Сущность планирования на предприятии и функции планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:26, реферат

Описание

Современная экономика – это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков.

Работа состоит из  1 файл

Сущность планирования.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

       Более богатые организации могут  позволить себе изменять планы,  подстраиваясь под новые возможности  и, привлекая для их использования  дополнительные средства, излишками  которых они располагают. Таким  образом, составленные однажды  планы в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.

       И, наконец, предприятия, располагающие  значительными ресурсами, могут  использовать оптимизационный подход  к планированию, исходящий из  целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют. 

     2.1 Структура планов

     Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также  его внутренняя административно-хозяйственная  структура. Каждое структурное подразделение  разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.

     Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия  не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.

     Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным  направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые  правила, а именно: 

     1) обоснование всех элементов и этапов плана;

     2) контроль четкого исполнения  плана его участниками;

     3) постоянный учет и контроль, а  также внесение корректировок  в план и его исполнение.

     Планы можно сгруппировать следующим  образом.

     По  срокам исполнения:

     1) оперативно-календарные;

     2) текущие;

     3) среднесрочные;

     4) долгосрочные;

     5) стратегические.

     По  назначению:

     1) производственные (производство готовой  продукции);

     2) коммерческие (рынки сбыта продукции  и обеспечение предприятия материально-техническими  ресурсами);

     3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие;

     4) планы по труду, заработной  плате, социальному обеспечению  персонала.

     По  уровням управления:

     1) общефирменные;

     2) цеховые;

     3) планы работ структурных подразделений.

     По  видам продукции, работ, услуг:

     1) освоенного производства;

     2) осваиваемого производства;

     3) планируемого к освоению в  будущем.

     Бизнес-план предприятия имеет следующую  структуру:

     1) краткое описание бизнес-плана; 

     2) стратегия бизнеса (управленческая  структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала);

     3) маркетинговая стратегия и определение  рынков сбыта (анализ конкурентоспособной  среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых  сторон бизнеса, эффективность сектора экономики);

     4) эксплуатация и производство (планы  развития, оценка производственных  мощностей и т. д.);

     5) управленческий процесс (количественный  и качественный показатель команды  управления);

     6) финансовая политика (определение  денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.);

     7) определенные факторы риска (наличие  технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности  и коэффициентов, характеризующих  финансовое состояние);

     8) приложения. 

     2.2 Классификация и виды планов

     Планирование классифицируется следующим образом:

     1) по степени охвата;

     2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых  возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление  мероприятий по реализации планируемых возможностей);

     3) по объекту планирования;

     4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские  работы и т. д.);

     5) по охвату;

     6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); 

     7) по степени жесткости и гибкости.

     Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов: 

     - принцип необходимости планирования  означает повсеместное и обязательное  применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях фриланс, в условиях свободного графика работы, в условиях работы в онлайн. Чем более свободный график или режим работы, тем большее значение имеет планирование и четкое следование плану. 

     - принцип единства планов предусматривает  разработку общего или сводного  плана деятельности, в котором  отдельные пункты плана способствуют  достижению конечной цели. Единство  планов предполагает общность  ваших целей. 

     - принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления своей деятельностью, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки; 

     - принцип гибкости планов тесно  связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации всех видов деятельности; 

     - принцип точности планов определяется  многими факторами, как внешними, так и внутренними. Поэтому  всякий план составляется с  такой точностью, которую сам человек желает достичь, с учетом его состояния и возможностей. 

     В современном планировании помимо рассмотренных  классических принципов планирования широкую известность имеют и  общеэкономические принципы планирования. 

     1. Принцип комплексности. У каждого человека результаты деятельности во многом зависят от уровня развития способностей, физического состояния,  мотивации, ранее приобретенного опыта и т.д. Все они образуют взаимосвязанную систему, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из этих параметров приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других. 

     2. Принцип эффективности требует  разработки такого варианта деятельности, который при существующих ограничениях  используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего эффекта/результата. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в грамотном распределении ресурсов. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами. 

     3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив. 

     4. Принцип пропорциональности, т.е.  сбалансированный учет ресурсов  и возможностей. 

     5. Принцип научности, т.е. учет  последних достижений науки и техники. 

     6. Принцип детализации, т.е. степени  глубины планирования. 

     7. Принцип простоты и ясности,  т.е. соответствия уровню понимания  вами вашего собственного плана.

     Основные  принципы планирования ориентируют  человека на достижение наилучших результатов. Многие принципы планирования тесно взаимосвязаны друг с другом. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие – в разных (гибкость и точность).

     Как видно, основные принципы планирования легко можно применить к организации собственной деятельности, это поможет достичь желаемых целей оптимальным путем.        Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

     Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

     1) объект планирования;

     2) субъект планирования;

     3) период планирования;

     4) средства планирования;

     5) методику планирования;

     6) согласование планов.

     Принадлежность  того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

     В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают  следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

     В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

     При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

     1) рыночные (определение рынка сбыта  продукции);

     2) производственные (использование какого  уровня техники и технологий  позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

     3) финансово-экономические (определение  источников финансирования и  прогнозирование результата деятельности);

     4) социальные (степень удовлетворения  конечным продуктом производства  определенных социальных слоев и общества в целом). 

     2.3. Функции планирования

     В состав   функций  планирования  входят   следующие:

        1)  Уменьшение  сложности.

        Важнейшей   функцией   планирования    является    преодоление    реально существующей  сложности  планируемых  объектов  и  процессов.

        2) Мотивация.

        С помощью  процесса   планирования   должно   инициироваться  эффективное использование  материального и интеллектуального   потенциала   предприятия.

Информация о работе Сущность планирования на предприятии и функции планирования