Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:12, реферат
бенчмаркинг, его отличие от промышленного шпионажа
Бенчмаркинг.
Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В наиболее общем смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса. Существует огромное количество трактовок бенчмаркинга, однако, среди их можно выделить общие принципы, благодаря которым складывается относительно объективное представление о том, что такое бенчмаркинг.
БЕНЧМАРКИНГ — это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса.
Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел, вы по-прежнему должны будете самостоятельно найти ответ на вопрос «как сделать это лучше?».
Родиной бенчмаркинга считается США. В 1972 году исследовательская и консалтинговая организация PIMS установила, что для нахождения эффективного решения, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 году американская компания «Ксерокс» приступила к реализации проекта «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Проект имел большой успех.
В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга.
Наиболее популярен
метод бенчмаркинга в Америке, в Европе
же к нему пока только приглядываются,
в России о нем стали широко разговаривать
лишь в последние годы, применять его пока
решаются далеко не все.
Теперь мы попытаемся раскрыть понятие бенчмаркинга.
Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие. Так как требования потребителей постоянно меняются, меняются и характеристики работы компаний-конкурентов.
Соответственно эталоны, в сравнении с которыми проводится бенчмаркинг, также меняются, и только непрерывный бенчмаркинг способен помочь компании быстрее узнавать о всех новациях и выгодно применять их на практике.
Индикаторы конкурентного сравнения: цена, качество, забота о клиентах и сервис, обратная связь с потребителем, доставка, разнообразие продукции, новые продукты и услуги.
Применение бенчмаркинга
заключается в четырех
1.Понимание деталей собственных бизнес-процессов.
2.Анализ бизнес-процессов
других компаний.
3.Сравнение результатов своих процессов
с результатами анализируемых компаний.
4.Внедрение необходимых изменений для
сокращения отрыва.
В поисках успешного опыта компании в первую очередь обращают внимание на конкурентов: конкурирующие компании и так следят за каждым движением друг друга. В этом случае долго не размышляют, полезен данный опыт или нет. Если конкурент отбирает у вас долю рынка, значит, у него наверняка что-то работает лучше. Поэтому компании чаще всего используют конкурентный бенчмаркинг — сравнение своей продукции и бизнес-процессов с аналогичными позициями прямых конкурентов.
Однако доскональное изучение конкурентов — чрезвычайно сложная задача. Например, вы узнали, что конкурент получил существенный приток клиентов. Но что именно привело его к успеху — удачная рекламная кампания, новая программа мотивации сотрудников, удобное расположение офиса или что-то еще?
Теоретически возможен открытый и добровольный обмен информацией между конкурентами (например, в рамках профессиональных объединений и ассоциаций), но на практике это случается редко. Поэтому в изучении конкурентов основную роль играют маркетологи-аналитики, которые анализируют прайс-листы, спецпредложения конкурентов и т. п. Многие компании опрашивают потребителей, выясняя их мнение о товарах и услугах конкурентов, их сильных и слабых сторонах. Опытные аналитики на основе таких данных могут сделать точные выводы о том, какие действия конкурентов привели их к успеху. Иногда стандартных источников информации для изучения конкурентов бывает недостаточно, и тогда оружием маркетолога становится конкурентная разведка.
На первый взгляд, бенчмаркинг и промышленный шпионаж — это одно и то же. На самом деле разница между двумя этими методами принципиальная. Бенчмаркинг — метод изучения чужого опыта, который не является тайной за семью печатями.
Родоначальниками бенчмаркинга считают японцев, которые научились идеально копировать чужие достижения. Они тщательно исследовали европейские и американские товары и услуги, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем выпускали нечто подобное по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую.
На Западе бенчмаркинг начали активно использовать в конце 1970-х годов. В это время японские предприятия сильно теснили американские, и компания Xerox, в частности, стала искать причины резкой утраты своей доли рынка копировальных аппаратов. Так, фирма детально исследовала опыт японской компании Fuji. Топ-менеджеры Xerox даже переехали на какое-то время в Японию, чтобы изучить не только технические достижения, но и новшества в области менеджмента, внедренные разными компаниями, в том числе из других сфер бизнеса. Использование этого опыта позволило Xerox снизить издержки, повысить производительность труда и т. д. С тех пор бенчмаркинг стал частью бизнес-стратегии Xerox.
В Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика страны в целом.
Бенчмаркинг в
России
В России появляются
фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока
их можно пересчитать по пальцам.
Зато все хорошо знают, что менеджеры
среднего и высшего звена вступая в неформальные
отношения с партнерами или конкурентами
часто используют лучшие достижения друг
друга у себя в компании. Как показывает
опыт, непосредственное общение с коллегами
дает наиболее ценные для бизнеса идеи
и знания, что, как правило, приводит к
внедрению новых форм управления, программных
продуктов, использованию новые технологии
в производстве. Зачастую эта категория
людей «пробивает» и внедряет необходимые
преобразования, если руководство готово
к этому. Заинтересованные менеджеры —
это хороший потенциал для развития фирмы.
По признаку
открытости мировой бизнес можно
условно разделить на две категории:
Первая —
компании, исповедующие принцип секретности
в своей работе, тщательно оберегающие
информацию о своей фирме.
Вторая категория
— максимально открытые фирмы, полагающие,
что пока их догоняют, они успеют
придумать что-нибудь новенькое.
Компания General Motors,
например, открыла свою базу данных
поставщикам, чтобы они могли
лучше планировать свое производство.
Три года назад
на Комбинате им. Степана Разина
установили новые резервуары для
брожения пива — цилиндроконические
танки. В работе этих танков больше
автоматики, поэтому меньше вероятность
ошибки человека, благодаря чему качество
пива «Степан Разин» стало более стабильным.
Решение было подсмотрено на заводе «Балтика».
«Мы ездили туда, смотрели, спрашивали,
— говорит Владимир Гронский, PR-директор
комбината. — Потом поставили такие же
у себя».
Обмен опытом — вещь, не новая для российских предприятий, но теперь его принято называть на западный манер бенчмаркингом. «Если у конкурента лучше положение на рынке, то возникает вопрос, как ему это удалось. На него и отвечает бенчмаркинг», — говорит эксперт BKG Римма Чайникова.
В России международные компании, как правило, тоже применяют отработанные на других странах стратегии. Но бывает и наоборот — технологии, придуманные в российском офисе, распространяют на другие регионы. Так, компания Xerox во всем мире использовала принцип прямых продаж. Но если в Европе это работало прекрасно, то в странах с большой территорией сложно охватить таким способом весь рынок. Российский офис Xerox в 1999 году первым из отделений компании запустил двухуровневую систему дистрибуции. После этого, по словам директора по маркетингу Xerox Светланы Горевой, обороты офиса выросли вдвое. Теперь в Москву перенимать новый опыт управления продажами приезжают представители отделений Xerox из Индии, Латинской Америки, Египта и других стран.