Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Описание

Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. В этом параграфе мы уделим основное внимание следующим терминам, связанным с затратами:
динамика затрат в зависимости от уровня деловой активности;
суммарные, средние, приростные и предельные (маржинальные) затраты;

Содержание

1Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования.
2. Методы дифференциации затрат.
3. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.
4. Операционный анализ в управлении текущими издержками.
5. Ценовая политика предприятия.

Работа состоит из  1 файл

lekc5.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

Тема 5. Управление текущими издержками

и ценовая политика предприятия

В этой теме:

5.1.  Затраты: их поведение,  учет и классификация для управленческих решений и планирования.

5.2. Методы дифференциации  затрат.

5.3. Методы планирования  затрат на производство и реализацию продукции.

5.4. Операционный анализ  в управлении текущими  издержками.

5. 5. Ценовая политика  предприятия. 
 

5.1.  Затраты: их поведение,  учет и классификация  для управленческих  решений и планирования 

    Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. В этом параграфе мы уделим основное внимание следующим терминам, связанным с затратами:

  • динамика затрат в зависимости от уровня деловой активности;
  • суммарные, средние, приростные и предельные (маржинальные) затраты;
  • прямые и косвенные затраты;
  • релевантные и нерелевантные затраты;
  • предотвратимые и невозвратные затраты;
  • явные и неявные (альтернативные) затраты;
  • регулируемые (контролируемые) и нерегулируемые (неконтролируемые).

ДИНАМИКА  ЗАТРАТ В ЗАВИСИМОСТИ  ОТ УРОВНЯ ДЕЛОВОЙ  АКТИВНОСТИ

     В зависимости от уровня деловой активности предприятия (или объема производства) затраты делятся на постоянные и переменные.

      Переменные  затраты () изменяются пропорционально объему производства или уровню деятельности. Для удобства анализа общие переменные затраты считаются линейной функцией, а переменные затраты на единицу продукции – величиной постоянной.  Однако следует помнить, что переменные затраты на единицу продукции не всегда являются постоянной величиной для всех уровней деловой активности.

      Примерами переменных затрат являются:

  • затраты сырья и основных материалов (прямые материальные затраты);
  • сдельная заработная плата основных производственных рабочих (прямые трудовые затраты);
  • электроэнергия, топливо, вспомогательные материалы (общепроизводственные расходы);
  • затраты на упаковку продукции (коммерческие расходы).

     Существуют  также ресурсы, для наращивания  объемов которых требуется существенно  большее время, чем для изменения  переменных затрат. Их называют постоянными затратами (). К постоянным затратам относятся некоторые общепроизводственные расходы (расходы на аренду, амортизационные отчисления и др.), общехозяйственные  и некоторые коммерческие расходы. Постоянные затраты одинаковы для  всех уровней деловой активности, в то время как постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с ростом уровня деловой активности.

     Если  брать достаточно длинный период в несколько лет, практически  все затраты являются переменными; с течением времени количество постоянных затрат возрастает, они также становятся переменными. Тем не менее, в деятельности предприятия можно выделить период, в течение которого изменения объема производства обеспечиваются за счет варьирования объемов лишь некоторых используемых ресурсов (сырья, материалов, численности персонала и т.д.), а остальные остаются фиксированными (оборудование, здания, сооружения). Такой период называют релевантным. Именно для него имеет смысл деление затрат на постоянные и переменные.

      В реальной жизни чрезвычайно редко  можно встретить затраты, являющиеся исключительно переменными и  постоянными. В большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение уровня деловой активности предприятия также сопровождается изменением затрат, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные  (условно-постоянные) затраты содержат черты как переменных, так и постоянных затрат.  К таким затратам относятся: электроэнергия; зарплата продавцов, включающая постоянный оклад и  комиссионные с продаж, и пр. 

СУММАРНЫЕ, СРЕДНИЕ, ПРИРОСТНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МАРЖИНАЛЬНЫЕ) ЗАТРАТЫ

      Сумма постоянных и  переменных издержек образует суммарные (валовые) затраты анализируемого периода (ТС):

                              ТС=FC+VC             (5.1.)

     Средние затраты (АС) являются затратами на единицу продукции. Они представляют собой частное от деления суммарных (валовых) затрат на  объем реализуемого товара (Q):

                                                                        (5.2.)

     Сравнивая средние затраты с ценой выпускаемой  продукции, можно определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить.

     Приростные  затраты – это дополнительные затраты, которые возникают в результате изготовления нескольких дополнительных единиц продукции. Аналогичный подход применяется и к приростному доходу (выручке).

     Предельные  (маржинальные) затраты (МС) представляют собой прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции. Маржинальные затраты рассчитываются как производная суммарных затрат по объему производства.  

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

    По  способу отнесения на себестоимость  отдельных видов продукции затраты  делятся на прямые и косвенные.

      Прямыми считаются затраты, которые прямо включаются в себестоимость продукции, и их величина зависит от количества  выработанных изделий. К таким затратам относится: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих вместе с начислениями на заработную плату (ЕСН) и некоторые другие.

    Косвенными считаются затраты, которые возникают и формируются за период независимо от того, сколько и каких изделий производится. К косвенным затратам относятся: арендная плата; амортизационные отчисления; вспомогательные материалы; заработная плата подсобных рабочих, менеджеров, мастеров, и др.  

РЕЛЕВАНТНЫЕ И НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ  ЗАТРАТЫ

      Затраты могут классифицироваться в соответствии с тем, насколько они значимы  для конкретного управленческого  решения. Релевантные затраты – это значимые затраты будущего периода, которые меняются в результате принятия решения. Затраты называются нерелевантными, если они являются незначимыми, то есть не оказывают никакого влияния на принимаемое решение.  

ПРЕДОТВРАТИМЫЕ  И НЕВОЗВРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ

     Предотвратимые  затраты  - это затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. В процессе принятия управленческого решения учитывают только предотвратимые затраты.

    Невозвратные  затраты - это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. Прошлые (невозвратные) затраты следует исключить при принятии решения.  

ЯВНЫЕ И НЕЯВНЫЕ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ) ЗАТРАТЫ

     Затраты любого предприятия можно разделить  на явные и неявные (альтернативные издержки1). Сумма всех явных затрат выступает как себестоимость продукции. Иногда для целей принятия управленческих решений необходимо в суммарные издержки включать затраты, которые денежных расходов не требуют. Такие затраты называются неявными (альтернативными или вмененными). Альтернативные затраты – это доход, который могло бы получить предприятие, если бы предпочло иной вариант использования ресурсов. Альтернативные затраты возникают лишь в случае ограниченности ресурсов. 

РЕГУЛИРУЕМЫЕ (КОНТРОЛИРУЕМЫЕ) И  НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) ЗАТРАТЫ

     Затраты делятся на две группы: регулируемые (контролируемые), нерегулируемые (неконтролируемые). Если руководитель центра затрат способен влиять на затраты, они являются регулируемыми, если затраты не поддаются управлению – они являются нерегулируемыми. 

5.2. Методы дифференциации  затрат  

     Любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

                 Y = a + bX     (5.3.)

             где   Y   - совокупные затраты, руб.;

                     a – постоянные затраты, руб.;

                     b  -  переменные затраты на единицу продукции, руб.;

                     X – показатель, характеризующий уровень деловой активности предприятия (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерениях. 

     Для принятия управленческих решений и  планирования необходимо разделить (дифференцировать) совокупные затраты на переменную и постоянную части. В теории и практике финансового менеджмента существует три основных метода, позволяющих решить задачу дифференциации затрат:

  • метод максимальной и минимальной точки, 
  • графический метод,
  • метод наименьших квадратов.

     Метод максимальной и минимальной  точки позволяет идентифицировать линейную зависимость между уровнем деловой активности и затратами, анализируя наибольший и наименьший объемы за период и связанные с ним затраты. Изменение в суммарных затратах между этими двумя уровнями (ΔY) делят на изменение в объеме (ΔХ) и таким образом определяют ставку переменных затрат на единицу продукции  (b):

                  ,     (5.4)

     Величина  переменных затрат в максимальной и  минимальной точках рассчитывается путем умножения ставки переменных затрат (b) на соответствующий объем производства (X). Далее вычисляют постоянную часть суммарных затрат в максимальной и минимальной точках, вычитая из общей суммы затрат за период соответствующие переменные затраты.

      Графический метод заключается в перенесении всех данных о суммарных затратах предприятия на  график. Затем проводится  прямая линия суммарных затрат с помощью линейки, которая накладывается на все точки таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с осью ординат показывает постоянные издержки. Тогда ставка переменных затрат (b) рассчитывается по следующей формуле:

                          (5.5)

     где - средние суммарные затраты за период;

      - средний объем производства  за период.

     Метод наименьших квадратов является наиболее точным. Ставка переменных издержек рассчитывается по формуле:

            b =     (5.6) 

    5.3. Методы планирования  затрат на производство

    и реализацию продукции 

     Различают следующие методы планирования себестоимости:

     1) Метод полного включения затрат в себестоимость продукции.

     2) Метод «директ-костинг» (direct costing) – метод прямых затрат.

     Выбранный метод планирования влияет на величину себестоимости продукции и, следовательно, прибыль предприятия.

  • Согласно методу полных затрат все  издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, полностью  включаются в себестоимость продукции. Таким образом прямые и косвенные затраты пропорционально распределяются между реализованной продукцией и готовой продукцией на складе. В плановую калькуляцию по заранее установленным нормам включаются как прямые, так и косвенные затраты. Общий объем косвенных затрат пропорционально распределяют на изделия с помощью заранее рассчитанных коэффициентов  распределения косвенных затрат.
  • Согласно методу прямых затрат, все издержки подразделяются на переменные (прямые) и постоянные. При этом себестоимость планируется только по переменным затратам. Постоянные затраты в плановую калькуляцию не включают, а периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за период. По переменным затратам (материалам, оплате труда)  оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складе и незавершенного производства.

Информация о работе Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия