Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Описание

Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. В этом параграфе мы уделим основное внимание следующим терминам, связанным с затратами:
динамика затрат в зависимости от уровня деловой активности;
суммарные, средние, приростные и предельные (маржинальные) затраты;

Содержание

1Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования.
2. Методы дифференциации затрат.
3. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции.
4. Операционный анализ в управлении текущими издержками.
5. Ценовая политика предприятия.

Работа состоит из  1 файл

lekc5.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)
 

5.4. Операционный анализ  в управлении текущими  издержками 

      Операционный  анализ, известный также как анализ «затраты-объем-прибыль» (cost-volume-profit или CVP-анализ) рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и  постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции.

      Модель  CVP-анализа должна учитывать ряд допущений:

  1. Затраты можно точно разделить на постоянные и переменные составляющие.
  2. Производится один товар, либо ассортимент, остающийся одинаковым на всем протяжении анализируемого периода (при наличии широкого ассортимента сбыта усложняется алгоритм CVP-анализа).
  3. Затраты и выручка являются функцией объема производства.
  4. Объем производства равен объему продаж.
  5. Все другие переменные (кроме объема производства) не меняются в течение анализируемого периода, например, уровень цен, ассортимент реализуемых изделий, производительность труда.
  6. Анализ применяется только к короткому временному периоду (обычно год или меньше), в течение которого выход продукции предприятия ограничен действующими производственными мощностями.

      Ключевыми элементами операционного  анализа служат:

  • точка безубыточности (порог рентабельности),
  • определение целевого объема продаж,
  • запас финансовой прочности,
  • анализ ассортиментной политики,
  • операционный рычаг.

      Остановимся подробнее на каждом из этих элементов. 

      ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ (ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ)

      Введем  важные определения.

      Маржинальная  прибыль (MP) – это превышение выручки от реализации (S) над переменными затратами (VC), либо сумма постоянных затрат (FC) и прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT):

                MP = S – VC= FC + EBIT    (5.7)

      Маржинальная  прибыль на единицу  продукции (MP на единицу) – это превышение продажной цены за единицу продукции (p) над переменными затратами на единицу продукции (v):

             MP на единицу = p – v      (5.8)

      

      Коэффициент маржинальной прибыли (коэффициент MP) – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах:

                (5.9) 

      или     (5.10)

      где коэффициент v/p – это доля переменных затрат в выручке.  

      Точка безубыточности - это такая выручка от реализации, которая покрывает сумму постоянных и переменных затрат при заданных объеме производства и коэффициенте использования производственных мощностей, а прибыль равна нулю.

      Точку безубыточности (BEP) можно рассчитать как в стоимостном выражении (руб.), так и в натуральном выражении (штуках):

          BEP (в стоимостном выражении) =    (5.11)

        BEP (в натуральном выражении)   (5.12) 

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ

      Целевой объем продаж (S*) – это такой объем продаж, который соответствует целевой прибыли (EBIT*). Он рассчитывается по следующей формуле: 

                S* =     (5.13) 

      Если  целевая прибыль задается как  прибыль после уплаты налогов (NP*) , формула 4.13 принимает вид:

             S*  =      (5.14)

        где   t - ставка налога на прибыль 

      ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ

      Запас финансовой прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, насколько предприятие может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки. Запас финансовой прочности рассчитывается в процентах от планируемого объема продаж по формуле:

                (5.15)

      Чем правее от точки безубыточности отстоит  планируемый объем продаж, тем  меньше вероятность убытков при  возможном снижении продаж.  

      АНАЛИЗ  АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

      Решая вопрос, производство каких товаров ассортимента надо наращивать, а каких –  сокращать (либо прекращать), следует учитывать следующие положения:

  1. Чем больше маржинальная прибыль,  тем больше объем и благоприятнее динамика прибыли.
  2. Производство/продажа товара всегда связаны какими-либо ограничивающими факторами, которые зависят от специфики бизнеса и свойств внешней среды. К таким факторам можно отнести: объем производственных мощностей предприятия, емкость рынка сбыта, возможности использования трудовых ресурсов, доступность сырья и материалов, степень напряженности конкурентной борьбы, величина рекламного бюджета и пр. Самый жестким ограничивающим фактором является время.

   Выбор приоритетного товара с помощью  критерия «максимальный коэффициент  маржинальной прибыли на единицу продукции – максимальная прибыль» может привести к неверным выводам. Необходимо основывать свой выбор на критерии «максимальная маржинальная прибыль на фактор ограничения – максимальная прибыль».  

      ОПЕРАЦИОННЫЙ  РЫЧАГ

      Операционный  рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Действие операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема выпуска. Изменяя величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно вычислить, на сколько процентов возрастет прибыль. Уровень или силу воздействия операционного рычага (DOL) можно выразить как:

                        (5.16) 

      В практических расчетах для определения  уровня операционного рычага используют следующую формулу:

                    или   

                      (5.17)

      Таким образом, понимание механизма действия операционного рычага позволяет  целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в  целях повышения эффективности  оперативной деятельности предприятия. 
 

5.5. Ценовая политика предприятия 

      Ценовая политика – это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров предприятия. Набор методов, с помощью которых эти правила можно реализовать на практике, называются стратегией ценообразования.

      Формирование ценовой политики происходит в несколько этапов:

  • На первом этапе формируются стратегические цели предприятия, которые являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями могут быть, например, проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр.
  • На втором этапе происходит реализация выбранной стратегии при помощи решения ряда задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр.
  • Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования - это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используются для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. К числу таких мер относятся установление скидок и надбавок к ценам.
  • И, наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен.

     Ценовая политика предприятия во многом зависит  от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это основные характеристики рынка, к числу которых относятся: количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень сходства (различия) товаров разных фирм, условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации. Существуют определенные особенности ценообразования на различных типах рынка: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.

     В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой тем или  иным предприятием, все предприятия можно разбить на две группы:

  1. Предприятия, формирующие цены (ценовые лидеры).
  2. Предприятия, следующие рыночным ценам (ценовые последователи).

      Когда предприятие является ценовым лидером, то для формирования ценовой политики и стратегии ценообразования важным исходным материалом (базой) является информация о затратах. Такая информация также важна и для предприятия - ценового последователя, когда он определяет объем, ассортимент и качество продукции, на которые должны быть направлены его маркетинговые усилия с учетом доминирующей на рынке цены.

      Также важно в расчетах учитывать  инфляционный фактор, поскольку даже при неизменности цен на продукцию происходит их снижение за счет инфляции. Поэтому цены на продукцию в условиях инфляции должны содержать инфляционную составляющую.

     Наибольшее  влияние на ценообразование предприятия  оказывают покупатели, конкуренты и  затраты. Вес этих факторов при ценообразовании  зависит от конкретных обстоятельств.    
 

Информация о работе Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия