Управление организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание

Совершенствование организации работы предприятия. Работа по управлению предприятием сложна и разнообразна. Для обеспечения слаженной работы всех структурных подразделений, строго распределения функций между ними предприятию целесообразно иметь внутрипроизводственные нормативные документы (положения об отделах, цехах, секторах, группах, бригадах и др.).

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика организации.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

      Проектный тип организационной структуры. Под проектом понимается любое целенаправленное изменение в системе. Это может  быть освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т.д. В этом случае деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированный срок начала и окончания. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, а также планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Когда проект выполнен, структура его распадается, а сотрудники переходят в новый проект или увольняются (если они нанимались на работу на контрактной основе). По своей форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной или кросс-функциональной структуре, так и дивизиональной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а создается на срок выполнения проекта.

      Достоинства структуры: высокая гибкость и сокращение численности управленческого персонала  по сравнению с иерархическими структурами.

      Недостатки  структуры: весьма высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта. Такой руководитель должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании. Происходит дробление ресурсов между проектами. Наблюдается сложность взаимодействия большого числа проектов в компании. Процесс развития организации как единого целого усложняется.

      Бригадная (кросс-функциональная) структура управления. Это очень древняя организационная  форма. Первыми примерами такой  структуры управления являлись рабочие артели. Основой данной структуры является организация работ по рабочим группам или бригадам.

      Наибольшее  применение бригадной структуры наблюдалось с конца 70 - 80-х гг. XX в. Основными принципами такой структуры являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями, а также привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

      Достоинства бригадной структуры: сокращение управленческого  аппарата и повышение эффективности  управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; создание условий для самосовершенствования; возможность применения эффективных методов планирования и управления; сокращение потребности в специалистах широкого профиля.

      Недостатки  бригадной структуры: усложнение взаимодействия (особенно это проявляется в кросс-функциональной структуре; сложность в координации работ отдельных бригад; потребность в высокой квалификации и ответственности персонала и высокие требования к коммуникациям. 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Особенности организации  управления в компании TOYOTA

     2.1 Руководящие принципы компании «Тойота»

 
     
  1. «Чтить  букву и дух закона каждой страны, вести дела открыто и честно для того, чтобы быть достойным корпоративным гражданином мира.
  2. Уважать культуру и традиции всех наций и способствовать своей деятельностью экономическому и социальному развитию общества.
  3. Направлять усилия на производство экологически чистых и безопасных товаров, на повышение качества жизни во всём мире.
  4. Разрабатывать и развивать передовые технологии и предлагать товары и услуги высочайшего качества.
  5. Развивать корпоративную культуру, которая стимулирует личное и коллективное творчество и способствует взаимному доверию и уважению между рядовыми сотрудниками и руководством.
  6. Стремиться к росту в гармонии с мировым сообществом при помощи новаторских методов управления.
  7. Сотрудничать с деловыми партнерами в области исследований и разработок с целью стабильного долгосрочного роста и взаимной выгоды, оставаясь в то же время открытыми для новых контактов».

     2.3 Система управления  производством

 

     «Система  управления производством фирмы  «Тоёта» была разработана и усовершенствована  «Тоёта Мотор Корпорейшн» и после 1973 г. была принята многими другими японскими компаниями. Основной целью системы является снижение издержек. Она помогает также увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность работы фирмы в целом. Даже в периоды медленного роста система управления производством «Тоёты» позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы.

     Система управления производством «Тоёты»  привлекательна тем, что, ставя целью  снижение издержек производства, она  устраняет из производства ненужные элементы. Основной принцип гласит: производство необходимых деталей  в нужное время и в нужном количестве.

     Реализация  этой концепции позволяет ликвидировать  ставшие ненужными промежуточные  узлы и готовые изделия.

     Хотя  снижение издержек производства является наиболее важной задачей на 
«Тоёте», оно может быть достигнуто при решении трех промежуточных подзадач:

     1) оперативное регулирование объема  и номенклатуры производства, что  помогает системе приспосабливаться  к ежедневным и ежемесячным  изменениям в количестве и  номенклатуре спроса;

     2) обеспечение качества, что позволяет  организовать снабжение каждой последующей операции деталями высшего качества со стороны смежников;

     3) активизация работников, которая  должна осуществляться, коль скоро  система использует трудовые  ресурсы на пути к главной  цели» (2,213).

     Эти три подзадачи не могут быть осуществлены изолированно. Основная задача, заключающаяся в снижении издержек производства, недостижима без решения подзадач, и наоборот.

     2.4 Система 5S

 

     Система 5S или «пять шагов для поддержания порядка», были разработаны в производственной системе фирмы Тойота.

     «Стандартизация, 5S (поддержание порядка) и устранение потерь – три столпа японской концепции  кайзен в основанном на здравом смысле и малозатратном подходе к  совершенствованию. Кайзен в любой  компании – производственной или  сервисной – начинается с реализации этих трех действий: стандартизации, 5S и устранения потерь.

