалоёмкие и трудоемкие;

- по экономическому  назначению выпускаемой продукции  - производящие предметы потребления  и производящие средства производства.

- по уровню  монополизации – монополистические и олигополистические, совершенной конкуренции и с монополистической конкуренцией.

 Нижний уровень  структуры национальной экономики  представляют предприятия. 

Экономическая структура представляет существующее соотношение (пропорции) между макроэкономическими элементами входящими в систему народного хозяйства. 

Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур. 

Структура народного  хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств  характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют. 

Структурные изменения  в экономике могут иметь стихийный  характер, а могут быть регулируемыми  со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей. 
 

Осуществление структурной перестройки экономики  обеспечивает сбалансированность народного  хозяйства, является основой устойчивого  и эффективного экономического роста  и развития.

Особенности и  направления структурной перестройки  в России 

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок. 

Специфика структурной  перестройки в России заключается  в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования. 

Основными направлениями  структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны. 

Современное состояние экономики РФ  

Сегодня для  оживления экономики страны необходим  значительный приток средств частных  инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.

Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса  в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых  объемов внутренних ресурсов для  накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.

В этой связи  в 1998 году на первый план выходят задачи создания благоприятных условий  и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усиление функций государства как "стратегического" инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства.

Практическая  реализация этих задач предъявляет  жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности  использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований.

Таким образом, важнейшим условием активизации  производственной деятельности в 1998 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного  климата, что предполагает необходимость:

·      устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;

·      осуществления комплекса мер  по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в  денежной форме;

·      четкого разграничения сфер ответственности  федерального и местного бюджетов, а именно:

1) выделение  средств на развитие федеральной  собственности;

2) в отношении  отдельных объектов, находящихся  в муниципальной собственности,  — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;

·      дальнейшего последовательного  снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;

·      проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;

·      создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного  капитала;

·      стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору  на приоритетных для государства  направлениях инвестирования. (1) 

За прошедший  период 1998 года, доля валового накопления в ВВП продолжает падать и составила 11,8% .Инвестиции в основной капитал в январе- мае 1998 г. сократились на 5,8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Инвестиционный спад обусловлен ограниченными возможностями финансировании инвестиционных расходов как за счет собственных, так и привлеченных ресурсов.

Процесс накопления собственных средств предприятий, необходимых для реализации инвестиционных программ, ограничивается ухудшением показателей финансовой деятельности: систематическим ростом издержек производства, снижением рентабельности, увеличением объемов взаимных неплатежей .

Коммерческие  банки в условиях крайней нестабильной ситуации на финансовых рынках и повышения  инвестиционных рисков не проявляют  интереса к долгосрочному кредитованию реального сектора. Политические факторы, связанные с обновлением кабинета Правительства, оказывают существенное влияние на принятие стратегических решений.

Информация о работе Структура национальной экономики: её сферы, секторы, комплексы, отрасли