Уровень жизни и доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание

Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика Российской экономики (УР)…………………..………….…....5
1.11 Показатели социально-экономического развития…………...………...5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов……………………………...…….9
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….……..………9
1.2.2 Динамика уровня безработицы………………………………...12
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан……...………...…...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике…………..17
2.2 Виды и структура доходов………………………………..…………….21
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...………25
2.4 Показатели уровня жизни населения………………………………..…28
3. Анализ доходов и уровня жизни населения (УР)………………..………….…32
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов,
прожиточного минимума……………………………………………………32
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения…………………….36
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Приложения…………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

referatbank-6212.doc

— 703.00 Кб (Скачать документ)

         Число безработных в России по итогам 2010 года в среднем составило 5,6 млн человек, или 7,5% экономически активного населения, по сравнению с 6,4 млн человек, или 8,4%, в 2009 году. Такие данные приводит сегодня Федеральная служба государственной статистики

По итогам декабря 2010 года в стране насчитывалось 5,4 млн  безработных, или 7,2% экономически активного  населения.

Как отмечает Росстат, численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре прошлого года составила 75 млн человек, или около 53% от общей  численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,6 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн человек — как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с декабрем 2009 года численность занятого населения  в декабре 2010 года увеличилась на 375 тыс. человек, или на 0,5%, численность  безработных сократилась на 781 тыс. человек, или на 12,7%.

В среднем за 2010 год  численность занятого населения составила 69,8 млн человек, численность безработных — 5,6 млн человек. По сравнению со среднегодовыми данными за 2009 год, численность занятого населения была выше на 0,5 млн человек, или на 0,7%, численность безработных была ниже на 0,7 млн человек или на 11,4%.

Занятость необходимо увязывать с  балансами трудовых ресурсов и рабочих  мест. Необходимо определить параметры  обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения нужно ориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Важное место должна занять система  мер по регулированию безработицы, чтобы учитывать определение  ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости предполагает поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.

Значительный интерес  представляет распределение занятых  трудовых ресурсов по отраслям экономики, противоположная безработице (рис.1).

Рисунок 1

Диаграмма среднегодовой  численности занятых в экономике  по отраслям (тыс.чел.). 




Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.

К регионам с высоким уровнем  безработицы относят: Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и Архангельскую области, Ингушскую и Удмуртскую республики, т.е. те регионы,  в которых значительную роль в экономическом развитии играют машиностроение, легкая промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса. Вместе с тем в нескольких районах России сохранилось большое по сравнению со среднереспубликанскими показателями число безработных, приходящихся на одно вакантное место, при невысоком уровне безработицы. К таким регионам относятся прежде всего национальные образования: Еврейская автономная республика, республики Тува и Алтай, Новгородская и Саратовские области. Это связано с традиционной ограниченностью предложения рабочих мест в этих регионах, а также недостаточной информированностью и активностью жителей и слаборазвитой инфраструктурой.

Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности  безработицы; расширении масштабов  скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.

1.2.2. Динамика  уровня  безработицы

 

 

Государственное регулирование рынка  труда необходимо рассматривать  не в узком смысле как соотношение  числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.

         Несмотря  на то, что основные показатели  экономической деятельности города  Ижевска в 2010 году имели положительную  динамику по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года, 2010 год был достаточно  сложным для службы занятости города. И хотя 2010 называют периодом постепенного восстановления после финансового кризиса, его влияние на состояние рынка труда города Ижевска и Удмуртской Республики еще заметно.

         Вместе  с тем, благодаря активно реализуемым мерам по обеспечению устойчивого социально-экономического развития города, после значительного спада в экономике наметилась стабилизация.

         Совместная  работа Администрации города, службы  занятости, работодателей, других  социальных партнеров и принятие превентивных мер, направленных на защиту от безработицы жителей нашего города, позволили контролировать в текущем году положение дел в сфере занятости.

Служба занятости использует все  возможности для обеспечения  стабильности на рынке труда, улучшения качества и доступности оказания государственных услуг.

       Взаимодействие  с работодателями, являющееся одним  из базовых направлений деятельности  службы, уже давно переросло в  систему социального партнерства,  способствующую успешному выполнению  Программы содействия занятости города Ижевска и Ведомственных целевых программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики.

       Реализация действующих  уже второй год в городе  Ведомственных целевых программ предусматривала тесное взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти, организаций всех форм собственности, что и происходило на самом деле.

       На реализацию 7 мероприятий Программ ГУ УР  ЦЗН г. Ижевска в 2010 году  было выделено 117 млн. 380 тыс. рублей и численность участников мероприятий обеих программ была определена 7719 человек.

        Для сравнения  в 2009 году численность участников  Программы составила 7662 человека  и сумма израсходованных средств  – 85 млн. 113 тысяч рублей.

         Результатами  выполнения мероприятий Программ  стало перевыполнение контрольных  показателей по численности участников 8099 чел. (на 380 больше установленных)  и освоение выделенных финансовых  средств в полном объеме по  Программе за счет средств возвращенных остатков 2009 года и освоение в размере 99% по Программе 2010 года.

