Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 04:03, курсовая работа
Японский опыт все более привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея о тесной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в своем социально-экономическом развитии.
Японские методы организации труда широко используются за пределами Японии, в совершенно иных социально-экономических условиях. При правильном подборе этих методов в соответствии с устоями, принципами и обычаями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.
ВВЕДЕНИЕ
I. СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
II. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ В ЯПОНИИ:
2.1. От «пожизненного найма» к гибким формам занятости
2.2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда
2.3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно отраслевым профобъединениям
III. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА
IV. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УСИЛИЙ
V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
VI. Использование японских методов управления персоналом в других странах:
6.1. Внедрение японской системы за рубежом
6.2. Использование японских методов организации в России (Пример АО «Первомайская заря»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТ
Одно лишь перечисление проблемных групп, действующих на «Первомайской заре», может дать представление об этой стороне работы: «Качество-12 (повышение конкурентоспособности продукции), «Сегмент» (изучение новых сегментов рынка), «Рынок, маркетинг» (обработка системы сбора и анализа информации от фирменных магазинов до реализации продукции, разработка системы формирования заказа по ассортименту), «Подготовка» (сокращение цикла от моделирования до запуска в производство), «Процессы» (изучение качества изделий в процессе пошива), «Качество-II» (снижение уровня брака при раскрое), «Структура» (организационные преобразования), «Стимулы» (управление персоналом), «Затраты» (повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения издержек).
Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции явилось следствием анализа качественных характеристик изделий в сравнении с импортными образцами; апробации подбора изделий по принципу «платяного шкафа» и т.д.
Принцип «платяного шкафа» заключается в создании коллекций таким образом, чтобы все вещи сочетались по цвету, покрою, тканям. Это очень удобно для потребителя с низкими доходами. Сочетание всего лишь нескольких вещей одной коллекции позволяет каждый раз создавать различный костюм, что освобождает от покупки готовых костюмов.
В результате выработана ассортиментная политика, охватывающая базовый ассортимент; выделены основные сегменты рынка, относительно которых дифференцируется качество моделей.
Также изменилась организация сбыта продукции. Специалисты Всероссийского и Японского центров производительности труда сыграли огромную роль в осмыслении места маркетинга во внутрифирменном управлении. Сегодня у АО действует сеть фирменных магазинов – восемь в Санкт-Петербурге и два за его пределами, специализированные по группам одежды: повседневной и престижной. В отделе сбыта организован сектор фирменной и мелкооптовой торговли, который курирует работу фирменных магазинов. [15] Итак, вышеперечисленные японские подходы к организации производства, примененные на АО «Первомайская заря», значительно повысили эффективность труда, а также позволили выжить предприятию в современных, далеко не благоприятных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Намечавшийся в Японии в конце 70-х – начале 80-х годов переход от традиционных моделей организации труда к новым уже приобрел значительные масштабы.
Японская система, основанная на так называемых «трех божественных дарах» идет к своему логическому завершению. «Пожизненный найм» рабочих постепенно заменяется на гибкие формы занятости; вместо системы «зарплаты по старшинству» все более практикуется оплата по результатам труда; на смену «пофирменным профсоюзам» приходят производственно-отраслевые профобъединения.
Главной целью традиционной японской системы является увеличение рыночной доли предприятия. При этом прибыль временно может игнорироваться, в связи с чем, достижение цели обеспечивается совпадением интересов предприятия с интересами работников.
Процедура принятия решений на предприятии сильно децентрализована, причем процесс их подготовки развивается, как правило, снизу вверх.
В Японии широко практикуется стимулирование групповых работ и кооперации.
Взаимоотношения между администрацией и рядовыми работниками в традиционной японской системе отличаются неформальным характером. Здесь имеют место взаимные обязанности и взаимная лояльность.
Обучение и подготовка персонала в Японии осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Работники, как правило, разбираются в целом в используемых фирмой технологиях, могут решать многие производственно-технические и управленческие задачи.
Те страны мира, которые столкнулись с серьезными управленческими проблемами, связанными с отчуждением работника, ослаблением мотивации, недостаточной подготовкой кадров, уделяют значительное внимание японским методам. Об этом говорят примеры фирм США, Англии, Франции.
