Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:01, контрольная работа
В условиях рыночной экономики цены представляют собой важный элемент экономического регулирования, вложения ресурсов. Как один из главных сигналов, предназначенных для экономических агентов, цены указывают им на те виды деятельности, которые приносят прибыль, в результате чего производители ориентируются на рентабельные направления хозяйственной деятельности.
Научно-техническая продукция по своему характеру является по существу продукцией единичного производства. Поэтому её рынку во многом соответственны черты чистой монополии и прежде всего - способность продавцов существенно влиять на цену.
Сравнительный анализ вариантов научно-технической продукции позволяет выявить уровень эффективности каждого из них. Такая информация необходима не только для окончательного решения вопроса целесообразности производства и применения того или иного варианта научно-технической продукции, но и для формирования его цены. Между ценой и экономическим эффектом существует прямая зависимость: то есть чем выше эффект, тем выше цена.
Особенности сферы услуг обуславливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий.
Во-первых, рассмотрим особенности спроса и предложения в сфере услуг как основных ценообразующих факторов.
Исходя из особенности услуги можно отметить, что спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем.
Во-вторых, на процесс формирования цен в сфере услуг оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов.
В-третьих, высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса. Причём любые колебания в объёме производства услуг приводят к резкому изменению уровня доходности предприятия в связи с тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (50-70%).
И наконец, с точки зрения ценообразования, чрезвычайно важным является то, что сфере услуг присуща асимметричность информации. Потребитель далеко не всегда имеет надлежащую информацию о качестве оказываемой ему услуги, поэтому цена рассматривается им как показатель качества и важный рыночный сигнал.
Значительное влияние на процесс формирования цены в сфере услуг, выбор маркетинговой стратегии и метода ценообразования оказывает структура рынка, на котором работает предприятие.
Формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации.
В отличие от отраслей, традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организационного отдыха и т.д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х годов находились практически полностью на бюджетном финансировании. На основную часть услуг, за исключением узкого круга цены не исчислялись. Поэтому процесс формирования и регулирования цен на услуги этих отраслей представляет значительный интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Маркетинговые стратегии ценообразования
Проводя определенную политику в области ценообразования, орга¬низация активно воздействует как на объем продаж, так и на величину Получаемой прибыли. Как правило, организация не руководствуется по-лучением сиюминутной выгоды, реализуя продукт по максимально вы¬сокой цене, а проводит гибкую ценовую политику.
На величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели Организации, стратегия комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования) и внешние факторы (тип рынка, конкуренция, эконо-мическая ситуация, государственное регулирование цен).
В качестве общих целей организации, влияющих на процесс ценооб¬разования, могут выступать: выживание, максимизация текущей прибы¬ли, максимизация рыночной доли, лидерство в области качества продукции.
Поскольку цена является одним из элементов комплекса маркетинга, ее выбор определяется с учетом выбора стратегий относительно других элементов комплекса маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат на его продвижение, стадии жизненного цикла продукта.
Организация ценообразования включает выделение внутри организа¬ции специалистов или подразделений, устанавливающих цены.
В основу определения базовых, исходных цен могут быть положены издержки, мнение покупателей, цены конкурентов.
Самый простой метод определения цены на основе издержек — их ус¬тановление путем простого добавления к себестоимости продукта опре¬деленных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения продукта ог производителя до потребителя.
Далее, к данной группе следует отнести расчет цены на основе точки безубыточности — положения нулевой прибыли или нулевых убытков.
На политику в области ценообразования сильное влияние оказываю! конкуренты и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэто¬му изучение цен конкурентов — важный элемент деятельности в области ценообразования. Если в основу цены кладется цена конкурентов, издер¬жки или спрос перестают играть решающую роль, особенно когда слож¬но измерить эластичность последнего, т.е. определить влияние изменения цены на спрос.
Подход к ценообразованию меняется, если продукт является частью продуктовой номен клатуры. В этом случае организация стремится уста¬новить цены, максимизирующие суммарную прибыль.
Для данной ситуации выделяют пять возможных стратегий ценообра¬зования:
1) установление цен для разных продуктов одной продуктовой номен¬клатуры с учетом различий в их себестоимости, в опенках их свойств по¬купателями и цен конкурентов;
2) одновременное установление цен как на основной продукт, так и на дополняющие продукты;
3) установление низкой цены на основной продукт и завышение пен ы на обязательный сопутствующий продукт;
4) установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоцен¬ные побочные продукты, даюшее возможность оптимизировать цену на основной продукт;
5) пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене.
Базовые цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и условий продажи. Используют следующие стратегии адаптации цеи: це¬новые скидки и поощрения, дискриминационное ценообразование, це¬нообразование по психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование по географическому принципу.
Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым покупате¬лям и розничным торговцам, другим клиентам в течение определенного периода времени,
Используют следующие виды ценовых скидок:
• скидки за оплату наличными;
• скидка за количество покупаемого товара;
• функциональные скидки — снижение цены для организаций сис¬темы товародвижения, выполняющих определенные функции по продаже товара, его хранению;
• сезонные скидки.
Дискриминационное ценообразование — продажа товара по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек,
Установление дискриминационных цен осуществляется в разных фор¬мах в зависимости;
• от сегмента покупателей — разные покупатели платят за один и тот же товар разные цены;
• варианта товара — разные версии товара продаются по разным це¬нам, без учета разницы в издержках;
• местонахождения товара — товар продается по разной цене в раз¬ных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы;
• времени — цены меняются в зависимости от сезона.
4 Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что п ри определении цены учитываются не только экономические, но и психо¬логические факторы. Так, исследования показали, что потребители вос-принимают более дорогие товары как более высококачественные.
Стимулирующее ценообразование — временное снижение цены ниже Прейскурантной, иногда ниже себестоимости, с целью активизации про¬дажи на коротком интервале времени. Осуществляется для снижения то¬варных запасов.
Ценообразование по географическому принципу — предполагает установ¬ление разных цен для потребителей в разных частях страны. Целесооб¬разно для покрытия более высоких транспортных издержек.
Особое значение имеет ценовая стратегия фирмы при проникновении на новый рынок. Перечислим важнейшие возможные стратегии.
Стратегия проникновения связана с относительно низкими ценами, которые назначаются покупателями, Предполагается, что впоследствии, когда рынок будет уже завоеван, цены будут повышены. Эта стратегия применима в тех случаях, когда фирма в состоянии выбросить на рынок большое количество товарных единиц при достаточно низкой себестои¬мости, а также при высокой ценовой эластичности спроса на данный товар.
Демпинговая стратегия, когда для подавления конкурентов назнача¬ется цена ниже себестоимости. Демпинг, как уже говорилось, относится к числу методов недобросовестной конкуренции и преследуется нацио¬нальными законами и международными соглашениями, но далеко не все¬гда можно однозначно установить наличие демпинга.
Стратегия снятия сливок предполагает завышенную цену при внедре¬нии товара в предположении, что впоследствии цена может быть и сни¬жена. Эта стратегия требует низкой эластичности спроса и особенно применима тогда, когда фирма имеет известную торговую марку, или — в международной торговле — марку, популярную в данной стране, либо реальную возможность спрятаться за такую марку.
Ценовая дифференциация на основе глубокого сегментирования рынка.
Ценовое варьирование представляет собой интеграцию ценовой и ас¬сортиментной политики. Применяется, когда фирма выходит на один географический рынок с разнообразными товарами. При этом можно так сформировать систему цен, что прибыли от продаж одних товаров будут покрывать убытки от продажи других.
Нелидерские стратегии — приспособление цен к ценам конкурентов. Такое поведение является единственно правильным на монополизиро¬ванных рынках, оправданно и на других, где существует острая конку¬ренция, если фирма не чувствует в себе достаточной силы, чтобы с этой конкуренцией не считаться. При нелидерской стратегии сокращается риск, значительно экономятся затраты на маркетинговые исследования, но и на высокие доходы рассчитывать не приходится.
Список использованной литературы
1. Основы маркетинга. Под ред. Васильева Г.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 547 с.
2. оболев В.Ю. Маркетинговые исследования и их специфика при выборе международных рынков товаров и услуг //Финансы и кредит. - 2006. - № 31. - С. 15-18.
3. Васильев Г.А. Основы маркетинга. - М.: ЮНИТИ, 2005.
4. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. / А.Н.Матанцев. - М.: Изд-во «Финпресс», 2007 г.
5. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг / Ноздрева Р.Б. - М.: Экономист, 2005г.
6. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное по-собие. -М.: Инфра-М, 2007
8. Сардель Д.К. Прямой маркетинг./Академия рынка. Маркетинг. -М.: Экономика, 2007.
9. Романов А.Н., Корешков Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ, 2006.
10. Багеев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2008. – 341 с.
11. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская Деловая Литература, 2008. – 481 с.
12. Сардель Д.К. Прямой маркетинг./Академия рынка. Маркетинг. -М.: Экономика, 2007
6