Данное направление
использования Интернета в маркетинговой
деятельности включает в себя консультирование
клиентов по e-mail, информирование на web-сайте
о новостях и т.д. Средства по обеспечению
связи предприятия с покупателями аналогичны тем, которые
рассмотрены в разделе 1 «Поддержание
деловой связи». Однако поскольку сервис
и послепродажное обслуживание связаны
не только с постоянными партнерами компании,
но и с теми оптовыми и розничными клиентами,
которые приобрели продукцию предприятия
лишь однажды и не собираются устанавливать
тесные деловые контакты с производителем,
необходимо выделить работу с ними в самостоятельное
направление маркетинговой деятельности.
Это будет способствовать поддержанию
репутации фирмы как компании, заботящейся
о потребителях своей продукции. Покупатели
же смогут непосредственно обращаться
за консультацией к производителю, в том
числе и за информацией о товарах-новинках,
либо воспользоваться Интернет-услугами,
в частности подписаться на рассылки новостей
сервера.
Выделяют аргументы
«за» и «против» использования Интернет-технологий
в маркетинговой деятельности предприятия.
Преимущества
использования Интернет – технологий:
- Удобство. Потребители могут заказывать товары 24 часа в сутки вне зависимости от того, где они находятся. Им не нужно тратить время, застревать в пробках на дорогах, не нужно искать место для парковки и ходить по бесконечным проходам магазинов в поисках нужного товара. Не приходится, наконец, просто объезжать множество магазинов.
- Информация. Покупатели могут найти большое количество сравнительных данных о компаниях, продуктах и конкурентах, не покидая при этом своего дома или офиса. Они могут сфокусировать свое внимание на таких объективных критериях, как цена, качество, срок службы и наличие в продаже.
- Меньше переживаний. При использовании онлайновых служб покупателям не приходится общаться лицом к лицу с продавцом, подвергаться воздействию убеждающих и эмоциональных факторов.
- Быстрота. Пользователи Интернета могут очень быстро оформить заказ продукции и ждать доставку товара или услуги на дом.
- Конфиденциальность. Через интернет можно совершать покупки инкогнито. Особенно это важно для богатых и известных людей, не желающих афишировать свои покупки.
Также on-line службы дают определенные преимущества
и маркетологам:
- Быстрое приспособление к рыночным условиям. Маркетологи могут быстро добавлять продукцию в свой ассортимент, менять цены и описания товаров.
- Меньшие затраты. Интернет реклама намного дешевле рекламы в традиционных СМИ.
- Построение взаимоотношений. Маркетологи могут анализировать ответы своих покупателей, получая о них дополнительную информацию, могут пересылать на компьютеры клиентов полезные советы, бесплатные демо-версии своих компьютерных программ, рекламные материалы.
- Охват аудитории. Можно подсчитать, сколько человек посетили сайт компании, сколько из них остановились на определенном месте этого узла. Эта информация помогает маркетологам улучшать свои предложения и рекламу.
Существуют
ощутимые преимущества, которые получают предприятия:
- Расширение рынка. Фирма ставит себе цель освоение новых сегментов рынка.
- Привлечение внимания. Фирма стремиться стать более доступной для своих потребителей и увеличить долю завоёванного внимания потребителей.
- Повышение уровня реагирования. Фирма желает увеличить реакцию на запросы потребителей.
- Новые услуги. Фирма хочет с помощью Интернета предложить клиентам новые услуги.
- Снижение расходов. Фирма рассчитывает снизить расходы на производство и продажу товаров и услуг, путём снижения трансакционных издержек.
Недостатки
и моральные аспекты при использовании
Интернет – технологий:
- Раздражение. Многие считают все возрастающее число навязчивых предложений от различных компаний в интернет, некой помехой, неудобством. Особенное недовольство вызывают раздающиеся во время обеда или поздно вечером телефонные звонки, проверяющие достоверность заказа, плохо обученный персонал, различие в заявленном и реальном ассортименте товаров.
- Нечестность. Некоторые продавцы пользуются доверчивостью некоторых покупателей. Особенно этим грешат интернет - магазины. В них прекрасно поставлены демонстрации, предлагаются огромные скидки, пожизненные гарантии и необыкновенная простота покупки - все это для того, чтобы заманить покупателей, не способных сопротивляться желанию купить.
- Обман и мошенничество. Некоторые продавцы намеренно создают в интернете рекламные объявления, что вводят покупателей в заблуждение. Часто преувеличиваются достоинства продукта, его работоспособность или "розничная цена". Некоторые некоммерческие организации притворяются, что проводят научные исследования, а на самом деле собирают информацию о целевых потребителях.
- Вторжение в личную жизнь. Пожалуй, это один из самых трудноразрешимых аспектов, особенно в прямом маркетинге. Похоже, что всякий раз, когда покупатель заказывает товары по почте или по телефону, делает запрос на предоставление бесплатной информации о фирмах, заводит кредитную карточку или подписывается на какое либо издание, его имя, адрес и характер совершаемой покупки заносятся в уже имеющуюся в компаниях базу данных. Обычно потребители от этого только выигрывают, так как им чаще будут предлагать именно тот товар, в котором они наиболее заинтересованы. Однако маркетологам не всегда удается провести четкую границу между своим желанием охватить тщательно определенную целевую аудиторию и правом на личную жизнь потребителей. Многие критики опасаются, что компаниям станет известно слишком многое о покупателях, и что они могут воспользоваться этими знаниями в корыстных целях. Могут ли компании составлять и продавать списки имен своих клиентов? Ведь это люди, которые из-за своего покупательского характера считаются целью номер один в маркетинге.[5]
Как правило, отношения
между представителями компаний
и покупателями являются взаимовыгодными. Но порой все оказывается
по-другому. В одних случаях покупатели
оказываются раздражены, в других кто-то
ведет себя нечестно, иногда случаются
мошенничество и обман, возникают проблемы
в вопросах вторжения в личную жизнь людей.
Маркетологи пытаются найти решение этих проблем. Если
оставить все как есть, то вскоре отношение
покупателей может стать крайне негативным,
и власти будут вынуждены ввести ограничения
на деятельность в Интернет.
Рассмотренные основные
направления использования Интернет-услуг свидетельствуют о том, что индивидуальные
функциональные системы маркетинга предприятий
должны учитывать изменения в информационных
технологиях и личностных взаимосвязях.
С другой стороны, и поставщики Интернет-услуг
должны предлагать проекты, судьбы которых
складывались бы не только внутри Сети,
но и имели бы отношение к основным стратегиям,
которые фирмы используют в своей деятельности.
Другими словами, все участники рынка
Интернет-услуг должны рассматривать
мероприятия в Интернете как часть маркетинговой
стратегии предприятия.
В целом же можно сказать,
что использование Интернета
сегодня касается почти всех аспектов
маркетинговой деятельности очень
многих предприятий, причем его роль
постоянно увеличивается. Базой
этого использования служат и
традиционные инструменты маркетинга, которые
становятся в Сети более эффективными,
а также новые возможности, предоставляемые
Интернетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С бурным развитием глобальных
компьютерных сетей, маркетинговые
мероприятия выходят на принципиально новый уровень. Большое количество пользователей
Интернет дает возможность рекламировать
и продавать различные товары различному
кругу потребителей. Доказана высокая
эффективность рекламной компании через
Интернет. Поэтому в настоящее время все
больше крупнейших фирм – производителей
широко используют глобальную сеть Интернет
для распространения своей продукции.
Основными направлениями Интернет-услуг, которые
предприятия могут использовать в своей
маркетинговой деятельности являются:
поддержание деловой связи, изучение рынка,
реклама товаров в сети, сервис и послепродажное
обслуживание, покупка и продажа через
интернет.
Рассмотренные основные
направления использования Интернет-услуг
свидетельствуют о том, что индивидуальные
функциональные системы маркетинга
предприятий должны учитывать изменения
в информационных технологиях и личностных
взаимосвязях. С другой стороны, и поставщики
Интернет-услуг должны предлагать проекты,
судьбы которых складывались бы не только
внутри Сети, но и имели бы отношение к
основным стратегиям, которые фирмы используют
в своей деятельности. Другими словами,
все участники рынка Интернет-услуг должны
рассматривать мероприятия в Интернете
как часть маркетинговой стратегии предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Данько Т.П. Электронный маркетинг. – М.: Инфра-М, 2003.
- Реклама и маркетинг в Интернете / Томас Кеглер, Пол Доулинг, Бренд Тейлор, Джошуа Тестерман. — М.: Альпина Паблишер, 2003.
- МакКоннелл Бен, Хуба Джеки. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере. – Вершина, 2008
- Попов Антон. Блоги. Новая сфера влияния. - Манн, Иванов и Фербер, 2008
- Романов А.И., Корлючов Ю.Ю., Красильников С.Н. Маркетинг: учебник.-М., Банки и биржи.,1995
- Есикова И. В., Лобанов С. Н., Лобанова Е. М. Как завоевать покупателя. – Дашков и Ко, 2009
- Тим Эш. Повышение эффективности интернет-рекламы. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2011.
1 Попов
Антон. Блоги. Новая сфера влияния.
- Манн, Иванов и Фербер, 2008. – стр.6