Трансакционные издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Если задаться вопросом, какое из понятий, используемых в современной экономической теории, является достаточно новым и в то же время наиболее широко употребляемым, то, скорее всего, это будут именно трансакционные издержки. В известном смысле можно считать, что данное понятие представляет собой ключевой пункт новой институциональной теории.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Трансакционные издержки……………………………………………………7
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек……………………….7
1.2. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)…………………………8
1.3. Виды трансакционных издержек (по О.Уильямсону)………………...11
1.4. Деятельность трансакционного сектора………………………………12
2. Проблема трансакционных издержек в российской экономике ………….17
2.1 Особенности трансакционных издержек в российской экономике…..17
2.2 Трансакционные издержки и теневая экономика……………………...24
2.3 Способ минимизации трансакционных затрат………………………...27
2.4 Стратегия снижения трансакционных издержек………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Проблема трансакционных издержек в российской экономике.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Трансакционные издержки……………………………………………………7

    1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек……………………….7

   1.2. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)…………………………8

    1.3. Виды трансакционных издержек (по О.Уильямсону)………………...11

    1.4. Деятельность трансакционного сектора………………………………12

2. Проблема трансакционных издержек в российской экономике ………….17

      2.1 Особенности трансакционных издержек в российской экономике…..17

      2.2 Трансакционные издержки и теневая экономика……………………...24

      2.3 Способ минимизации трансакционных затрат………………………...27

      2.4 Стратегия снижения трансакционных издержек………………………29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

Введение

Если задаться вопросом, какое из понятий, используемых в современной экономической теории, является достаточно новым и в то же время наиболее широко употребляемым, то, скорее всего, это будут именно трансакционные издержки. В известном смысле можно считать, что данное понятие представляет собой ключевой пункт новой институциональной теории.

Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию рынка помогает понятие трансакционных затрат (transaction cost). P.Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными (от лат. transactio — сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

Согласно наиболее общему определению, «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Например, Я.Корнай, прямо использует термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Избавляясь от аналогии с физикой, отнесем к категории трансакционных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Следовательно, все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к трансакционным.

Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек — производственных. Поэтому вопрос о трансакционных издержках неизбежно связан с изменением постулатов неоклассики, относящихся либо к ее «жесткому ядру», либо к ее «защитной оболочке».

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.

Исследованию этих проблем, как с теоретических, так и с практических позиций, посвятили свои труды следующие российские ученые: Абалкин Л.И., Агангебян А.Г., Безруких П.С., Булатова А.С., Кантор Л.М., Гильде Э.К., Палий В.Ф. и многие другие, а также зарубежные авторы: Б. Естрем, р. Ленквист, Ф. Котлер, У. Ульсон, П. Хейне.

В большинстве этих трудов рассматриваются теоретические и практические аспекты сущности издержек и основные направления их снижения как в глобальном масштабе, то есть всей экономики, так и ее отдельных крупных отраслей, а также на предприятиях.

В специальной литературе, посвященной проблеме трансакционных издержек, рассматриваются также вопросы, связанные с методикой их учета, управлением издержками, а в связи с их управлением, следовательно, и планирование, контроль, выявление резервов и т.д. Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли отечественные и зарубежные ученые Аксеенко А.Ф., Вайншенкер Р.И., Ерофеева В.А., Майданчик Б.И., С.А. Николаева, С.С.Сатубалдин, Я.В. Соколов, С.А. Стуков, В. Ткач, М. Ткач и другие.

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования трансакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ проблем, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.

           Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об трансакционных издержках с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Объектом курсовой работы является целостная экономическая система России, а также сфера материального производства и отдельные предприятия в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.        ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

 

1.1.  Понятие и сущность трансакционных издержек

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона.

Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р. Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.

           Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

2.1. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур[1]. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

2.     Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3.     Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.

4.   Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Отлынивание представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.

Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой или нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.

Информация о работе Трансакционные издержки