БЕНЧМАРКИНГ КАК
ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
По материалам
кафедры "Маркетинг"
Гомельского государственного технического
университета им.П.О. Сухого
Понятие и виды
бенчмаркинга
Родиной бенчмаркинга считается
США. Однако в истории есть сведения о
более раннем использовании понятия бенчмаркинг.
В Японии бенчмаркинг соотносится по содержанию
с японским словом «dantotsu», означающим
«усилие, беспокойство, желание лучшего
(лидера) стать еще лучшим (лидером)». В
Китае, известно правило китайского генерала
Сун Тзу, который писал: «Когда ты знаешь
твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься
результата от сотни войн». Бенчмаркинг
впервые появился в1972 году. Тогда исследовательская
и консалтинговая организация PIMS (воздействие
маркетинговой стратегии на прибыль) установила,
что для того, чтобы найти эффективное
решение в области конкуренции, необходимо
знать лучший опыт других предприятий,
которые имеют успех в похожих условиях.
В1979 году американская компания «Ксерокс»
приступила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности»
для анализа затрат и качества собственных
товаров по сравнению с японскими. Проект
имел большой успех. Цель бенчмаркинга
состоит в том, чтобы на основе исследования
надежно установить вероятность успеха
предпринимательства. Бенчмаркинг осуществляется
в рамках конкурентного анализа и не является
новшеством для большинства предприятий,
хотя он является более детализированной
и упорядоченной функцией, чем метод или
подход конкурентного анализа.
Использование бенчмаркинга
имеет множество направлений, например:
- бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы ситуации в логистических системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке;
- бенчмаркинг применяется при разработке стратегий, операций и управленческих функций;
- бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке;
- наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг.
Вообще анализ содержания
бенчмаркинга показывает, что его можно
рассматривать как направление маркетинговых
исследований. Польза бенчмаркинга состоит
в том, что производственные и маркетинговые
функции становятся наиболее управляемыми,
когда на своем предприятии исследуются
и внедряются лучшие методы и технологии
других (несобственных) предприятий или
отраслей. Т.о., бенчмаркинг становится
искусством обнаружения того , что другие
делают лучше, изучением, усовершенствованием
и применением их методов работы.
Бенчмаркинг в своем развитии
прошел следующий процесс эволюции:
- первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиринг или ретроспективный анализ продукта;
- второе поколение - бенчмаркинг конкурентоспособности - получило развитие как наука в 1976-1986гг. благодаря деятельности фирмы «Ксерокс»;
- третье поколение - бенчмаркинг процесса - развивается в 1982-1986гг., когда предприятия-лидеры качества понимают, что учиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов;
- четвертое поколение - стратегический бенчмаркинг - рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров;
- пятое поколение - глобальный бенчмаркинг , рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства.
Существуют следующие виды бенчмаркинга:
- внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, осуществляемый внутри организации, сопоставляет характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами;
- бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и его сопоставление с характеристикой конкурентов, исследование специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов;
- функциональный бенчмаркинг - сравнение определенной функции двух или более организаций в том же секторе;
- бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах;
- глобальный бенчмаркинг - расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг;
- ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе;
- общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Существуют также бенчмаркинг затрат,
бенчмаркинг характеристик, бенчмаркинг
клиента, стратегический бенчмаркинг,
оперативный бенчмаркинг.
Процесс бенчмаркинга
Процесс бенчмаркинга включает
в себя факторы, объекты исследования
основные правила анализа, этапы бенчмаркинга,
а также подходы к обучению на основе бенчмаркинга.
Факторы успеха, определяющие процесс бенчмаркинга,
классифицируются следующим образом:
- Объективные факторы (жесткие);
- Субъективные факторы (мягкие).
Объективные факторы включают в себя:
- определение четких границ проекта;
- точное планирование времени;
- соблюдение стандартов качества;
- принятие во внимание бюджетных ограничений.
Субъективные
факторы включают в себя:
- благоприятный климат для сотрудничества;
- ориентацию на достижение результата (положительный настрой);
- осознание важности качества;
- заинтересованность;
- творческий подход;
- этику предпринимательства (бенчмаркинг или его еще называют анализ превосходства это не промышленный шпионаж).
