Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:40, курсовая работа
Прибыль предприятия, ее виды и функции
затратами;
– показатели рентабельности, в основе которых положен ресурсный подход, уровень которых определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала. [9, с.451]
Показатели рентабельности
продаж (оборота):
(2.2)
Показатели рентабельности,
учитывающие затраты
на производство продукции:
Показатели рентабельности
капитала:
Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)).
Показатели рентабельности единицы продукции используются для поиска наиболее рентабельных и нерентабельных наименований и анализа причин, которые влияют на рентабельность того или иного наименования.
Рентабельность отдельных видов продукции характеризует прибыльность различных видов продукции.
Рентабельность реализации (оборота) показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. [8, с.222]
Рентабельность активов (капитала) характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов. Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж путем ускорения оборачиваемости активов. И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче
Рентабельность активов может расти за счет увеличения рентабельности
продаж.
Рентабельность продаж – характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рентабельность производственной деятельности – показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Таким образом, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля прибыли в выручке от продажи. Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с рентабельностью активов, исчисленной по балансовой прибыли, можно определить влияние на доходность налоговых отчислений.
Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по прибыли от реализации, с рентабельностью, исчисленной по прибыли отчетного года, можно оценить влияние на рентабельность операций, не имеющих непосредственного отношения к производству и реализации продукции (выплата и поступление дивидендов, арендные платежи и поступления и т. д.). [27]
Период окупаемости собственного капитала находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода.
где СКпер.окуп. – период окупаемости собственного капитала,
СК
– средняя стоимость собственного капитала,
ЧП
– чистая прибыль.
Имеет важное значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов – показатель, который отражает эффективность их использования.
Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с
рентабельностью активов, исчисленной по валовой прибыли, можно определить влияние на доходность налоговых отчислений.
Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по прибыли от реализации, с рентабельностью, исчисленной по прибыли отчетного года, можно оценить влияние на рентабельность операций, не имеющих непосредственного отношения к производству и реализации продукции (выплата и поступление дивидендов, арендные платежи и поступления). [38]
Рентабельность финансовых вложений показывает, какой размер доходов (дивидендов, процентов) получил хозяйствующий субъект на каждый рубль вложений в ценные бумаги других предприятий и от долевого участия.
Рентабельность
реализованной продукции, работ, услуг
по отдельным отраслям экономики
в Республике Беларусь представлена
в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг по отдельным отраслям экономики
В процентах
Периоды |
Всего |
В том числе по отраслям | |||||
промыш-ленность | транспорт |
связь |
строи-
тельство |
торговля и
общественное
питание |
жилищно-
коммунальное хозяйство | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2005 | 13,5 | 15,4 | 16,3 | 37,7 | 10,6 | 11.3 | 2,4 |
2006 | 13,6 | 15,5 | 13,6 | 44,8 | 11 | 15,5 | 3,9 |
2007 | 11,7 | 13 | 15,8 | 40,4 | 9,7 | 17,9 | 4 |
2008 | 14 | 15,3 | 15,9 | 37,8 | 11,7 | 20,6 | 3,4 |
2009 I | 9,1 | 8,1 | 1,2 | 36,6 | 9,5 | 26,9 | -0,3 |
I-II | 7,7 | 7,2 | -5,9 | 36 | 9,9 | 21,2 | 1 |
I-III | 9,8 | 8 | 22,1 | 34,3 | 10,4 | 20,3 | 1,2 |
Продолжение таблицы 2.1 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I-IV | 9,8 | 8,4 | 20,9 | 34,8 | 10,6 | 19,1 | 0,9 |
I-V | 10,2 | 9 | 20,3 | 35,2 | 11,1 | 19 | 1,1 |
I-VI | 10,4 | 9,4 | 20,3 | 35,3 | 11,6 | 18,8 | 1,3 |
I-VII | 10,4 | 9,6 | 20,5 | 34,5 | 11,5 | 18,9 | 1,6 |
I-VIII | 10,4 | 9,7 | 20,9 | 34,7 | 11,4 | 18 | 1,8 |
I-IX | 10,6 | 9,9 | 20,6 | 33,8 | 11,6 | 19,1 | 1,9 |
I-X | 10,6 | 10 | 20,3 | 33,2 | 11,3 | 18,6 | 2 |
I-XI | 10,5 | 10 | 19,7 | 32,5 | 11,1 | 17,9 | 2 |
I-XII | 10,3 | 9,9 | 18,9 | 32,3 | 10,8 | 17,7 | 2 |
Источник [28, с.109]
По представленным показателям рентабельности реализованной продукции, работ, услуг по отдельным отраслям экономики в Республике Беларусь видно, что уровень рентабельности 2008 года значительно выше 2009 года по всем данным отраслям (промышленность, строительство, связь, торговля и общественное питание, услуги ЖКХ), и только по транспорту увеличилась на 3 %. Хотя за февраль 2009 года рентабельность транспорта была отрицательной. Общее снижение рентабельности по всем отраслям экономики в РБ связано с негативными последствиями финансового кризиса 2009 года.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь—сентябрь составила 9,9% (за январь–сентябрь 2008 года – 18,8%), рентабельность продаж – 7,4% (12,9% – 2008 год).
Рентабельность
За январь – февраль 2010 г. рентабельными были 72,6% организаций. [49]
По основным отраслям экономики данные о распределении рентабельных организаций по уровню рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за январь – февраль 2010 г. представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Распределение рентабельных организаций по уровню рентабельности реализованной продукции, работ, услуг
В процентах
отрасли экономики | Из рентабельных
организаций с уровнем | |||||
0 – 5 | 5 – 10 | 10 – 20 | 20 – 30 | 30 – 50 | 50 и выше | |
Республика
Беларусь
в том числе: |
45,9 |
18,6 |
18,4 |
7,6 |
5,3 |
4,1 |
промышленность | 37,1 | 21,3 | 24 | 9,4 | 6 | 2,1 |
сельское хозяйство | 65,2 | 15,6 | 12,2 | 3,6 | 2 | 1,4 |
транспорт | 40,9 | 21,8 | 17,1 | 7,9 | 5,9 | 6,5 |
связь | 15,4 | 11,5 | 34,6 | 19,2 | 13,5 | 5,8 |
строительство | 50,1 | 19,4 | 15,4 | 7,1 | 4,3 | 3,7 |
торговля и общественное питание | 45,4 | 18,4 | 16,8 | 7,5 | 6,7 | 5,2 |
материально–техническое снабжение и сбыт | 25 | 18,3 | 18,3 | 8,3 | 15 | 15 |
жилищно-
коммунальное хозяйство |
62,5 |
18,4 |
21,1 |
4,2 |
1,4 |
1,4 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 51,2 |
20,9 |
11,6 |
9,3 |
4,7 |
2,3 |
Источник [28, c.112]
Таким образом, по представленным статистическим
данным видно, что за
январь – февраль 2010
г. наибольшая доля рентабельных организаций
с уровнем рентабельности 50 % и выше приходится
на материально–техническое снабжение
и сбыт(15 %), а наименьшая доля на сельское
хозяйство и жилищно – коммунальное хозяйство
(1,4 %). Наибольшую долю рентабельных организаций
с уровнем рентабельности от 0 до 5 % составляет
жилищно – коммунальное хозяйство (62,5
%), а наименьшую долю – связь (15,4 %).
3
ОСНОВНЫЕ ПУТИ
И НАПРАВЛЕНИЯ
УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
Поскольку в общем виде прибыль представляет разницу между доходами и издержками, то можно определить основные направления увеличения прибыли:
– рост объемов реализации и цен на продукцию, которые определяют доход предприятия;
– снижение издержек предприятия, связанных с производством и реализацией продукции;
– улучшение качества продукции;
– продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
– диверсификация производства;
– расширение рынка продаж;
– внедрение более прогрессивного оборудования, что способствует экономии живого труда (заработной платы);
– снижение расхода материальных ресурсов на единицу продукции;
– изменение рыночных цен на ресурсы и продукцию, реализуемую на рынке;
– планирование прибыли.
Увеличение объемов продаж и реализации продукции обеспечивается в результате повышения конкурентоспособности продукции, стимулирования спроса, проведения маркетинговых исследований, поиска новых рынков сбыта, организации рекламной деятельности, развития сети продвижения товаров на рынки. [15]
Главным фактором роста цен является улучшение качества продукции. Соотношение цены товара и качества продукции определяет конкурентоспособность товара, сто при положительном соотношении увеличивает объем продаж, а значит и прибыль. Так, повышение качества продукции важно не только для предприятия – изготовителя, но и для потребителей и национальной экономики в целом. От того, насколько выпускаемая продукция будет удовлетворять запросам определенной категории потребителей, зависит ее успешная реализация на рынке, а это – увеличение объемов реализации, повышение рентабельности и соответственно рост престижа и процветание предприятия.