Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:23, реферат
Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. В этом параграфе мы уделим основное внимание следующим терминам, связанным с затратами:
динамика затрат в зависимости от уровня деловой активности;
суммарные, средние, приростные и предельные (маржинальные) затраты;
1Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования.
2. Методы дифференциации затрат.
3. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.
4. Операционный анализ в управлении текущими издержками.
5. Ценовая политика предприятия.
В этой теме:
5.1. Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования.
5.2. Методы дифференциации затрат.
5.3. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.
5.4. Операционный анализ в управлении текущими издержками.
5. 5.
Ценовая политика
предприятия.
5.1.
Затраты: их поведение,
учет и классификация
для управленческих
решений и планирования
Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. В этом параграфе мы уделим основное внимание следующим терминам, связанным с затратами:
В зависимости от уровня деловой активности предприятия (или объема производства) затраты делятся на постоянные и переменные.
Переменные затраты (VС) изменяются пропорционально объему производства или уровню деятельности. Для удобства анализа общие переменные затраты считаются линейной функцией, а переменные затраты на единицу продукции – величиной постоянной. Однако следует помнить, что переменные затраты на единицу продукции не всегда являются постоянной величиной для всех уровней деловой активности.
Примерами переменных затрат являются:
Существуют
также ресурсы, для наращивания
объемов которых требуется
Если брать достаточно длинный период в несколько лет, практически все затраты являются переменными; с течением времени количество постоянных затрат возрастает, они также становятся переменными. Тем не менее, в деятельности предприятия можно выделить период, в течение которого изменения объема производства обеспечиваются за счет варьирования объемов лишь некоторых используемых ресурсов (сырья, материалов, численности персонала и т.д.), а остальные остаются фиксированными (оборудование, здания, сооружения). Такой период называют релевантным. Именно для него имеет смысл деление затрат на постоянные и переменные.
В
реальной жизни чрезвычайно редко
можно встретить затраты, являющиеся
исключительно переменными и
постоянными. В большинстве случаев затраты
являются условно-переменными (или
условно-постоянными). В этом случае
изменение уровня деловой активности
предприятия также сопровождается изменением
затрат, но в отличие от переменных затрат
зависимость не является прямой. Условно-переменные
(условно-постоянные) затраты содержат
черты как переменных, так и постоянных
затрат. К таким затратам относятся:
электроэнергия; зарплата продавцов, включающая
постоянный оклад и комиссионные с
продаж, и пр.
СУММАРНЫЕ, СРЕДНИЕ, ПРИРОСТНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ (МАРЖИНАЛЬНЫЕ) ЗАТРАТЫ
Сумма постоянных и переменных издержек образует суммарные (валовые) затраты анализируемого периода (ТС):
Средние затраты (АС) являются затратами на единицу продукции. Они представляют собой частное от деления суммарных (валовых) затрат на объем реализуемого товара (Q):
Сравнивая
средние затраты с ценой
Приростные затраты – это дополнительные затраты, которые возникают в результате изготовления нескольких дополнительных единиц продукции. Аналогичный подход применяется и к приростному доходу (выручке).
Предельные
(маржинальные)
затраты (МС) представляют собой
прирост затрат, связанный с выпуском
дополнительной единицы продукции. Маржинальные
затраты рассчитываются как производная
суммарных затрат по объему производства.
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
По
способу отнесения на себестоимость
отдельных видов продукции
Прямыми считаются затраты, которые прямо включаются в себестоимость продукции, и их величина зависит от количества выработанных изделий. К таким затратам относится: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих вместе с начислениями на заработную плату (ЕСН) и некоторые другие.
Косвенными
считаются затраты, которые возникают
и формируются за период независимо от
того, сколько и каких изделий производится.
К косвенным затратам относятся: арендная
плата; амортизационные отчисления; вспомогательные
материалы; заработная плата подсобных
рабочих, менеджеров, мастеров, и др.
РЕЛЕВАНТНЫЕ И НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ ЗАТРАТЫ
Затраты
могут классифицироваться в соответствии
с тем, насколько они значимы
для конкретного
ПРЕДОТВРАТИМЫЕ И НЕВОЗВРАТНЫЕ ЗАТРАТЫ
Предотвратимые затраты - это затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. В процессе принятия управленческого решения учитывают только предотвратимые затраты.
Невозвратные
затраты - это затраты прошлого периода,
которые возникли в результате ранее принятого
решения и их невозможно изменить в будущем.
Прошлые (невозвратные) затраты следует
исключить при принятии решения.
ЯВНЫЕ И НЕЯВНЫЕ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ) ЗАТРАТЫ
Затраты
любого предприятия можно разделить
на явные и неявные (альтернативные
издержки1). Сумма всех явных
затрат выступает как себестоимость
продукции. Иногда для целей принятия
управленческих решений необходимо в
суммарные издержки включать затраты,
которые денежных расходов не требуют.
Такие затраты называются неявными (альтернативными
или вмененными).
Альтернативные затраты
– это доход, который могло бы получить
предприятие, если бы предпочло иной вариант
использования ресурсов. Альтернативные
затраты возникают лишь в случае ограниченности
ресурсов.
РЕГУЛИРУЕМЫЕ (КОНТРОЛИРУЕМЫЕ) И НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) ЗАТРАТЫ
Затраты
делятся на две группы: регулируемые
(контролируемые), нерегулируемые (неконтролируемые).
Если руководитель центра затрат способен
влиять на затраты, они являются регулируемыми,
если затраты не поддаются управлению
– они являются нерегулируемыми.
5.2.
Методы дифференциации
затрат
Любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:
Y = a + bX (5.3.)
где Y - совокупные затраты, руб.;
a – постоянные затраты, руб.;
b - переменные затраты на единицу продукции, руб.;
X – показатель, характеризующий уровень
деловой активности предприятия (объем
производства продукции, работ, услуг
и др.) в натуральных единицах измерениях.
Для принятия управленческих решений и планирования необходимо разделить (дифференцировать) совокупные затраты на переменную и постоянную части. В теории и практике финансового менеджмента существует три основных метода, позволяющих решить задачу дифференциации затрат:
Метод максимальной и минимальной точки позволяет идентифицировать линейную зависимость между уровнем деловой активности и затратами, анализируя наибольший и наименьший объемы за период и связанные с ним затраты. Изменение в суммарных затратах между этими двумя уровнями (ΔY) делят на изменение в объеме (ΔХ) и таким образом определяют ставку переменных затрат на единицу продукции (b):
, (5.4)
Величина переменных затрат в максимальной и минимальной точках рассчитывается путем умножения ставки переменных затрат (b) на соответствующий объем производства (X). Далее вычисляют постоянную часть суммарных затрат в максимальной и минимальной точках, вычитая из общей суммы затрат за период соответствующие переменные затраты.
Графический метод заключается в перенесении всех данных о суммарных затратах предприятия на график. Затем проводится прямая линия суммарных затрат с помощью линейки, которая накладывается на все точки таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с осью ординат показывает постоянные издержки. Тогда ставка переменных затрат (b) рассчитывается по следующей формуле:
(5.5)
где - средние суммарные затраты за период;
- средний объем производства за период.
Метод наименьших квадратов является наиболее точным. Ставка переменных издержек рассчитывается по формуле:
b
=
(5.6)
5.3. Методы планирования затрат на производство
и
реализацию продукции
Различают следующие методы планирования себестоимости:
1) Метод полного включения затрат в себестоимость продукции.
2) Метод «директ-костинг» (direct costing) – метод прямых затрат.
Выбранный метод планирования влияет на величину себестоимости продукции и, следовательно, прибыль предприятия.
Информация о работе Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия