Цель создания и функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:15, реферат

Описание

Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных отраслей. В условиях рыночной экономики предприятие является основной хозяйствующей единицей, которая характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Содержание

Введение 2
Предприятие как объект предпринимательства 4
Цель создания и функционирования предприятия 4
Предпринимательство как экономическая категория 11
Производственные и рыночные связи предприятия. 15
Предпринимательская деятельность предприятия 20
Предпринимательские права и обязанности предприятия 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Цель создания и функционирования предприятия.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика  любого  государства - это  единая  система взаимосвязанных отраслей. В  условиях  рыночной  экономики  предприятие  является основной хозяйствующей  единицей, которая  характеризуется  определенной  отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. Ведущим  звеном  экономики, ее  основой  являются  предприятия, которые производят  продукцию  и  услуги, сосредоточивают  в  своей  собственности большую  часть  общественного  капитала, определяют  деловую  активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Предприятие - это  самостоятельный  хозяйствующий  субъект, образовавшийся  в  результате  создания  предпринимателем  или  объединением предпринимателей  для  производства  продукции, выполнения  работ  и  оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.[6]

Предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Оно является самостоятельным звеном экономической системы, так как действует на основе использования принадлежащего ему обособленного имущества. Предприятие от своего имени вступает в договорные отношения и принимает на себя соответствующие обязательства. Первичным звеном экономики предприятие является потому, что при всем многообразии целей его создания, видов деятельности именно в рамках предприятия происходит непосредственная связь работника со средствами производства и предметами труда, что обеспечивает создание продукции.[4]

Рыночная система хозяйствования базируется на предпринимательском  типе экономической системы с  сохранением в руках государства  регулирующих функций. Предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых фигур, удовлетворяющего наши потребности, облагораживающего нашу жизнь, делающнго ее комфортнее. Само предпринимательство рассматривается как умение организовывать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним.[5]

Малый бизнес — один из важнейших компонентов рыночных отношений. Он способствует развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест, быстрому перетеканию капитала в новые сферы деятельности, ускорению инновационных процессов, более полному раскрытию творческого потенциала человека. Малые предприятия отличаются гибкостью, способностью быстро переориентироваться на новые потребности, значительно повысить эффективность используемых ресурсов. Следовательно, формально малые предприятия определяются заранее оговоренным размером, но практически они имеют качественные преимущества, перечисленные выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие как объект предпринимательства

Цель создания и функционирования предприятия

 

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии  осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь  работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Таким образом, предприятие  — это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цель деятельности предприятия  — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В дореформенной  России основной целью предприятия  считалось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночной экономики, отбросить, исключить эту цель и оставить единственной целью получение максимально возможной прибыли? Полагаем, что нет.

Действительно, основная цель предпринимательства — получение  прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.

Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель  или группа предпринимателей должны иметь перед собой четкую и  ясную идею, которая должна быть подкреплена системой постоянного  получения заказов на производимую продукцию или оказываемые услуги. Намечая выпуск продукции, оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, предпринимателю следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — предпринимательском бизнес-плане.

Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников, надо быть готовым к конкурентной борьбе. Нужно четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

Современное предприятие  — сложная организационная структура. В рыночных условиях возрастает значение трех основных направлений организации  промышленного предприятия:

• научной организации  производства;

• научной организации труда;

• научной организации  управления.

Научная организация  производства имеет цель создать  оптимальную технико-технологическую  систему на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Задача научной организации  труда (НОТ) — построение здоровых формальных отношений в коллективе работников, включающее систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.

Научная организация  управления — это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего материально-технологического и экономического эффекта.

После принятия решения  о создании нового предприятия предстоит пройти ряд обязательных этапов. Порядок создания нового предприятия можно проследить на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Порядок создания нового предприятия

 

За рубежом сложились  определенные разновидности, типы предприятий. Представляют интерес шесть типов собственного предприятия, рекомендуемые известным экономистом Г. Берлом1. В их числе:

• инкубаторы:

• надомный бизнес;

• блошиные рынки;

• предприятия, выполняющие  заказы почтой;

• передвижные предприятия или предприятия временного характера;

• продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товара.

Все эти типы бизнеса  имеют ряд общих черт и ряд особенностей. В числе общих черт: индивидуалистичность характера деятельности; очень низкие либо очень гибкие требования к первоначальному капиталу; подвижность, переменчивость предприятий.

 

 

 

1

Касаясь особенностей каждого  типа, надо отметить следующее. Предприятие-инкубатор служит как бы зонтом, обеспечивающим другим, как правило, малым предприятиям, необходимое состояние делового климата: помещение, оборудование, консультативный совет из специалистов и экспертов, возможности получения необходимого капитала и др.

Надомный бизнес должен быть «тихим», не нарушающим правил общежития в данном районе. Однако это не означает, что ваша деятельность обязательно ограничена домом. Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например настройка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т.д.

В случае надомного бизнеса могут понадобиться домашний телефон (свой или дополнительный), желательно с автоответчиком, копировальная техника, компьютер. В условиях надомного бизнеса надо иметь большую силу воли, чтобы не отвлекаться от работы. Отсутствие же волевых качеств может привести бизнес к краху. Блошиные рынки ныне широко распространены в России, хотя называть их так нередко не решаются. Участвовать в этом бизнесе могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые торговцы. Во всем мире такие рынки очень развиты, здесь можно изучить спрос на продукцию, купить небольшие партии товара для перепродажи и т.п. И все это — при минимальных затратах. Высоких специальных знаний, большой сосредоточенности усилий, времени, капитальных вложений требует бизнес услуги - почтой. Здесь для получения достаточного количества заказов, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное число людей. В условиях этого вида бизнеса процент реальных заказов очень мал, и для того чтобы выжить и получить прибыль, необходимо делать существенную наценку на товар. Этот вид бизнеса получает в России все большее развитие. Наряду с блошиными рынками и почтовыми услугами за последние годы в России получили широкое распространение передвижные, или временные, торговые точки. В них продаются одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, произведения искусства и др. Здесь же предлагаются горячие закуски, пироги и прочая снедь. Как правило, сооружения эти или место для торговли арендуются на незначительный или на неопределенный срок. Оснащение таких торговых точек минимальное, складские помещения в сущности не нужны. При этом следует выбирать такой товар, который имеет быструю оборачиваемость и не является конкурентным по отношению к товарам окружающих вас постоянных продавцов на данном рынке. Наконец, такой вид бизнеса, как торговля на вечеринках и по образцам. По сравнению с другими видами предпринимательской деятельности здесь требуется относительно меньше хлопот и затрат. Однако надо иметь возможность попадать на различные приемы, домашние вечеринки. Все рассмотренные типы бизнеса на первый взгляд кажутся очень простыми.

Однако только глубокое изучение каждого из них, проводимые исследования и наблюдения позволят сделать правильный выбор для организации нового собственного дела.

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом следует обратить внимание на ряд условий:

• политические факторы  — стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;

• социально-экономические — состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать ваше предприятие; здесь же следует обратить внимание на возможную конкуренцию, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;

• правовые — наличие  и состояние законодательной базы предпринимательства.

Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирают форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую. При такой форме участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Далее возникает вопрос об учредителях, при подборе которых следует учитывать их платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому при подборе учредителей следует проявить тщательность и неторопливость.

Любое предприятие функционирует  не в вакууме. Множеством каналов оно связано с другими предприятиями и организациями, поставщиками и покупателями. Ниже мы рассмотрим производственные и рыночные связи предприятий.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательство как экономическая  категория

 

Первые теоретические попытки осмысления феномена предпринимательства относятся к XVII в. Английский экономист Р. Кантильон считается первым теоретиком, давшим систематическое описание этого феномена и введшим в научный оборот термин «предприниматель».

Под предпринимателем Кантильон подразумевал человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов, и который, принимая на себя обязательство по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация. Таким образом, предпринимательство понималось им как производственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска.

Информация о работе Цель создания и функционирования предприятия