Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли.
Рыночная экономика определяет
конкретные требования к системе
управления предприятиями. Необходимо
более быстрое реагирование на изменение
хозяйственной ситуации с целью
поддержания устойчивого
Прибыль является показателем,
наиболее полно отражающим эффективность
производства, объем и качество произведенной
продукции, состояние производительности
труда, уровень себестоимости.
Финансовые ресурсы используются предприятием
в процессе производственной и инвестиционной
деятельности. Они находятся в постоянном
движении и пребывают в денежной форме
лишь в виде остатков денежных средств
на расчетном счете в коммерческом банке
и в кассе предприятия.
Валовой доход торгового
предприятия как экономическая
категория в традиционном понимании
представляет собой часть стоимости
товара, которая предназначается
для покрытия издержек обращения
и образования прибыли. В его
составе можно выделить чистую продукцию.
Чистая продукция характеризует
собой вновь созданную
Валовый доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Он определяется как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. Следовательно, для того чтобы определить валовый доход торговой организации за определенный период времени, нам необходимо знать объем выручки от продажи товаров за этот период и размер затрат, связанных с приобретением товара.
Размер доходов торгового
предприятия выступает одним
из результатов его хозяйственной
деятельности. Доходы торгового предприятия
являются финансовой основой его
деятельности. Наиболее полно экономическая
сущность доходов предприятия
Факторы влияющие на валовый доход :
Традиционный экономический
подход к классификации доходов
предусматривает разделение всех доходов
на четыре основных группы:
1) доходы
от реализации товаров и платных торговых
услуг;
2) доходы от реализации продукции неторговой деятельности;
3) доходы от реализации другого имущества;
4) доходы от внереализационных операций.
1. Доходы от реализации
товаров и платных торговых
услуг являются основным видом
доходов торговых предприятий,
непосредственно связанных с
отраслевой спецификой их
2. Доходы от реализации
продукции неторговой
3. Доходы от реализации
другого имущества формируются
за счет выручки от продажи
отдельных видов основных
4. Доходы от внереализационных
операций формируются за счет
поступления средств, не
Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Валовой доход торгового предприятия от реализации - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.
Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.
Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений торговых предприятий между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами.
Валовые доходы от реализации товаров в процессе управления ими выражаются следующими основными показателями:
1. Абсолютной суммой валовых
доходов от реализации товаров
- она характеризует общий
2. Уровнем торговой надбавки и уровнем валовых доходов от реализации товаров. Только показатель абсолютной суммы доходов не может дать объективной картины функционирования торгового предприятия. Поэтому на практике используют еще один относительный показатель, в состав которого входит абсолютная сумма валовых доходов.
3. Объем реализации товаров. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше дохода получит предприятие, и наоборот. Зависимость дохода от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Кроме указанных выше факторов, на величину дохода от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой, как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
1.2 Планирование валового дохода.
В зависимости от целей планирования доход от продажи продукции (работ, услуг) можно планировать на предстоящий год, на квартал, месяц и оперативно. Годовое планирование дохода, так же как и затрат на продаваемую продукцию (оказываемые работы, услуги), в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное (месячное) планирование дохода возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное — в целях контроля за поступлением фактического дохода на расчетный счет предприятия.
Доход от продажи продукции рассчитывается на основе объема проданной продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок.
Налог на добавленную стоимость
и акцизы, хотя и включены в цену
товара, не принадлежат предприятию
и как косвенные налоги поступают
в государственный бюджет. Также
торговые и сбытовые скидки не являются
доходом предприятия-
Величина дохода от выполненных
работ и оказанных услуг
Денежные поступления, связанные с другими хозяйственными и финансовыми операциями (выбытие основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажа валютных ценностей, ценных бумаг и прочие) также включаются в состав валового дохода предприятия, но, как правило, не планируются, так как носят нерегулярный характер.
В современных условиях хозяйствования для планирования валового дохода предприятия применяют понятие налогового периода. Можно выделить:
В действующем налоговом
законодательстве валовой доход
на предприятии исчисляется
Так, датой увеличения валового дохода считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, случившихся ранее:
В случае осуществления торговли
продукцией (валютными ценностями)
или работами (услугами) с использованием
торговых автоматов или другого
подобного оборудования, которое
не предусматривает наличия
В случае когда торговля продукцией (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривны, датой увеличения валового дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей гривны.
В случае если торговля продукцией (работами, услугами) осуществляется с использованием кредитных или дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, персональных или других чеков, датой увеличения валового дохода считается дата оформления соответствующего счета (товарного чека).
Датой увеличения валового дохода в случае осуществления бартерных (товарообменных) операций считается какое-либо из событий, произошедших ранее:
Для получения надежных результатов финансовые прогнозы должны основываться на строгих данных и проводиться с использованием конкретных методов финансового анализа. Прогнозирование, в том числе финансовое, позволяет в некоторой (нередко весьма значительной) степени улучшить управление предприятием за счет обеспечения координации всех факторов производства и реализации, взаимосвязи деятельности всех подразделений, распределения ответственности и др.