Структура национальной экономики: её сферы, секторы, комплексы, отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:59, контрольная работа

Описание

Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.

Работа состоит из  1 файл

экономика1.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

Усиливается тенденция  к снижению инвестиционной деятельности со стороны государства. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования доля профинансированных инвестиционных расходов из федерального бюджета снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в десять раз и составила 0,3%. Отсутствие финансирования государственных инвестиций с начала 1998 г. сдерживает реализацию федеральных целевых программ и поддержку отдельных отраслей и регионов, устойчивая работа которых важна для обеспечения экономической безопасности и социально- экономической стабильности страны.

Строительные  работы на объектах социальной сферы  в I квартале велись в незначительных объемах. При отсутствии государственной  поддержки эти объекты финансировались  в основном за счет средств регионов. Основным дестабилизирующим фактором в строительстве продолжает оставаться проблема несвоевременного финансирования, неплатежи и хроническая задолженность заказчиков строительным организациям за выполненные работы. Такое положение обусловило низкий уровень выполнения государственной и региональных инвестиционных программ по вводу в действие важнейших объектов социальной сферы и производственных мощностей.

Вынужденные меры по укреплению курса национальной валюты и стабилизации ситуации на финансовом рынке, в том числе повышение  ставки рефинансирования, процента по ломбардным кредитам и норм обязательного резервирования привели к ухудшению параметров функционирования кредитно-финансового рынка для реального сектора экономики и по всей вероятности инициируют спад деловой и инвестиционной активности.  

Резкий взлет  ставки рефинансирования ( с 30% до 150% ) и, как следствие этого, рост цены на кредитные средства, обострение бюджетного кризиса ввиду сокращения поступлений  доходов от экспорта и недобором  налогов обострит ситуацию с финансированием бюджетных расходов на инвестиционные нужды.

Сегодня наиболее значимой проблемой для промышленности России стало реформирование предприятий . Без финансового оздоровления, а в некоторых случаях и  ликвидации ряда предприятий экономический  рост немыслим. Дело в том, что пока ценовая, налоговая и тарифная политики рассчитаны так, что жизнеспособные предприятия оплачивают существование неплатежеспособных коллег. Бюджетные деньги вместо поддержки предприятий, которые могут производить конкурентоспособную продукцию, направляются на поддержку и фактически на консервирование убыточных предприятий.  (3) 

Экстренный заем у "семерки" в виде продажи евробондов на 1,25 млрд. долл. замедлил, но не остановил  девальвацию рубля. Для погашения  долгов в 1998 г. Кремлю нужно 35 млрд. долл. В стране началась ажиотажная скупка валюты.

    Молниеносная  помощь Кремлю со стороны "семерки"  в виде покупки 10 июня новых  российских евробондов (на 1,25 млрд. долл.) в Люксембурге чуть повысила  платежеспособность казны. На  очереди еще два транша. Общий объем заимствований в 1998 г. объявлен в сумме около шести млрд. долл. Примерно столько же требовалось правительству для выкупа самых горящих ГКО. Теперь средства от "большой семерки" поступили на спецсчет в ЦБ РФ, где ожидают еще 670 млн. долл. от МВФ. Всего для погашения гособлигаций в 1998 г. нужно 35 млрд. долл.

    Формально  покупка госбумаг выглядела приличней,  чем пожарная финансовая помощь. Но экстренный заем (срок погашения  - 10.06.2003 г., купон - 11,75%, цена продажи  - 98,71%, спрэд - 650 базисных пунктов, лид-менеджер - "Голдман Сакс интернэшнл") не улучшил ситуацию в принципе. Другие источники доходов, необходимые для укрепления рубля, практически утеряны.

    По  итогам второго квартала 1998 г.  международные обязательства России, особенно с учетом последних и предстоящих займов, намного превысили ее требования к зарубежным контрагентам, что сильно ослабило российский дензнак. При официальном его курсе 6,10-6,15 руб./долл. (середина июня) фьючерсные котировки колебались вокруг 7,7 руб./долл., а форвардные - 9 руб./долл. Это значительно превышает верхнюю границу валютного коридора ЦБ РФ, который прогнозирует подобное лишь после 2000 г.

    В  стране начался очередной ажиотажный  спрос на валюту. В июне покупки  превысят, по оценкам, 7 млрд. долл., почти  в три раза больше, чем в январе 1998 г.  (1)

    Доходы  госбюджета составляют около  трети ВВП, что ограничивает  внутренние возможности по мобилизации  ресурсов. Прежде кабинет мог  выполнять обязательства по текущим  операциям благодаря активному  сальдо внешней торговли. В 1998 г. такие возможности быстро уходят в прошлое. В первом квартале положительное сальдо сократилось в четыре с лишним раза (до 1,4 млрд. долл. против 6 млрд. долл. за тот же период прошлого года) и к концу декабря, похоже, станет отрицательным. В основном это вызвано резко упавшими мировыми ценами на товары российского экспорта. Так, нефть подешевела на 38%, дизтопливо - на 33%, мазут - на 44%, газ - на 9% и т.д. В итоге экспортная выручка уменьшилась до 17,9 млрд. долл. (против 21,1 млрд. долл. в первом квартале 1997 г.). Ценовой удар по России оказался особенно разрушительным, поскольку продукция ТЭК, отраслей первого передела, увеличилась до 83,8% в суммарном экспорте (против 55% в 1990 г.).

    Не  только уродливая, колониальная  структура экспорта привела к опасной зависимости России от мировой конъюнктуры и соответственно внешних источников доходов. Их иссяканию способствовала экспортная политика сырьевиков. Значительная часть выручки укрывается за границей с помощью бартера, занижения цен, невозвратов из-за различных форс-мажоров. За годы реформ общая сумма аккумулированных за границей капиталов достигла, как считают, 700 млрд. долл.

    Несмотря  на ухудшение конъюнктуры и  спад в относительно благополучных  экспортных отраслях (от 1% до 5% до конца 1998 г.), продолжается вывоз энергоносителей, химии, целлюлозы, древесины, металлов, пусть по самым бросовым расценкам, даже в убыток, лишь бы удержаться на плаву, не останавливать производство, которое потом не запустить без огромных затрат. Экспорт - единственный надежный источник получения живых денег в условиях тотальных неплатежей внутри России. Лишь просроченные невыплаты (около половины общей задолженности) достигли в первом квартале 978,1 млрд. новых рублей, почти вдвое превысив текущий ВВП. (4)

    Другим  каналом утечки валюты из страны  и обескровливания рубля остается  импорт: намеренно завышенные цены, фиктивные авансы, оплата консалтинга  и др. Официально в январе-марте  1998 г. ввоз с учетом "челноков" вырос на 7,7% (с 15,1 млрд. долл. в  первом квартале 1997 г. до 16,5 млрд. долл.). На низкие темпы прироста повлияло уменьшение платежеспособности, реальной емкости внутреннего рынка из-за сокращения выпуска продукции, потребления и инвестиций. Хотя потребности по-прежнему гигантские, в частности, на перевооружение, модернизацию отечественной индустрии, АПК. Но российская продукция вытесняется с рынка, замещается ввозом машин и оборудования (34%), химии (15%), продовольствия и сельхозсырья (27%). Только за продукты питания Россия истратила в 1991-1998 гг. свыше 50 млрд. долл., вместо того чтобы поддержать собственных сельхозпроизводителей.

    Больше  нет доходов и от международных  услуг. Их баланс давно стал  отрицательным. В 1997 г. пассивное  сальдо увеличилось до 5 млрд. долл. (против 1,5 млрд. в 1990 г.), съев около трети внешнеторговой выручки. Во втором квартале 1998 г. отток валюты увеличился по таким каналам, как транспорт (особенно водный, автомобильный, воздушный), финансовые услуги банковского и небанковского сектора, страхование и перестрахование, лизинг, лицензии, консалтинг. С внутреннего и внешнего рынков продолжают вытеснять российские строительные, туристические фирмы.

    Не  сбылись надежды Кремля и Белого  дома пополнить казну за счет  возврата долгов и выплаты  процентов по ним со стороны 50 стран (165 млрд. долл.). В 1992-1997 гг. поступило всего 24,6 млрд. долл. Вступление (сентябрь 1997 г.) в Парижский клуб государств-кредиторов не помогло. В его компетенции всего треть долговой суммы (52 млрд. долл.) , к тому же реструктурированной на 20-25 лет, и по ней не получить больше 10-12 млрд. долл. Остальное пока недоступно, т.к. Россия лишилась международного влияния.

    Чтобы  пополнить казну, почти вдвое  увеличены задания Мингосимуществу  по продаже госсобственности (15 млрд. руб.), аренде (1,4 млрд. руб.), мобилизации дивидендов по госпакетам (1,09 млрд. руб.), до конца 1998 г. Кремль рассчитывает получить 17,5 млрд. руб. Насколько реальны данные цифры, говорят итоги первого квартала. Получено 464,7 млн. руб., проданы госдоли в 107 акционерных обществах (вчетверо меньше плана - 468), собрано дивидендов 4,1 млн. руб. (вместо 10,7 млн. руб.).

