Управление финансовой устойчивостью фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости фирмы.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. изучить теоретические аспекты управления финансовой устойчивостью предприятия;
2. рассмотреть основные методы анализа финансовой устойчивости предприятия;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовой устойчивостью предприятия 5
1.1. Содержание и основные понятия финансовой устойчивости 5
1.2. Основные приёмы оценки финансового состояния 9
1.3. Проблемы анализа финансового состояния предприятия 15
Глава 2. Методология управления финансовой устойчивостью предприятия 19
2.1. Оценка финансового состояния предприятия 19
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия 22
2.3. Оценка структуры источников средств предприятия 29
Глава 3. Управление финансовой устойчивостью в ОАО «Энергопром» 34
3.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 34
3.2. Оценка финансовой устойчивости предприятия 38
3.3. Выбор рациональной структуры источников средств предприятия 41
Заключение 44
Список литературы 46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

•    коэффициент общей (текущей) ликвидности;

•    коэффициент срочной ликвидности;

•    коэффициент абсолютной ликвидности;

•    чистый оборотный капитал [12, с.206].

Коэффициент общей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обяза­тельств в течение определенного периода. Согласно общеприня­тым международным стандартам, считается, что этот коэффици­ент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения кратко­срочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочны­ми обязательствами более чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерацио­нальной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику. Частным показателем коэффициента текущей ликвидности явля­ется коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отноше­ние наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской за­долженности) к краткосрочным обязательствам. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.

Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные сред­ства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не толь­ко наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как частное от деления денежных средств на краткосрочные обя­зательства. В западной практике коэффициент абсолютной лик­видности рассчитывается редко. В России его оптимальный уро­вень считается равным 0,2 — 0,25 [11, с.55].

Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал придает большую финансовую не­зависимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебитор­ской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обес­ценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости ма­териально-производственных запасов и дебиторской задолжен­ности, условий предоставления кредитов предприятию, от отрас­левой специфики и хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении предприятия отрицательно сказы­вается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капита­ла. Недостаток этих средств может привести предприятие к бан­кротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевре­менно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оп­тимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов[8, с.96].

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализиро­вать, насколько эффективно предприятие использует свои сред­ства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную фор­му, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производст­венно-технического потенциала фирмы.

В финансовом менеджменте наиболее часто используются сле­дующие показатели:

      Коэффициент оборачиваемости активов — харак­теризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показы­вает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответст­вующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица ак­тивов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

При сопоставлении данного коэффициента для разных ком­паний или для одной компании за разные годы необходимо про­верить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой сто­имости активов.

      Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – показывает сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в те­чение отчетного периода. Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачивае­мости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет со­поставить условия коммерческого кредитования, которыми пред­приятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредито­вания, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

      Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - показывает, сколько компании требуется оборо­тов для оплаты выставленных ей счетов.

Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кре­диторской задолженности.

      Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запа­сов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.

В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье обо­ротных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачи­ваемости и снижение запасов при наличии значительной задолжен­ности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов мо­жет ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.

Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение обора­чиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли [5, с.97].

      Длительность операционного цикла. По этому показа­телю определяют, сколько дней в среднем требуется для произ­водства, продажи и оплаты продукции предприятия; иначе гово­ря, в течение какого периода денежные средства связаны в мате­риально-производственных запасах.

      Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача). Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысо­кого удельного веса основных средств, так и за счет их бо­лее высокого технического уровня. Разумеется, ее величи­на сильно колеблется в зависимости от особенностей от­расли и ее капиталоемкости. Однако общие законо­мерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фон­доотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.

      Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Этот показатель характеризует различ­ные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок, это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за кото­рым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании. Низкий показа­тель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного ка­питала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившихся усло­виях источник доходов [14, с.312].

      Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реа­лизации). Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли.

      Коэффициент рентабельности собственного капитала (рента­бельность собственного капитала) позволяет определить эффек­тивность использования капитала, инвестированного собствен­никами, и сравнить этот показатель с возможным получением до­хода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Рента­бельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании [4, с.11].

      Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соот­ношение интересов собственников предприятия и кредиторов.

      Коэффициент заемного капитала, который отражает долю заемного капитала в источниках финан­сирования. Этот коэффициент является обратным коэффициенту собственности.

      Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависи­мость фирмы от внешних займов. Чем он выше, тем больше зай­мов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия. Высокий уровень коэффи­циента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Считается, что коэффициент финансовой зависимости в усло­виях рыночной экономики не должен превышать единицу. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования.

      Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия про­цента) характеризует степень защищенности кредиторов от невы­платы процентов за предоставленный кредит. По этому показате­лю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания за­работала средства для выплаты процентов по займам [5, с.93].

Таким образом, в настоящее время существует достаточное количество методик расчёта различных коэффициентов, необходимых для определения финансового состояния предприятия. С их помощью можно ответить на вопрос: насколько правильно руководство предприятия управляло финансовыми ресурсами, на основе этого сделать выводы и принять меры по совершенствованию своей деятельности.

 

1.3.Проблемы анализа финансового состояния предприятия

 

Краткий анализ финансового состояния предусмотрен формами официальной отчётности предприятий (аналитическая записка).               Аналитическая работа планомерно ведётся банками, аудиторскими фирмами, страховыми компаниями и другими организациями. Между тем может возникать необходимость во внеплановом анализе финансового состояния предприятия. И плановый, и внеплановый анализ может порождать конфликтные ситуации, связанные с противоречивостью экономических отношений всех заинтересованных в анализе лиц. Финансовый анализ может выявить резервы, а также ошибки руководителей или даже преднамеренные искажения отчётности. Анализ может быть основан на долгосрочных тенденциях, но и может упустить сиюминутные нужды. Так, например, в условиях сверхвысокой инфляции более актуально использовать любые приёмы быстрого извлечения доходов и их сокрытия от налогов, чем выявлять ошибки в тех или иных направлениях долгосрочного производственного инвестирования.

На практике анализ может отталкиваться от известных заранее узких мест в работе предприятия. В иных случаях подобные узкие места должны быть предварительно выявлены.

Анализ финансового состояния начинается с анализа принятых форм отчётности, а именно баланса и отчёта о финансовых результатах. По мере необходимости привлекаются и другие отчёты, а также первичные материалы, результаты дополнительного обследования [1, с.411].

Анализ баланса и отчёта о финансовых результатах – универсальный метод, применимый с различной степенью успешности в любых ситуациях. Однако надо представлять его ограничения.

Анализ баланса неэффективен в следующих случаях:

1.      Общая неопределённость и неустойчивость. Особая неопределённость и неустойчивость характерны для периодов глубокого кризиса, сопровождаемого сверхвысокой инфляцией, политической нестабильностью.

2.      Фирма берёт кредиты в банке под проект. Выполнение проекта, вероятнее всего, значительно деформирует баланс предприятия. До окончания реализации проекта кредиторской задолженности противостоят незавершённые капитальные вложения.

3.      Малое предприятие имеет неразвитый баланс. В этом случае необходим анализ конкретных сделок, осуществляемых этим предприятием, его клиентов.

4.      Предприятие выполняет специфические функции. Предприятие может выполнять лишь функции расчётного счёта для других фирм и организаций, не заниматься своей основной деятельностью, а служить посредником в торговых операциях, сдавать имущество в аренду.

5.      Предприятие находится в специфических условиях. Анализ баланса даёт хорошие результаты для предприятий, работающих в конкурентной среде. Анализ баланса не определяет специфических факторов успеха, не связанных со структурой актива или пассива (например, наличие особых льгот и преимуществ, квот, лицензий, различных форм монополии). В этом случае необходим особый анализ устойчивости предприятия к резким изменениям.

6.      Анализ баланса не выявляет каких-либо отклонений. В этом случае необходим более глубокий анализ фирмы. Это может быть комплексный анализ от продукта до поставщиков либо более глубокий анализ баланса предприятия (построение прогнозного баланса). «Очень хороший» баланс порождает подозрения в его искусственности и, следовательно, наличии теневых операций на предприятии [15, с.251].

Возможные ошибки финансового анализа предприятия:

1.      Возможность начать анализ с известных узких мест в работе предприятия уже отмечалась. Однако типичной ошибкой анализа является его «зацикленность» только на узком месте. Так, например, движение средств на счетах предприятия, конечно, отслеживается финансистами и руководством. В связи с этим приходится следить за движением дебиторской и кредиторской задолженности. Тем не менее, если остаться в рамках названных счетов, предприятие не определит закономерностей движения наличных средств. В то же время в официальную отчётность наших предприятий не входят формы движения наличности, и анализ такого движения затрудняется. Если же попробовать проанализировать все возможные факторы, воздействующие на динамику наличных средств предприятия, то станет очевидной малая эффективность узкого подхода.

Информация о работе Управление финансовой устойчивостью фирмы