Уровень жизни и доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание

Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика Российской экономики (УР)…………………..………….…....5
1.11 Показатели социально-экономического развития…………...………...5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов……………………………...…….9
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….……..………9
1.2.2 Динамика уровня безработицы………………………………...12
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан……...………...…...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике…………..17
2.2 Виды и структура доходов………………………………..…………….21
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...………25
2.4 Показатели уровня жизни населения………………………………..…28
3. Анализ доходов и уровня жизни населения (УР)………………..………….…32
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов,
прожиточного минимума……………………………………………………32
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения…………………….36
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Приложения…………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

referatbank-6212.doc

— 703.00 Кб (Скачать документ)

Доходы населения

Рисунок 2

В январе-июле 2010 года средняя начисленная  заработная плата в Удмуртии увеличилась  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,1% и составила 13 511 руб., сообщает Удмуртстат. В июле работники получали в среднем 14 532 руб. Реальная заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен, по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличилась на 4,6%. Среднедушевые денежные доходы населения выросли на 16,7% и по предварительным данным составили за семь месяцев 11 843 руб. Реально располагаемые денежные доходы населения (рассчитываются как доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) выросли на 8,4%. Свыше 701 тыс. нарушений трудового законодательства выявила Прокуратура РФ в 2010 г. В частности нарушения допускаются при переходе предприятий на режим сокращенного рабочего времени, при постановке граждан на учет в качестве безработных.              Так же  следует учесть, что оглашаются не все сведения о доходах. Существуют так называемая «теневая» заработная плата. Выплата «серых» зарплат ведется во многих предприятиях республики. Долю "теневой", неучтенной официально, заработной платы точно просчитать невозможно. На сегодняшний день она составляет примерно 42-43%. В результате таких "теневых" выплат бюджет республики теряет значительную часть денег, нет полноценных отчислений в Пенсионный Фонд. Решением этой проблемы занимается Госкомтруд УР (ведутся работы по принятию отдельного законопроекта). В настоящее время готовится Указ президента УР, касающийся теневой заработной платы. Согласно новому документу под пристальным вниманием уполномоченных структур будут находиться и те предприятия, где заработная плата ниже установленного прожиточного минимума. Ситуация денежно-трудовых отношений в республике далека от совершенства. Однако, в нашей республике ситуация не самая худшая: в Приволжском федеральном округе Удмуртия входит в список экономически стабильных регионов года.                                          По данным Удмуртстата на 21 декабря 2010 года задолженность по заработной плате в УР составляет 78 235 тыс. руб. на 14 предприятиях перед 5503 работниками .  Радует, что список предприятий-должников покинул «Буммаш», выплативший всю заработную плату своим работникам.   По-прежнему в списке – ДОАО «Ижевский Инструментальный завод» (4911 тыс. руб.), ОАО «СРЗ» (40001 тыс. руб.) В ЗАО «Ижмашметаллоснаб», где по инициативе Госинспекции труда осенью был дисквалифицирован руководитель, задолженность по заработной плате составляет 4753 тыс. руб., тогда как на 1 декабря задолженность составляла 4730 тыс. руб. В районах-должниках остаются Воткинский, Завьяловский, Камбарский. Среди городов-должников – Ижевск, Сарапул, Глазов.  

Рисунок 3

Для усиления мер по своевременности  выплаты заработной платы в организациях Удмуртии ведет работу Республиканская  межведомственная комиссия. Ее деятельность - контроль за своевременной выплатой заработанных людьми денег в различных отраслях экономики. Так, за 2009 г. (по состоянию на 1 мая 2009 г.) проведено 14 выездных заседаний Комиссии.  По ее решению Государственной инспекцией труда в УР выдано 47 предписаний, 9 руководителей организаций подвергнуты административному наказанию в виде штрафов. Самые большие долги по заработной плате на сегодняшний день имеются в военно-промышленном комплексе и на предприятиях сельского хозяйства. Вовремя платят деньги только лишь 50% всех сельскохозяйственных предприятий республики. Как это ни странно звучит, но оказалось, что для многих руководителей в агропромышленном комплексе задержка заработной платы - вполне нормальное явление. А замечания представителей Комиссии о том, что деньги нужно выплачивать в полном объеме и вовремя, вызывает у многих руководителей агропромышленности вполне искреннее недоумение.

3.2. Анализ структуры  доходов и расходов населения

 

 

Начиная с 1995 г., по решению  Правительства Российской Федерации  проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная система непрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций.

Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизни населения, а головной организацией по их изучению – Всероссийский центр уровня жизни при Минтруде России.

Изучение доходов и  уровня жизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировок населения – по одиннадцати укрупненным экономическим районам и по субъектам Российской Федерации, а также по следующим группам социального достатка:

- бедное население  с доходами ниже прожиточного  минимума;

- низкообеспеченное население  с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточных минимума);

- относительнообеспеченное (среднее по доходам) население  с доходами выше минимального  потребительского бюджета.

Основные результаты мониторинга свидетельствуют о следующем.

В целом по Российской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов  населения представлены в табл. 3.

Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать  как валовой внутренний продукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.

       По  утвержденному балансу номинальные  денежные доходы населения республики  за 2009 год сложились в сумме 77267 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2008 годом  на 17%.  Реальный размер денежных доходов населения, рассчитанный с учетом сводного индекса потребительских цен, увеличился на 5,2% по сравнению с 2008 годом (в 2008 г. он увеличился на 10,6% по сравнению с 2007 г.).

