Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:29, методичка
Курсовая работа - это научное исследование по одной из проблем курса «Теория организации», выполненная студентом под руководством преподавателя. Конечным результатом такого исследования является написание (40-50 стр. печатного текста) работы, в которой излагаются теоретические и практические вопросы рассматриваемой проблемы или темы курса.
Курсовая работа - это научное исследование по одной из проблем курса «Теория организации», выполненная студентом под руководством преподавателя. Конечным результатом такого исследования является написание (40-50 стр. печатного текста) работы, в которой излагаются теоретические и практические вопросы рассматриваемой проблемы или темы курса.
Для написания курсовой работы студенты изучают важнейшие источники: труды отечественных и зарубежных экономистов, государственные документы и нормативные акты правительства, учебную литературу, статистические справочники, периодическую экономическую литературу. Кроме этого студент должен использовать местный статистический материал, содержащийся в периодических изданиях, фактический материал организаций, опрос работников предприятий, наблюдения, анализ документов предприятия, статистическую обработку результатов.
Цель курсовой работы – глубокое изучение наиболее сложных проблем современной экономической теории и практики, приобретение навыков всестороннего творческого анализа управленческой деятельности, выработка умения делать научно-обоснованные выводы – теоретические и практические по результатам анализа материалов выбранной темы.
Основные задачи, которые ставятся перед студентами в процессе выполнения курсовой работы:
Исходя из цели и основных задач курсовой работы, к ней предъявляются следующие требования:
Аккуратно оформленная и выполненная в соответствии с требованиями, как по объёму, так и по структуре работа представляется на рецензию научному руководителю, а затем выносится на защиту.
Выполнение курсовой работы условно можно разбить на ряд этапов. Каждый из них связан с предыдущим и последующим этапом работы и является необходимым в процессе научно-исследовательской деятельности студентов.
Первый этап – это выбор студентом проблемы и темы курсовой работы, а также составление её предварительного плана. При выборе темы исследования необходимо руководствоваться: тематикой курсовых работ (прил.1), (разрешается предложить свою тему, исходя из личных научных интересов); наличием необходимой по избранной теме или проблеме научной литературы и возможностями сбора фактического материала в организациях; уровнем своей теоретической подготовленности; возможностью продолжать исследование данной темы при написании дипломной работы.
После выбора темы курсовой работы студенту необходимо познакомиться с имеющейся по теме научной литературой и на основе её просмотра составить примерный план будущей работы. План – это логическая основа работы. Он должен состоять из 2-х разделов (при этом рекомендации оформляются последним пунктом во втором разделе). План работы включает: введение, основную часть и заключение. В дальнейшем план дорабатывается и перерастает в оглавление (рис. 1) всей курсовой работы. Оглавление курсовой работы — это перечень разделов и параграфов, составленный в той последовательности, в какой они даны в тексте работы. В оглавлении указывают номер страницы, на которой напечатано начало раздела, параграфа.
Введение - это вступительная часть любого научного исследования. Объем введения обычно составляет 2-4 страницы машинописного текста (примерно 5% от работы). В нем дается краткое представление обо всей курсовой работе. Типовая структура введения включает следующие компоненты:
Рис. 1. Образец оформления оглавления курсовой работы
В основной части работы излагается главное содержание темы и освещение проблемы курсового изыскания. Основная часть работы включает в себя теоретическую, аналитическую и проектную части.
Первая глава. Теоретическая часть представляет достаточно подробное и аргументированное изложение важнейших теоретических положений темы на основе изучения указанных источников, статистического и фактического материала. В первой главе надо дать представление об истории вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы, раскрыть понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнить формулировки. Здесь рассматриваются различные точки зрения по отдельным дискуссионным вопросам изучаемой темы, обосновывается собственная позиция. Автор работы должен дать понять, на чью точку зрения он становится, и определиться со значением категорий в рамках этой позиции. Автор может обосновать свою, отличную от известной в научной литературе, точку зрения. Здесь целесообразно использовать справочные, обзорные материалы, таблицы, графики, схемы, рисунки и т.д. По объему первая глава должна составлять около 25% всей работы.