     Эти действия не требуют применения новых  управленческих технологий и теорий. Следовательно, они не привлекают внимания руководителей, которые привыкли ориентироваться  на новейшие достижения. Однако, как  только они понимают, что подразумевается  под этими тремя «столпами», их начинает прельщать перспектива получения огромных выгод, которые эти действия могут принести.

     Пять  шагов для поддержания порядка, обозначенные японскими терминами, заключаются в следующем:

     1. Сейри (Seiri): Осознать, что для производства обязательно, а что излишне, и отказаться от последнего.

     2. Сейтон (Seiton): Упорядочить все предметы, которые остались после осуществления  сейри.

     3. Сейсо (Seiso): Содержать в чистоте  станки и производственную среду.

     4. Сейкецу (Seiketsu): Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.

     5. Сицуке (Sitsuke): Воспитать самодисциплину  и выработать привычку участия  в 5S с помощью стандартов.

     Есть  пять способов оценки уровня 5S на каждой стадии.

     1. Самооценка.

     2. Оценка эксперта-консультанта.

     3. Оценка руководства.

     4. Комбинация вышеупомянутых способов.

     5. Соревнование среди групп работников. 
 

Кайзен

«Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»). Применительно  к процессу управления и культуре бизнеса он традиционно означает процесс непрерывного и постепенного совершенствования, который становится возможным благодаря активному участию всех сотрудников компании в том, что она делает, и в том, как она это делает. Однако кайзен не означает лишь «делать лучше»; он также подразумевает достижение таких конкретных целей, как устранение потерь (времени, денег, материалов, усилий), повышение качества (товаров, услуг, взаимоотношений, личного поведения, развития сотрудников), снижение издержек на разработку, производство, содержание запасов и распространение и в конечном итоге повышение степени удовлетворенности потребителей.

     Для кайзен сам процесс важен не меньше, чем результат. Чтобы вовлекать  людей в продолжение их кайзен-усилий, руководство организации должно тщательно спланировать, организовать и выполнять проект. Зачастую менеджеры хотят увидеть результаты слишком быстро и упускают жизненно важные процессы. На деле 5S – это не блажь, не прихоть на один месяц, а элемент повседневной жизни. Поэтому любой проект кайзен должен включать следующие действия.

     Поскольку кайзен учитывает сопротивление  людей переменам, первый шаг должен их внутренне подготовить, прежде чем  начнется соответствующая кампания. Предваряя усилия по внедрению 5S, надо выделить определенное время на обсуждение этой философии и выгод от ее внедрения:

  • создание чистой, в том числе с точки зрения санитарных условий, приятной и безопасной производственной среды;
  • оживление рабочих мест и значительное улучшение морали и мотивации людей;
  • устранение различных видов потерь с помощью минимизации потребности в поиске инструментов, облегчения работы операторов, сокращения тяжелого физического труда и высвобождения пространства.

     Большая польза от 5S проявляется в рамках всей компании:

  • помощь людям в воспитании самодисциплины; такие сотрудники всегда вовлечены в 5S, у них положительный интерес к кайзен, и можно быть уверенными в том, что они придерживаются требований стандартов;
  • выявление многих видов потерь; признание проблем – первый шаг в устранении потерь;
  • избавление от потерь улучшает процесс 5S;
  • точное определение несоответствий, таких как брак и излишние запасы;
  • сокращение лишних движений, например ходьбы и бесполезной трудоемкой работы;
  • визуальная идентификация и последующее разрешение проблем, связанных с нехваткой материалов, разбалансированностью линии, поломками станков и задержками поставок;
  • простые решения существенных логистических проблем;
  • визуализация проблем качества;
  • повышение эффективности работы и сокращение затрат на операции;
  • сокращение числа несчастных случаев на производстве за счет устранения проблем из-за скользких полов, грязи на участке, неудобной одежды и работы в небезопасных условиях» (14).

     2.5 Подход Toyota – не  только инструменты  и технологии

 

     Основная работа по внедрению бережливого производства только начинается. Рабочие понятия не имеют о производственной культуре, которая стоит за TPS. Они не готовы неустанно работать над совершенствованием системы и заниматься самосовершенствованием. Дао Toyota существует в первую очередь благодаря людям, которые работают, общаются между собой, принимают решения и развиваются, совершенствуя друг друга и самих себя. Если посмотреть на преуспевающие японские компании, которые работают по системе бережливого производства, сразу заметно, как активно рабочие вносят предложения по усовершенствованию. Но подход Toyota не ограничивается и этим: при этом подходе поощряется, поддерживается и требуется участие всех. Чем больше изучаешь TPS и проникаешься дао Toyota, тем лучше понимаешьь, что это система, которая обеспечивает людей инструментами для непрерывного совершенствования своей работы. Дао Toyota – это доверие к людям. Это своего рода культура, а не совокупность приемов и методов совершенствования и повышения эффективности. Сокращать объем запасов, выявлять и решать скрытые проблемы можно лишь с помощью рабочих. Если они недостаточно ответственны, не понимают стоящей перед ними задачи и не умеют работать в команде, начнутся простои и накопление запасов. Изо дня в день инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты по качеству, поставщики, руководители групп и, главное, операторы постоянно занимаются решением проблем, и это позволяет каждому научиться решать их.

Информация о работе Управление организации