    Не  укрепили рубль и иностранные  инвестиции. В 1997 г. прямые капвложения  достигли 6,2 млрд. долл. и направлялись  строго избирательно, чтобы не создавать Западу конкуренцию на мировых рынках. Вместе с портфельным приток капитала составил 24,4 млрд. долл. Но с ноября 1997 г. по март 1998 г. свыше двух третей западных инвестиций вернулись обратно за границу. Только в первом квартале прямые капвложения уменьшились на 14,9%, а портфельные - на 90% по сравнению с тем же периодом 1997 г.

    Властям  пришлось предпринимать отчаянные  усилия, чтобы при потерянных  источниках доходов найти средства  для погашения и обслуживания  собственных долгов (около 140 млрд. долл., не считая новых в 1998 г.). С учетом проданных нерезидентам облигаций внешняя задолженность приблизилась к 200 млрд. долл., сделав Россию самым крупным заемщиком в мире. И самым опасным, поскольку превышены все международные критерии платежеспособности. Внешние обязательства превзошли пороговые 40% ВВП (450 млрд. долл. в 1997 г.), 200% экспорта, а имеющиеся золотовалютные запасы (14 млрд. долл. в июне) недостаточны для выкупа пакета коротких госбумаг у нерезидентов (20 млрд. долл.) и оплаты трехмесячного импорта товаров и услуг из дальнего зарубежья.

    Если  к этому добавить ввоз наличной  валюты, погашение и текущее обслуживание  облигаций, купленных иностранцами, то резервов Центробанка хватает  примерно на месяц. Почему же  Запад продолжает помогать? Он ничем уже не рискует. Предоставляемые им средства (причем втридорога и только на погашение срочных долгов) с лихвой перекрываются доходами от осевших в зарубежных банках легально и нелегально российских капиталов, сумасшедшей доходностью российских госбумаг, подставивших рубль под топор девальвации. 
 
 
 
 
 

Экономическое развитие России в 2000-2008 гг. 

 Безусловно, этот период по своему характеру  коренным образом отличается  от 1990- 1998 гг. — периода глубочайшего  экономического спада. Многие  российские и западные экономисты на этом основании делают вывод, что российская экономика уже преодолела главные трудности и создала условия для устойчивого экономического роста. 

В 2000-2008 годах  в экономике России наблюдается  устойчивый рост ВВП (7,8 процентов ежегодно) промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. В то же время сокращается численность населения, живущего за чертой бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). 

Если смотреть на макроэкономические данные в этот период, то сразу же в глаза бросается следующее:

Снижение внешнего долга России со 137 до 44 млрд. долларов.

Снижение уровня инфляции с 25% до 12%.

Увеличение средней  заработной платы с 1830 рублей до 15000.

Увеличение объема экспорта со 105 млрд. дол в год (в 2000) до 500 млрд. дол в 2008.

Увеличение иностранных  инвестиций в экономику России почти  в 10 раз. 

То есть, на лицо уверенный, стабильный рост макроэкономических показателей. Если посмотреть на данные по различным отраслям экономики в этот период, то можно заметить, что почти во всех сферах также наблюдался существенный рост.  За счет чего же был этот рост? С одной стороны в 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Однако причины такого развития экономики следует искать в другом. Локомотивом экономики России в этот период этого было вот это: 

  
 

Цена на нефть  за последние 20 лет 

На данном графике  изображена цена на баррель нефти. Как  видно из этого графика, цена барреля  за рассматриваемый период выросла  более чем в 5 раз. Кроме этого, объем добываемой нефти вырос  в полтора раза (с 328 млн. тонн в 2000, до 424 в 2008). В 2000-2008 годах нефть дорожала на 25-30 процентов в год, а экономика России росла в среднем на 8 процентов. Эксперты, отмечают, что подорожание нефти на 10 процентов ускоряет рост экономики России на 0,9 процентного пункта в течение 12 месяцев. Впрочем, данный эффект постепенно снижается. 

Кроме устойчивого  роста макроэкономических показателей, наблюдались также следующие  характерные особенности:

Изменение структуры  экспорта в сторону увеличения количества экспортируемого сырья. То есть, если в 2000 году в общем объеме экспорта минеральные ресурсы составляли 54%, то в 2006 уже 66%. Также уменьшалась доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта (с 9 до 5,8 %).

Информация о работе Структура национальной экономики: её сферы, секторы, комплексы, отрасли