Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:22, статья
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.
Поведение
фирмы в условиях
чистой монополии
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.
Соотношение
цены, валовых издержек, валового и
предельного доходов в условиях
чистой монополии
Число произведенных единиц товаров | Цена | Валовый доход | Предельный доход | Валовые издержки |
Q | P | TR | MR | TC |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
41
39 37 35 33 31 29 27 25 23 21 19 |
41
78 111 140 165 186 203 216 225 230 231 228 |
41
37 33 29 25 21 17 13 9 5 1 -3 |
24
43 59 72 82 91 99 108 117 127 140 156 |
Рис. 1
Существует несколько следствий исходящей кривой спроса фирмы-монополиста.
Известно, что другой способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода МR и предельных издержек МС. Для всех компаний вне зависимости от их размера и отраслевой принадлежности действует правило: фирма получает максимальную прибыль при том уровне производства, при котором МС = МR. Поэтому чтобы определить оптимальный режим работы фирмы-монополиста в краткосрочном периоде необходимо совместить кривые МС и МR.
Рис.2
Рис.3
Рис.4
На рис.2 фирма монополист максимизирует прибыль в точке Е, где МR=МС. Цена товара определяется через соответствующую точку А на кривой спроса Д. Поскольку цена Ра превысит значение средних общих издержек, то фирма получает экономическую прибыль равную площади заштрихованного прямоугольника. На рис.3 фирма монополист терпит убытки, а на рис.4 получает нулевую прибыль.
Поскольку
фирма монополист является единственным
производителем товара, то не требуется
специально выделять фирму и отрасль.
Поэтому равновесие в краткосрочном периоде
будет являться равновесием и в долгосрочном
периоде. Фирма монополист до тех пор будет
максимизировать прибыль, пока она остается
монополистом. Этого она может достичь,
если сумеет поставить надежные барьеры
на пути вхождения других фирм в отрасль.