Вторая глава состоит из аналитической (пп. 2.1.-2.3.) и проектной (пп. 2.4) частей. Аналитическая часть состоит из анализа и исследования деятельности конкретной организации, вскрываются резервы и намечаются пути их использования, делаются выводы. Вторая глава начинается с организационной характеристики хозяйствующего субъекта по следующим позициям: история создания, структура управления, сфера и масштаб деятельности, организационно-правовая форма, конкурентная среда. Далее необходимо приступить к анализу проблематики и сделать вывод о состоянии предприятия. При этом в тексте второй главы работы необходимо произвести расчёты по формулам и методикам, описанным в теоретической части исследования. Задача проектной части – вскрыть имеющиеся резервы и факторы роста организационных процессов, смоделировать их. Автор работы должен представить перечень предложений и их обоснование. Объем этой части работы составляет примерно 60% общего объема работы.
В заключении курсовой работы формулируются окончательные, наиболее общие и важные выводы и предложения, как по теоретической, так и по практической (аналитической и проектной) частям исследования. Заключение подводит итог работы: в какой мере достигнута цель работы, каким образом решены задачи, поставленные во введении; содержит краткие выводы по всем поставленным во введении задачам. Этот раздел обычно занимает около 3-5 страниц печатного текста (5-10% от общего объема работы).
Второй этап – это отбор экономической литературы, необходимой для выполнения курсовой работы, её тщательное и глубокое изучение. Изучение литературы следует начинать с учебной литературы – отечественной и зарубежной. Затем можно приступать к изучению монографической литературы, журнальных статей и других источников, опубликованных за последние 3 года. После изучения специальной экономической литературы студент переходит к работе с документами. К ним в первую очередь относятся: законы РФ, постановления правительства и указы Президента РФ.
При изучении монографической литературы, журнальных и газетных статей студент должен: определить степень научной разработанности темы; выделить уже решённые вопросы, по которым в науке установилось единое твердое мнение, и вопросы дискуссионные, по которым следует высказать свою точку зрения. Для этого необходимо точно и полно фиксировать свои взгляды по мере их формирования в процессе работы с научной литературой.
Третий этап – это сбор фактического материала непосредственно в организациях и статистических органах. Для сбора фактического материала используются отчётные статистические данные, характеризующие работу цехов, отделов и предприятия в целом. Кроме того, необходимо учитывать, что часть фактического материала, особенно нестатистического характера, может быть получена путём бесед с отдельными руководителями, рабочими и служащими, наблюдений за жизнью коллективов. Одним из источников фактического материала могут быть специально составленные для цели исследования документы: анкеты, опросные листы, бланки интервью, различного рода тесты, карты наблюдений.
После студент должен достаточно полно представить всю совокупность изучаемых им теоретических вопросов и фактических материалов с тем, чтобы скорректировать примерный план работы, уточнить его и перейти к окончательному варианту оглавления, по которому будет написана работа.
Четвёртый этап предусматривает проведение тщательного анализа полученного фактического материала. В итоге аналитических операций с фактическим материалом студент составляет соответствующие таблицы, диаграммы, графики. Всё это облегчит последующий анализ, позволит выявить существенные связи и закономерности развития изучаемого явления, сделать теоретические выводы более убедительными и доказательными.
Полученные таблицы, диаграммы и графики, выписки и записи необходимо сгруппировать по соответствующим разделам и параграфам работы. После чего можно приступать к написанию самой работы.
Пятый этап предусматривает написание текста и оформление работы. Перед этим необходимо ещё раз чётко продумать структуру и логику изложения, подготовить весь теоретический и фактический материал. В ходе написания следует обратить особое внимание на чёткость формулировки и выводов. Наиболее сложные главы или параграфы чернового варианта работы необходимо показать научному руководителю.
Когда черновой вариант работы готов, его следует тщательно обработать, внести все необходимые коррективы, обратив внимание при печатании начисто на правильное оформление работы.
Шестой этап – заключительный. Студент на основе текста работы составляет тезисы своего выступления на защите. В назначенный день и час студент является на защиту своей работы. Защита курсовой начинается с выступления студента, в котором он в течение 10 минут сообщает о проделанной работе, формулирует основные выводы и предложения, содержащиеся в ней. После ответов на вопросы и обсуждения работы автору предоставляется заключительное слово. Затем определяется окончательная оценка выполненной работы с учётом качества выполнения её на всех этапах, включая защиту. Оценка доводится до сведения студента.
Особое внимание необходимо обратить на оформление научного аппарата работы: текста, библиографических ссылок, таблиц, формул, иллюстраций, списка литературы, приложений.
Оформление текста работы