Среднедушевой денежный доход за 2009г. в среднем за месяц  составил 9209,7 руб. По сравнению с 2008г. реальные среднедушевые денежные доходы населения (среднедушевые денежные доходы, скорректированные на сводный индекс потребительских цен)  за 2009г. увеличились на 5,6%, реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы (среднедушевые денежные доходы за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированные на сводный индекс потребительских цен) увеличились на 8,8%.

Основной статьей формирования денежных доходов населения является оплата труда наемных работников. В 2009 году доходы от оплаты труда наемных  работников  увеличились на 2,6% по сравнению с 2008 годом; доходы наемных  работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда – на 0,9%.

В структуре доходной части баланса денежных доходов  доля оплаты труда наемных работников составила 40,7% (31450,8 млн. рублей).

Второй по значимости составляющей денежных доходов является статья социальных выплат (пенсии, пособия и социальная помощь, стипендии и др.) - 21,9% всего денежного дохода (16900,7 млн. рублей).

Немаловажную роль в  формировании доходов населения  играют доходы от предпринимательской  деятельности (доходы, полученные от оказания услуг, от продажи товаров и сельскохозяйственных продуктов и сырья на рынках и вне рынков), в 2009 году они составили 7,9% всех доходов (6125,7 млн. рублей). 

 

Доходы от собственности  составили 3100,8 млн. рублей, доходы от продажи  валюты  – 1433,3 млн. рублей; их доля в структуре денежных доходов за 2009 год составила, соответственно, 4% и 1,8%.

На долю других доходов, включающих в себя  доходы наемных  работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда; деньги, полученные по переводам; доходы от сдачи черных и цветных металлов; и, неучтенные доходы, вычисляемые путем анализа расходов населения в балансе денежных доходов,  приходится 18255,6 млн. рублей (23,7%).

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Структура формирования денежных доходов населения

 

                                                                                                           в пооцентах

   

2009

Справочно 2008

1

Денежные доходы, в  т.ч.:

100

100

1.1

оплата труда

40,7

46,4

1.2

 

социальные выплаты, из них:

21,9

20,2

1.2.1

пенсии

14,6

14,4

1.2.2

пособия и социальная помощь

6,5

4,9

1.2.3

стипендии

0,2

0,3

1.3

доходы от предпринимательской  деятельности

7,9

8,7

1.4

доходы от собственности

4,0

3,6

1.5

доходы от продажи  валюты

1,8

1,6

1.6

 

другие доходы

23,7

19,5


 

Из общей суммы денежных доходов на потребление и сбережения в 2009г. населением республики было израсходовано 75103,7 млн. рублей, что на 19,1% больше, чем в 2008 году.

Среднедушевой денежный расход населения за 2009 год в среднем  за месяц составил 8951,8 рубля.

На потребительские расходы было использовано 71,3% (55103,7 млн. руб.) всего объема денежных доходов населения республики, в среднем на душу населения потребительские расходы составили 6568 рублей в месяц.

На обязательные платежи  и разнообразные взносы (налоги и  сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации; проценты, уплаченные за предоставленные кредиты, и др.) в 2009 году было израсходовано 10% (7685 млн. руб.) объема денежного дохода населения.

 Статья денежных  расходов «изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей» составила 5484,1 млн. рублей (7,1%). Другие расходы, включающие в свой состав такие статьи, как: «расходы на покупку недвижимости», «расходы на покупку валюты», «прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах», «изменение задолженности по кредитам» за 2009 г. в структуре использования денежных доходов составили  6830,9 млн. рублей (8,8%).

Превышение денежных доходов населения над денежными  расходами составило 2163,3 млн. рублей (2,8%).

Таблица 2

Структура использования  денежных доходов населением

в процентах

   

2009

справочно 2008

1

Денежные доходы, из них:

100

100

1.1

денежные расходы и  сбережения, из них:

97,2

95,5

1.1.1

потребительские расходы, в т.ч.:

71,3

74,7

 

      покупка  товаров  

54,8

58,2

 

  оплата услуг

16,5

16,5

1.1.2

оплата обязательных платежей и взносов, из них:

10,0

12,6

 

      налоги  и сборы

5,9

6,8

1.1.3

изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей

7,1

7,6

1.1.4

другие расходы

8,8

0,6

1.2

Превышение доходов над расходами

2,8

4,5


 

В рыночной экономике  основными источниками личных доходов  являются:

  • трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий;
  • предпринимательская деятельность;
  • собственность;
  • средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала;
  • личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

Первому из указанных источников соответствует  доход в виде заработной платы  и гонорара; третьему – дивиденды и проценты на капитал; четвертому – трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и т.д.), а также услуги предприятия своим работникам в виде медицинского обслуживания, повышения квалификации и т.д., пятому – продукты, возможности для отдыха, денежные средства от ЛПХ. Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения.

От структуры дохода существенно зависят:

- мотивы, а следовательно, и результаты  деятельности людей, что непосредственно  связано с экономикой предприятия,  региона, страны;

- взаимоотношения между людьми  и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;

- качество жизни людей, характеризующее  степень удовлетворения их материальных, интеллектуальных и духовных  потребностей.

Таким образом, структура  личных доходов существенно и  многообразно влияет на условия жизни людей, деятельность предприятий и других социально-экономических систем.

 

 

3.3. Регулирование  доходов населения

 

 

Региональный аспект регулирования доходов населения  становится одним из самых сложных  направлений совершенствования  регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в региональном разрезе  характеризуется рядом сложных  и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом  субъекте РФ.

В динамике важнейших  показателей в регионах, таких  как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления  и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения