Валовый доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли.

Работа состоит из  1 файл

станько.docx

— 34.84 Кб (Скачать документ)

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о рентабельности его работы и  финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по доходу и финансовый план являются центральными элементами внутрифинансового планирования.

Отчет о доходе представляет собой для формирования бюджета  по доходу на будущий период. В отчете о доходе отражены экономические  результаты деятельности в прошедший  период. Однако величину доходов корректируют с учетом изменений внешних условий  деятельности предприятия. Например, изменения  под действием информации, изменения  в области валютных отношений и политики доходов, изменения в структуре спроса, изменения условий конкуренции по причине увеличения или уменьшения количества конкурентов. Также следует учитывать внутренние условия. Так, руководство может принять решение об осуществлении инвестиций, о введении новых услуг, увеличении количества сотрудников.

1.3 Сущность и источники  образования валового дохода

Валовой доход образуется за счет торговых надбавок, поступлений  за оказанные услуги и выполненные  работы (доставка товаров на дом, раскрой  тканей, сборка и установка мебели и др.), прочих доходов от не основной деятельности.

Экономическое назначение валового дохода является торговая надбавка. Экономическое  значение валового дохода - возмещение издержек обращения, образования прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется  основная часть валового дохода. Валовой  доход рассчитывается по следующей  формуле:

ВД = Н + Су + Пд,

где ВД-- валовой доход;

Н -- сумма торговой надбавки;

Су -- стоимость оказанных услуг;

Пд -- прочие доходы.

Валовой доход исчисляется  двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (%).

Уровень валового дохода исчисляют  как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме розничного товарооборота, умноженного на 100%.

При исчислении объема валовой  продукции торговли принимается  в расчет вся сумма издержек обращения, за исключением расходов, связанных  с оплатой услуг других отраслей народного хозяйства, в связи  с тем, что эти расходы уже  учтены в совокупном общественном продукте как продукция других отраслей народного  хозяйства (транспорта, связи и др.).

В валовую продукцию входит также часть издержек, которые  являются товарными потерями. Эти  расходы являются потерями всего  народного хозяйства и прямым вычетом из совокупного общественного  продукта, направляемого на конечное потребление.

Конечная продукция торговли определяется как разница между  объемом валовой продукции и  товарными потерями, и на отраслевом уровне выражает общий объем материального  потребления в торговле и сумму  чистой продукции.

Материальное потребление  в торговле и сфере услуг включает расходы по оборудованию, инвентарю, амортизации помещений, электроэнергии, по таре, упаковочным материалам и  др.

Чистая продукция торговли представляет собой часть национального  дохода, создаваемого в торговле. Это  вновь созданная стоимость, которая, как и в других отраслях материального  производства состоит из заработной платы работников и прибыли.

Валовой доход торгового  предприятия (как экономическая  категория) представляет собой чистую продукцию.

Наценки представляют собой  разницу между розничной и  оптовой ценой, поступающей в  распоряжение предприятия. Они возмещают  все издержки, включая оплату услуг  других отраслей народного хозяйства, товарные потери и обеспечивают необходимый  размер прибыли.

В связи с этим сумма  наценок, надбавок, получаемых предприятием, больше объема валового дохода (чистой продукции) создаваемого им.

Валовой доход предприятия торгового и сферы услуг - это суммарная величина, он состоит из: суммы реализованных торговых надбавок, наценок (скидок); доходов от выполнения работ и оказания услуг; внереализационных доходов.

Перечень внереализационных  доходов разнообразен, это:

  • доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия;
  • доходы от ценных бумаг;
  • сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций;
  • доходы от дооценки товаров;
  • поступление сумм в счет погашения дебиторской заложенности, описанной в прошлые годы в убыток;
  • разницы по валютным счетам и операциям иностранной валюте;
  • проценты, полученные по денежным средствам, числящиеся на счетах предприятия (см. прил.).

Основным источником валового дохода предприятия являются наценка, надбавка, скидка.

Наценки - объективная экономическая категория. Их можно рассматривать как особый вид цены за услуги, оказываемые торговым предприятием промышленным и сельскохозяйственным предприятиям по реализации продукции. Наценки должны обеспечить примерно одинаковые условия реализации каждого товара.

С экономической точки  зрения торговая надбавка является частью стоимости товара и особым самостоятельным  элементом розничной цены. Особенность  эта заключается в том, что  здесь объединяются два различных  по своему экономическому значению элемента цены - затраты и чистый доход. В  то же время надбавка рассматривается  как определенная часть чистого  дохода, созданного в материальном производстве и переданная торговому  предприятию. Отсюда можно сделать  вывод, что надбавка представляет собой  довольно сложный элемент цены и  в известном смысле ее автономную часть.

Торговые надбавки дифференцируются: по отраслям торговли (розничной, оптовой, общественного питания); отдельным  товарам; торговым системам; в территориальном  разрезе.

Кроме основных торговых надбавок имеются скидки, дополнительные наценки, которые предназначены для возмещения затрат не предусмотренных в основных надбавках (на сортность, по битой птице, рыбопродуктам, мясокопченостям и др.).

На формирование уровня надбавок оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на две  группы: издержкообразующие и факторы, формирующие рентабельность нормально работающих предприятий.

Нижним пределом для торговой надбавки является уровень издержек обращения по данной товарной группе.

Величина валового дохода предприятия зависит от количества продаваемых результатов производства (продукции, товаров, работ, услуг) и  от цены единицы каждого вида продаваемой  продукции. 

В рыночной экономике цена является фактором, зависящим главным  образом от общей конъюнктуры  рынка: величины совокупного спроса и предложения товара, сложившихся  предпочтений потребителей, их географического  положения и т. д. Только в известной  степени предприятие может влиять на цену товара изменением его потребительских свойств (качества), однако всегда повышение качества товара, улучшение его потребительских свойств связаны с ростом издержек производства, а поэтому предприятие вынуждено обращаться к поиску экономического оптимума, обеспечивающего рост цены продукции (товара) за счет улучшения его качества, в большей мере, чем за счет роста издержек производства.

Помимо цены определяющим фактором роста дохода предприятия  является и объем, продажи продукции.

Доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) — это сумма денежных средств, которая поступила в кассу или на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателям продукцию, проданный товар, выполненные работы, оказанные услуги. Так как оплата за отгруженную продукцию может осуществляться как по оптовым ценам предприятия, так и по другим видам цен (например, розничным), то доход от продажи продукции может не совпадать с объемом проданной продукции, тем более, что часть продукции предприятия может отпускаться на условиях бартера, а также возможна задержка платежей по отгруженной продукции. Хотя в настоящее время в Украине с целью устранения таких негативных явлений, как задержка платежей, нарушение платежной дисциплины введен порядок учета валового дохода предприятия как по поступлению денежных средств за проданную (отгруженную) продукцию, так и по факту отгрузки продукции (товаров), выполнению работ, оказанию услуг.

В предпринимательской практике различают несколько понятий, связанных  с процессом продажи.

Продажа товаров — это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров.

Не относящиеся к продаже  операции по передаче товаров в пределах договоров комиссии, поруки, поручения, хранения (ответственного хранения), доверительного управления, аренды, других гражданско-правовых договоров, которые не предусматривают  передачу прав собственности на такие  товары другому предприятию (юридическому) или физическому лицу.

Продажа услуг (работ) — это любые операции гражданско-правового характера по предоставлению услуг(результатов работы) или права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами, а также по предоставлению любых других, чем товары, объектов собственности за компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению услуг (работ). Продажа услуг (результатов работ) включает, в частности, предоставление права на пользование или распоряжение товарами в пределах договоров аренды, продаж, лицензирование или другие способы передачи права на патент, авторское право, торговый знак, другие объекты права интеллектуальной, в том числе промышленной собственности. Торговля в рассрочку — это хозяйственная операция, которая предусматривает продажу товаров на условиях рассрочки окончательного расчета, на определенный срок и под процент.

Торговля в рассрочку  предусматривает передачу товаров  в распоряжение покупателям в  момент осуществления взноса (задатка) с передачей права собственности  на такие товары после окончательного расчета.

Бартер (товарный обмен) — это хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за продукцию (товары, работы, услуги) в любой иной форме, нежели денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление денежных средств на счета продавца для компенсации стоимости такой продукции (товаров, работ, услуг).

Своевременное поступление  дохода — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, доход от продажи продукции (товаров, работ, услуг) является основным регулярным источником для предприятия среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается продажей продукции (товаров, работ, услуг) и поступлением дохода, что означает восстановление затраченных на производство и обращение продукции денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. В-третьих, от поступления дохода зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия.

Несвоевременное поступление  дохода приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли  предприятия, но и перебои в работе и остановки производства на смежных  предприятиях.

На размер дохода от продажи  продукции (товаров, работ, услуг) оказывают  влияние следующие факторы:

  • в сфере производства: объем производства, цена и качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.
  • в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
  • вне сферы деятельности предприятия: нарушения условий договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств и т. д

Информация о работе Валовый доход