Концепция бенчмаркинга (анализа
превосходства) является вспомогательным
средством для сбора информации, необходимой
предприятию, чтобы постоянно повышать
производительность, качество и быть впереди
конкурентов.
Анализ превосходства - это взгляд на внутренние функции,
деятельность и опыт со следующими целями:
- определить лучшие результаты;
- проанализировать свою работу;
- выявить недостатки в функционировании;
- устранить слабые места;
- создать мотивацию к постоянному улучшению.
Объект исследования. Выбор объектов исследования
определяется самим предприятием и его
сотрудниками. Анализ производства применяется
к товарам, услугам, функциям, стратегиям,
процессам и т.д.
Если идет речь о стратегических вопросах,
то необходимо выяснить, какие факторы
наиболее важны для реализации конкурентных
преимуществ, установить критерии измерения,
описывающие эти факторы и выделить предприятия,
добивающихся наилучших результатов в
данном секторе. Затем необходимо найти
те методы, которые приводят к наилучшим
результатам.
Правила анализа.
Различают три основных типа
анализа:
- внутренний анализ превосходства (сравнение внутри предприятий, например, между отделами, подразделениями или товарными группами);
- внешний анализ превосходства (сравнение сходных видов деятельности в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках);
- функциональный анализ превосходства (здесь сравнивают похожие функции или процессы в различных отраслях. Идея заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде, где они встречаются)
При проведении анализа превосходства
необходимо соблюдать следующие правила:
- руководители предприятий должны быть максимально заинтересованы идеей анализа превосходства;
- сотрудники должны быть проинформированы о целях и необходимости проекта;
- рабочая программа должна иметь простую, пошаговую и понятную структуру;
- ход проекта должен быть подробно задокументирован.
Соблюдение данного порядка
имеет большое значение потому, что
анализ превосходства часто вызывает
важные, реформаторские и даже революционные
изменения на предприятии.
Этапы процесса бенчмаркинга.
Процесс бенчмаркинга можно
разбить на 6 фаз (этапов).
- Определение объекта анализа превосходства, т.е. устанавливаются те объекты, которые можно использовать при помощи анализа превосходства.
- Выявление партнеров по анализу превосходства, т.е. определив цели, необходимо начать поиск лучших предприятий. Этот процесс включает следующие шаги:
- беглый обзор. Здесь осуществляют поверхностный обзор имеющихся источников информации, а также собираются уже доступные данные;
- приведение в порядок. Здесь принимая во внимание дальнейшую информацию, подробно описывают имеющиеся на данный момент сведения;
- выбор лучших. Здесь выбирают партнеров, которых сочли подходящими.
- Сбор информации. Эта фаза включает не только сбор качественных данных, но и изучение содержания труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.
- Анализ информации. Эта стадия выдвигает большие требования к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе анализа превосходства, т.к. анализировать - это не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи. Кроме того, необходимо выявить воздействия, которые могут осложнить сравнения и фальсифицировать результаты.
- Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений, а именно, не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия.
В данном случае речь идет не о том, чтобы копировать, а о том, что они должны служить стимулом для дальнейшего инновационного развития собственной организационной структуры, иначе анализ превосходства обернется стратегией побежденного.
- Контроль за процессом и повторение анализа. Контроль за процессом при внедрении результатов анализа происходит в двух направлениях:
- первое направление - необходимо следить за развитием установленных оценочных показателей результатов работы предприятий, т.к. то, что еще недавно было наилучшим достижением, скоро станет стандартом или же ухудшится;
- второе направление - необходимо проверять достижение промежуточных целей и соблюдение планов по ресурсам и срокам, т.к. как правило затраты на анализ превосходства после внедрения значительно снижается.
Обучение при помощи анализа
превосходства. Т.к. анализ превосходства
- это метод, при помощи которого имитируются
удачные образцы поведения, и поэтому
он приводит к «обучающейся организации»,
а такая организация требует записи и
внедрения успешных методов действия
на предприятии (примером могут служить
курсы повышения квалификации).