В России в начале 90-х годов интерес к японским методам организации и управления также существенно возрос. В ряде швейных предприятий уже используются некоторые трудовые и социальные технологии из Японии. Такие новации значительно повысили эффективность производства данных предприятий, а также помогли выжить в современных, далеко не благоприятных экономических и социально-политических условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. – «Человек и труд» 2011, №6, с. 50
2. Хлынов В. Япония: становление новой модели управления тру дом. – «МЭиМО» , 2008, №2, с. 102-110
3. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда» - «Российский экономический журнал» , 2009, №8, с. 69-73
4. Фильев В. И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах: Великобритания, Германия, Италия, США, Япония и д. р.. -М: Изд-во журн. «Юрид. бюл. предприним-ля»: ИНТЕЛ-СИНТЕЗ 2009
5. Геевский И. А., Червонная С. А. Опыт трудовых отношений в США. – «США», 2007, №12, с. 52-59
6. Червонная С. А. Новые аспекты регулирования трудовых отношений в США. – «США» , 2010, №2, с. 10-19
7. Способы обеспечения выплаты заработной платы: зарубежный опыт и международно-правовые стандарты. – «Человек и труд» , 2011, №1, с. 99
8. Правовое регулирование социально-трудовых отношений в России. – «Человек и труд», 2011, №7, с. 84
9. Силин А. Участие работников в управлении предприятиями: на Западе и в России. - «Человек и труд» , 2007, №8, с. 87
10. Михайлов А. Главный секрет японского «экономического чуда». – «Япония», 2009, №5, с. 5
11. Пшенников В. Уроки менеджмента: Управление, рождающее творчество. – «Япония», 2008, №9, с. 18
12. Пшенников В. Уроки менеджмента: Человек на рабочем месте. –«Япония», 2010, №10, с. 18
13. Пшенников В. Уроки менеджмента: Планомерность как образ жизни японского бизнеса. – «Япония», 2010, №11, с. 14
14. Целищев И. Управление по-японски за пределами Японии. – «МЭиМО», 2009, №8, с. 62
15. Синцова Г. Прет-а-порте от «Первомайской зари». – «Человек и труд», 2011, №3, с. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1: «Почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности развитых стран (в ам. долл. по официальному курсу)»
Страны | 2006 | 2007 | 2010 | |||
Долл. | Индекс | Долл. | Индекс | Долл. | Индекс | |
Япония | 8,78 | 100 | 10,41 | 100 | 11,62 | 100 |
США | 9,73 | 111 | 9,91 | 95 | 10,84 | 93 |
Канада | 8,60 | 98 | 9,23 | 89 | 12,26 | 105 |
Швеция | 7,34 | 84 | 8,90 | 85 | 12,37 | 106 |
Германия | 7,74 | 88 | 9,75 | 94 | 12,42 | 107 |
Италия | 4,86 | 55 | 5,38 | 52 | 4,95 | 43 |
Англия | 5,81 | 66 | 6,93 | 67 | 9,61 | 83 |
Франция | 5,67 | 65 | 6,82 | 66 | 6,82 | 59 |
Таблица 2: «Среднемесячная номинальная заработная плата в обрабатывающей промышленности Японии в зависимости от размера
предприятия (тыс. йен)»
Годы | Предприятия с числом занятых | ||
Более 500 человек | 100 – 499 человек | 5 – 29 человек | |
1990 | 296,1 | 238,3 | 171,7 |
2005 | 369,8 | 285,0 | 203,0 |
2006 | 371,7 | 288,8 | 212,8 |
2007 | 397,2 | 296,7 | 214,3 |
2008 | 401,4 | 307,3 | 224,2 |
2009 | 423,1 | 324,8 | 232,8 |
2010 | 444,1 | 342,1 | 245,1 |
Таблица 3: «Средние размеры бонусов на всех японских предприятиях с числом занятых более 30 человек (все отрасли хозяйства)»
Годы | Летник бонусы | Зимние бонусы | ||
Тыс. Йен | Кол-во месячных зарплат | Тыс. Йен | Кол-во месячных зарплат | |
1995 | 239, 7 | 1,54 | 287,5 | 1,84 |
2000 | 348,7 | 1,56 | 416,2 | 1,85 |
2005 | 411,0 | 1,47 | 490,6 | 1,75 |
2007 | 440,0 | 1,48 | 495,2 | 1,72 |
2010 | 501,7 | 1,51 | 563,1 | 1,78 |
Информация о работе Японские методы организации труда и их использование за рубежом и в России