         Благодаря  антикризисным мерам удалось  не допустить критической ситуации  на рынке труда, массовых увольнений  в условиях сложной экономической  ситуации и высокого уровня безработицы.

         Так,в 2010 году были заключены 16 договоров  о предоставлении бюджетных средств  на возмещение затрат на организацию  опережающего профессионального  обучения 1942 работников, находящихся  под угрозой увольнения на  предприятиях: ОАО «Буммаш», «ЗЯБ № 8 ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России», филиал «Жилищно-коммунальное управление № 813» ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России», ОАО «ИжАвто», ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «Концерн Ижмаш», ДОАО «Ижевский инструментальный завод», ДОАО «Ижевский оружейный завод» и др.

         Главная  цель опережающего обучения - помочь  предприятиям пережить кризис, сохранить  их кадровый потенциал и не  допустить увольнения квалифицированных  сотрудников, что и было достигнуто  при реализации данного мероприятия.

        По 46 договорам  на организацию временного трудоустройства  работников, находящихся под угрозой  увольнения в 2010 году удалось  трудоустроить 4026 человек.

        Были организованы  работы по очистке территории  и помещений внутри предприятий, закрепленной за предприятиями территории, архивные работы, выполнение неквалифицированных работ в период реорганизации.

        По временным  работам были заключены договоры, как с крупными предприятиями  города, так и с небольшими  организациями, с организациями ресторанного бизнеса, строительной сферы, железнодорожного транспорта.

Если рассматривать охват временным  трудоустройством граждан, находящихся  под угрозой увольнения, то данный показатель в г. Ижевске составил – 42 %.

          Следует  отметить, что реализация данного мероприятия программы существенно повлияло на снижение неполной занятости в городе.

          В мероприятии  по организации общественных  работ для признанных в установленном  порядке безработных граждан  и граждан, ищущих работу 836 человек по 67 договорам трудоустроено на общественные работы на предприятия и организации города. В числе участников мероприятия 70% составили безработные граждане.

         Договоры  по организации общественных  работ заключены с промышленными  предприятиями, организациями жилищно-коммунального хозяйства, торговли, образования, строительства.

          Безработные  и ищущие работу граждане принимали  участие в следующих видах  общественных работ: благоустройство,  очистка территории; уборка помещений,  лестничных площадок жилых домов; обеспечение населения услугами торговли; приведение в порядок кладбищ, мест захоронения; вспомогательные работы по восстановлению и сохранению парков культуры; штукатурные, малярные работы; уход за престарелыми; обслуживание аттракционов и т.д.

          Особое  внимание органов службы занятости  в 2009-2010г.г. связано с вопросами  по содействию занятости выпускников  всех уровней профессионального  образования. 

         Анализ  показывает, что главной причиной  безработицы среди выпускников ВУЗов является несоответствие профиля их подготовки структуре экономики города и республики. Другими причинами безработицы среди выпускников всех уровней является их низкая конкурентоспособность на рынке труда, отсутствие опыта работы, недостаточная мотивация к труду, высокие требования к уровню оплаты труда, несоответствие предъявляемых требований со стороны работодателей к качеству знаний, умений и навыков выпускников.

           Высокий  процент нетрудоустроенности выпускников  по специальностям, приобретенным в области экономики и управления, гуманитарных наук. На сегодняшний день регистрируемый рынок труда перенасыщен бухгалтерами, психологами, юристами, экономистами.

           При  этом, по-прежнему высок спрос  на рабочих и специалистов  строительной отрасли, инженерно-технических работников (например, инженер-проектировщик, инженер-конструктор, инженер-электроник). По числу вакантных мест для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием наиболее емкими остаются организации здравоохранения и образования.

          В рамках  Ведомственной целевой программы  осуществляется организация стажировки  выпускников всех уровней профессионального  образовании в целях приобретения  опыта работы. В 2010 г. воспользовались  правом пройти стажировку 257 выпускников под руководством 147 наставников. Успешное прохождение стажировки способствует переводу ее участников на основную работу. Так, 81% из числа направленных на стажировку выпускников в текущем году трудоустроены на постоянное рабочее место после окончания стажировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан

2.1. Принципы  формирования доходов в рыночной  экономике

 

 

Доходы населения изменяются под воздействием множества факторов: социально- политических, социально- демографических, социально- профессиональных, социально-статусных, социально- экономических, социально- географических. Все факторы связаны с социальной ориентацией: политический режим определяет направленность социальных программ, политики доходов и заработной платы в рамках экономической политики; пол, возраст, способности людей, их выносливость, институты семьи (брачные отношения, детность семьи) влияют на величину совокупного дохода, как и принадлежность человека к определенной профессии, специальности, наличие у него того или иного уровня образования, квалификации и опыта (стажа) работы. Немаловажное значение при формировании доходов имеют природно- климатические особенности места жительства и работы, плотность и характер расселения, национальные особенности региона, менталитет проживающего в нем населения.

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения