Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 03:26, курсовая работа

Описание

Управление современным бизнесом сопровождается необходимостью решения задач различной сложности. Все чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемой невозврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали неотъемлемой частью жизни общества.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Управления дебиторской и кредиторской задолженностью 3
1.1 Задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностью 9
1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности 10
1.3 Анализ дебиторской задолженности 18
1.4 Анализ кредиторской задолженности 21
Глава 2 Регулирование дебиторской и кредиторской задолженности 25
2.1 Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности 26
2.2 Реструктуризация кредиторской задолженности 29
Заключение 33
Расчетная часть (вариант 3) 37
Список использованных источников литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

Тема «Управление дебиторской  и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия»

 

 

Введение

 

Управление современным  бизнесом сопровождается необходимостью решения задач различной сложности. Все чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемой невозврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали неотъемлемой частью жизни общества.

В свою очередь задолженность  относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств и как следствие негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

Управление дебиторской  и кредиторской задолженностью - важный процесс, и его успешность зависит от многих факторов, в том числе и от своевременного информирования руководства о текущем состоянии расчетов. Современная система управления задолженностью должна включать всю совокупность методов анализа, контроля и оценки задолженности. Вместе с тем управление задолженностью - это работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.

 

Глава 1 Управления дебиторской и кредиторской задолженностью

В зависимости от характера  задолженности в хозяйственной  практике условно различают "нормальную" и просроченную (неоправданную) задолженность.

"Нормальная" задолженность  возникает вследствие особенностей  используемой системы расчетов  за товары и услуги между  хозяйствующими субъектами, при  которой денежные средства не  сразу поступают на счета предприятий-поставщиков  товаров (работ, услуг). К такой категории задолженности относят: задолженность покупателей, сроки погашения которой не наступили, задолженность, возникающую при выдаче денежных средств "под отчет" на различные нужды, при предъявлении претензий покупателями и т.п.

Неоправданная (экономически неприемлемая) задолженность связана  с нарушением платежной дисциплины покупателями и заказчиками, которые  не оплатили в срок поставленную им продукцию (выполненные работы, оказанные  услуги). Задолженность может возникнуть и по другим причинам. Это может быть, когда подотчетные лица своевременно не отчитались за выданные им денежные средства, и пр. Другого рода причины ее возникновения связаны с неудовлетворительной деятельностью предприятия: с выявленными хищениями товарно-материальных ценностей и денежных средств, с растратами и недостачами. Существенные масштабы экономически неоправданной задолженности оказывают негативное воздействие на финансовые результаты деятельности предприятия.

В учете предприятий  задолженность подразделяется на следующие виды:

1) дебиторская задолженность;

2) кредиторская задолженность.

В законодательных документах не дано определение этих терминов. Между тем данные понятия используются регулярно и связаны с обязательствами  предприятия. В процессе своей хозяйственной деятельности организация вступает в различные виды отношений с третьими лицами, заключает и осуществляет различные виды сделок, выполняет обязанности, которые предусмотрены существующим законодательством. В результате деятельности у предприятия появляются обязательства, которые подлежат исполнению, и эти обязательства оценены в денежной форме. И наоборот, обязательства по отношению к организации возникают у других лиц.

Итак, воспользуемся финансовым словарем и дадим определение.

Дебиторская задолженность - сумма неоплаченных долгов, причитающихся со стороны покупателей и заказчиков за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Кредиторская задолженность - неосуществленные платежи по возникшим  обязательствам (поставщикам - за приобретенные товары, работы, услуги; налоговым органам - по суммам начисленных налогов; своим работникам - по суммам начисленной заработной платы и т.п.).

Дебиторская и кредиторская задолженность для отражения  в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

В ПБУ 4/99 правилами оценки статей бухгалтерской отчетности установлено  следующее:

1) при оценке статей  бухгалтерской отчетности организация  должна обеспечить соблюдение  допущений и требований, предусмотренных  Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98;

2) в бухгалтерской  отчетности не допускается зачет  между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой  зачет предусмотрен соответствующими  положениями по бухгалтерскому  учету;

3) правила оценки отдельных  статей бухгалтерской отчетности  устанавливаются соответствующими  положениями по бухгалтерскому  учету.

Как видно, первоначально  правила оценки дебиторской и  кредиторской задолженности устанавливаются  положениями по бухгалтерскому учету.

В ходе анализа установлено, что существенную часть дебиторской  задолженности составляют расчеты  с покупателями, заказчиками и  прочими дебиторами.

Изначально момент возникновения  дебиторской задолженности определяется условиями заключенных договоров и связан со временем реализации товаров (работ, услуг).

