Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:26, реферат
Современная экономика – это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков.
Более богатые организации
И, наконец, предприятия,
2.1 Структура планов
Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.
Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.
Эти
структурные подразделения
1) обоснование всех элементов и этапов плана;
2) контроль четкого исполнения плана его участниками;
3) постоянный учет и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение.
Планы можно сгруппировать следующим образом.
По срокам исполнения:
1) оперативно-календарные;
2) текущие;
3) среднесрочные;
4) долгосрочные;
5) стратегические.
По назначению:
1) производственные (производство готовой продукции);
2)
коммерческие (рынки сбыта продукции
и обеспечение предприятия
3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие;
4)
планы по труду, заработной
плате, социальному
По уровням управления:
1) общефирменные;
2) цеховые;
3)
планы работ структурных
По видам продукции, работ, услуг:
1) освоенного производства;
2) осваиваемого производства;
3) планируемого к освоению в будущем.
Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру:
1)
краткое описание бизнес-плана;
2)
стратегия бизнеса (
3)
маркетинговая стратегия и
4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.);
5)
управленческий процесс (
6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.);
7)
определенные факторы риска (
8)
приложения.
2.2 Классификация и виды планов
Планирование классифицируется следующим образом:
1) по степени охвата;
2)
по содержанию (стратегическое планирование,
подразумевающее выявление
3) по объекту планирования;
4)
по сферам деятельности (производство,
маркетинг, научно-
5) по охвату;
6)
по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
7)
по степени жесткости и
Впервые
общие принципы планирования были сформулированы
А. Файолем. В качестве основных требований
к разработке программы действий или планов
предприятия им были сформулированы пять
принципов:
-
принцип необходимости
-
принцип единства планов
-
принцип непрерывности планов заключается
в том, что процессы планирования, организации
и управления своей деятельностью, являются
взаимосвязанными между собой и должны
осуществляться постоянно и без остановки;
-
принцип гибкости планов тесно
связан с непрерывностью планирования
и предполагает возможность корректировки
установленных показателей и координации
всех видов деятельности;
-
принцип точности планов
В
современном планировании помимо рассмотренных
классических принципов планирования
широкую известность имеют и
общеэкономические принципы планирования.
1.
Принцип комплексности. У каждого человека
результаты деятельности во многом зависят
от уровня развития способностей, физического
состояния, мотивации, ранее приобретенного
опыта и т.д. Все они образуют взаимосвязанную
систему, так что всякое количественное
или качественное изменение хотя бы одного
из этих параметров приводит, как правило,
к соответствующим изменениям многих
других.
2.
Принцип эффективности требует
разработки такого варианта
3.
Принцип оптимальности подразумевает
необходимость выбора лучшего варианта
на всех стадиях планирования из нескольких
возможных альтернатив.
4.
Принцип пропорциональности, т.е.
сбалансированный учет
5.
Принцип научности, т.е. учет
последних достижений науки и техники.
6.
Принцип детализации, т.е.
7.
Принцип простоты и ясности,
т.е. соответствия уровню
Основные принципы планирования ориентируют человека на достижение наилучших результатов. Многие принципы планирования тесно взаимосвязаны друг с другом. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие – в разных (гибкость и точность).
Как видно, основные принципы планирования легко можно применить к организации собственной деятельности, это поможет достичь желаемых целей оптимальным путем. Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.
Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
1) объект планирования;
2) субъект планирования;
3) период планирования;
4) средства планирования;
5) методику планирования;
6) согласование планов.
Принадлежность
того или иного плана к
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.
В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
При стратегическом планировании выделяются следующие цели:
1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);
2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);
3)
финансово-экономические (
4)
социальные (степень удовлетворения
конечным продуктом
2.3. Функции планирования
В состав функций планирования входят следующие:
1) Уменьшение сложности.
Важнейшей функцией планирования является преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов.
2) Мотивация.
С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
Информация о работе Сущность планирования на предприятии и функции планирования