Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:40, курсовая работа
Прибыль предприятия, ее виды и функции
Источник [28, с. 108]
По представленным статистическим данным можно проследить изменения показателей удельного веса убыточных организаций с 2005 по 2009 года. Общий удельный вес убыточных предприятий по представленным отраслям в I квартале 2009 года увеличился в 3,5 раза по сравнению с итогом 2008 года ( промышленность – в 2,6 раза; транспорта – в 5,8 раза; связи – в 3, 6 раза; строительства – в 5 раз; торговли и общественного питания – в 4 раза; ЖКХ – в 3,3 раза). Итоги 2009 года превышают предыдущий год по всем представленным отраслям, кроме транспорта. Наибольший удельный вес убыточных организаций на конец 2009 года приходится на промышленность – 15,4 %, а наименьший на транспорт – 3 %.
Чистый
убыток за I квартал 2009 г. получило 521 промышленное
предприятие, или 24,9% от общего числа
промышленных предприятий, учитываемых
в текущем порядке. Сумма чистого
убытка убыточных предприятий
По итогам девяти месяцев 2009 года 385 промышленных предприятий работали с чистым убытком на 785,9 млрд. рублей, что в 3,5 раза больше, чем в январе – сентябре 2008 года. Наибольшие суммы чистого убытка получили предприятия пищевой промышленности (451,8 млрд. рублей), машиностроения и металлообработки (103,7 млрд.), легкой промышленности (85,2 млрд.), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (70,5 млрд.), стекольной и фарфоро – фаянсовой (35,3 млрд.). [43]
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за январь–февраль 2010 г. составила 1,9 трлн. рублей, что на 9,6% больше, чем за январь–февраль 2009 г. при росте потребительских цен за этот период на 6,2%. За февраль прибыль от реализации составила 1,2 трлн. рублей, или в 1,8 раза больше, чем за январь. За январь–февраль 2010 г. организациями республики было получено 1,9 трлн. рублей прибыли до налогообложения, или на 25,5% больше, чем за январь-февраль 2009 г. Чистая прибыль составила 1,1 трлн. рублей, что на 38,3% больше, чем за январь – февраль 2009 г. при росте потребительских цен за этот период на 6,2%. За февраль чистая прибыль составила 826,9 млрд. рублей, или в 2,7 раза больше, чем за январь. [49]
2
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
2.1
Понятие рентабельности
Для оценки эффективности работы предприятия применение только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. Эффективнее работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы промышленного предприятия необходимо сопоставить прибыль и стоимость производственных фондов, с помощью которых она создана.
Комплексным
показателем экономической
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.[8,c.222]
Результаты деятельности предприятия могут быть оценены такими
показателями, как объем продаж, затраты и прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не
способны
оценить эффективность
Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности деятельности предприятия с альтернативным использованием капитала или с доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рисковые инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Рентабельность
При его помощи можно
оценить эффективность
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для кредиторов и инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели ликвидности и
финансовой устойчивости, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Рентабельность имеет большое значение для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координации, оценке и мониторинге деятельности предприятия и его результатов.
Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:
– рентабельность продукции (работ, услуг);
– рентабельность операций с капиталом. [22]
Исходя из понимания видов затрат, можно представить следующие виды рентабельности:
– рентабельность продукции (работ, услуг);
– рентабельность капитальных затрат (инвестированного капитала);
– рентабельность акционерного капитала.
По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:
– во времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;
– по месту – рентабельность предприятия, производства, цеха, торгового подразделения;
– по степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема производства,
рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;
– по степени детализации доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность объектов интеллектуальной собственности, переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений. [9, с.450]
С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент – доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих.
Второй компонент
- потенциальная рентабельность (доход
от владения ценными бумагами, долговыми
обязательствами и
Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор),
а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность
поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.
Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы
государства,
предприятия, работников и
2.2
Показатели рентабельности
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. [45]
Показатели рентабельности можно классифицировать в три группы:
– показатели рентабельности продаж (оборота), уровень которых
определяется соотношением прибыли с объемом продаж (выручкой от реализации продукции);
– показатели рентабельности, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с соответствующими