После того как право  собственности на товары переходит  к контрагенту или переданы результаты работ, выполнены услуги, у партнеров  возникает обязанность встречных  действий - оплата, встречные поставки. Нарушение сроков (оплаты, поставок и т.п.) приводит к возникновению дебиторской (кредиторской) задолженности.

Таким образом, дебиторская  задолженность в бухгалтерском  учете возникает:

1) при переходе права  собственности на товары;

2) при передаче результатов работ, оказании услуг.

В соответствии с Федеральным  законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете" все хозяйственные  операции подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных  документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания.

Следовательно, дебиторская  задолженность в общем случае отражается в учете:

1) после оформления  документов на отгрузку товаров;

2) после подписания акта выполнения работ (услуг).

Дебиторская задолженность  является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любой компании. Слишком  высокая доля "дебиторки" в  общей структуре активов снижает  ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Систему управления дебиторской задолженностью можно разделить на два крупных  блока: кредитную политику, позволяющую  максимально эффективно использовать задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

Разумное использование коммерческого  кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании. Хотя деятельность предприятий реального сектора экономики значительно отличается от работы банков, основные принципы кредитования клиентов остаются теми же: коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы предоставляются на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен).

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности  как в целом для компании, так  и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т.к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.

Не менее значимой характеристикой  коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство  компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. Нужно также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы компания, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателям предоставляла отсрочку платежа на 40 дней. В противном случае избежать возникновения дефицита денежных средств будет сложно.

Основным инструментом контроля дебиторской  задолженности служит так называемый реестр старения. Он представляет собой  таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Реестр составляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней - обращаться в суд. Исходя из этого, будет осуществляться группировка в реестре старения дебиторской задолженности: 0 - 7 дней, 8 - 15, 16 - 30, свыше 30.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток  денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской  задолженности, является система пеней  и штрафов. Она применяется в случае нарушения сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, и должна быть предусмотрена в договоре.

Контроль состояния кредиторской задолженности - важная часть управления компанией в целом, поскольку  при умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другой стороны, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию.

Управление долговым портфелем  предприятия. Долговой портфель может включать в себя самые разные инструменты, что позволяет компании, с одной стороны, выполнять стоящие перед ней задачи, а с другой - за счет диверсификации источников финансирования снижать риск финансовой неустойчивости.

Если темпы роста бизнеса незначительны, то компании часто вообще не прибегают к заемному финансированию, а ограничиваются тем, что реинвестируют собственную прибыль.

При планировании объема долговых обязательств компания должна стремиться не только удовлетворить собственные потребности в заемных средствах, но и обезопасить себя от риска неплатежеспособности и сохранить финансовую устойчивость. Очень важно рассчитать предельный размер заимствований, который определяется исходя из показателей кредитоспособности компании, например таких, как лимит по сумме ликвидных активов и лимит по сумме собственных средств. Лимиты заимствований необходимо периодически пересматривать с учетом особенностей деятельности компании. Структура долгового портфеля в определенной степени зависит от размера компании - чем она больше, тем разнообразнее может быть "начинка" портфеля. Например, облигационные и вексельные займы, а также кредитные ноты доступны только среднему и крупному бизнесу.

 

1.1 Задачи управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Основными задачами управления дебиторской и кредиторской задолженностью являются:

- обоснование политики предоставления  товарного кредита и инкассации  задолженностей для различных  групп покупателей и видов  продукции;

- анализ дебиторской и кредиторской задолженности по персональному списку дебиторов, кредиторов, срокам образования и размерам;

- анализ допустимой и недопустимой  дебиторской и кредиторской задолженности;

- оценка реальности  дебиторской кредиторской задолженности организации;

- анализ и ранжирование  покупателей в зависимости от  объема закупок, истории кредитных  отношений и предлагаемых условий  оплаты;

- контроль за расчетами  с дебиторами по отсроченной  или просроченной задолженности;

- оценка средних сроков  погашения задолженности и сроков их изменения;

- предварительная оценка  платежеспособности потенциальных  покупателей;

- определение приемов  и способов ускорения востребования  долгов и уменьшения безнадежных  долгов;

- определение условий  продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

 

1.2 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Аналитическое обеспечение  управления дебиторской задолженностью должно базироваться на соответствующей  методике анализа дебиторской задолженности.

В литературе методика анализа в целях управления дебиторской задолженностью, как правило, включает анализ абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности, оценку доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, оценку соотношения дебиторской задолженности с результатом основной деятельности (выручкой от продаж), оценку доли сомнительной задолженности в составе дебиторской, анализ изменения дебиторской задолженности по срокам ее образования. Кроме того, необходимо проводить анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, рассчитывать реальную дебиторскую задолженность.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия