Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:00, контрольная работа
Демографическая среда – это комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий. Основная цель расчета показателей статистики населения — оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее.
Введение
1 Сущность демографии
1.1 Объект демографии
1.2 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию
2 Демографическая ситуация в РФ
2.1 Анализ современной демографической ситуации в РФ
2.2 Перспективы демографического развития России
3 Демография как фактор маркетинга фирмы
3.1 Определение и сущность демографического фактора
3.2 Влияние демографической ситуации на маркетинг фирмы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 28
Приложение 2 30
Приложение 3 33
- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- стимулирование рождаемости и укрепление семьи
- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты[10, с.316]:
укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, что в свою очередь потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения.
Несмотря на все экономические трудности страны надо изыскать возможность и обеспечить беременных женщин, родильниц и детей (как минимум до 3 лет) жизненно необходимыми лекарствами, предметами ухода, гигиены, детским питанием. Создать матери возможность минимально необходимый срок ухаживать за ребенком, не будучи занятой вне дома.
В области регулирования миграций и расселения Концепцией определены следующие приоритеты: 1) привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из стран СНГ и Балтии, 2) создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока за счет мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны, 3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ.
Считается необходимым разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-половых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации. Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке. В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:1) объединении усилий государства и общества в выработке единых подходов к сохранению демографического потенциала России, 2) координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране; 3) разработке целевых федеральных и региональных программ, направленных на решение основных социальных и демографических задач.
В случае успешной реализации главной цели Концепции – по обеспечению стабилизации численности населения России, наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего. За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем – сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большей вероятностью России придется приготовиться к приему мощных миграционных волн на свою территорию, и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и толерантность будущего российского общества и его нацеленность на мирное компромиссное разрешение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных в условиях многонационального государства.
В долгосрочной перспективе не представляется столь уж фантастическим предположение о том, что численность населения на просторах нашей страны может существенно увеличиться. Можно утверждать, что он будет по-прежнему многонациональным и исконно российское ядро сохранит в нем достаточно яркое материальное и духовное наследие.
Демографический фактор – его влияние в основном сказывается на «утечке мозгов» в другие страны. Так же ввиду старения населения и уменьшения доли занятого населения, занятому населению приходится «взваливать» на свои плечи дополнительное бремя отчислений в пенсионные фоны, и фонды социального страхования.
В России сложилась чрезвычайная демографическая ситуация. Понижается продолжительность жизни, падает рождаемость, происходит снижение численности и общее старение населения. Развитие этих тенденций чревато в будущем тяжелейшими необратимыми последствиями для страны.
Предотвратить их можно как путем общего улучшения экономического состояния страны и связанного с этим повышения жизненного уровня и улучшения здоровья населения, так и путем реализации ряда государственных программ в области демографической политики. Эти программы должны носить чрезвычайный характер. К их числу относятся: а) предоставление реальной государственной поддержки многодетным семьям; б) поощрение рождаемости путем предоставления многоуровневого экономического стимулирования, прежде всего путем предоставления высоких налоговых льгот и кредитов; в) расширение и совершенствование сети акушерских и гинекологических служб; г) финансовое поощрение коммерческих, а также поддержка как бесплатных, так и платных государственных дошкольных учреждений с дифференцированной системой тарифов и способов оплаты; д) создание морального климата стимулирования и поощрения рождаемости, возрождение патриотической идеологии семьи; е) последовательная молодежная политика; ж) существенное улучшение системы воспитания детей, оставшихся без родителей.
В основе демографики лежит взаимосвязь социально-демографических характеристик населения (пол, возраст, брачное состояние, размер семьи, число детей, численность и состав домохозяйств, место жительства, квалификация и образование, состояние здоровья, расовая и этническая принадлежность и другое) с потребительскими запросами и через уровень доходов — с покупательским поведением. Демографика изучает население и домохозяйства как потенциальных потребителей товаров и услуг, а демографические изменения — как один из основных факторов воздействия на потребительские рынки. Демографика может рассматриваться в качестве направления прикладной демографии (в рамках последней некоторые элементы демографики используются в России, других странах распавшегося СССР и Восточной Европы).
Демографика как практическая деятельность — часть разветвленной сети сбора и анализа информации о потребителях. Она включает ответы населения на вопросы регулярных переписей; выборочные обследования о предпочтении потребителями тех или иных видов товаров и услуг; анализ данных о потребительских расходах населения и прочее. Потребность предпринимателей в подобной информации о потребителях способствовала, с одной стороны, возникновению частных фирм, специализирующихся на сборе, обработке, анализе и продаже социально-демографической информации, с другой — совершенствованию работы государственных органов, ответственных за сбор демографической статистики.
Демографические факторы вместе с экономическими, природными, научно-техническими, политическими и культурными составляют маркетинговую макросреду функционирования предприятия в рыночной экономике. Использование демографики в маркетинге, а также в некоторых других сферах бизнеса, осуществляется при оценке и прогнозировании возможного влияния демографических тенденций на численность и состав потребительских групп населения при разработке новых товаров (снижение рождаемости, например, приводит к сокращению количества потенциальных потребителей детских товаров и услуг); при сегментации (т.е. группировке по определенным показателям) потребительских рынков по демографическим признакам, образу и стилю жизни; для поиска оптимального размещения потребительских точек и определения численности необходимого торгового персонала; при выборе наиболее эффективного способа рекламы (прямая адресная реклама по почте, телефону, через средства массовой информации) и подходов к рекламе, направленной на определенный потребительский сегмент рынка (если основные потребители товара — дети, то для рекламной врезки часто выбираются популярные кино- и мультфильмы; пожилые люди не любят упоминания своего возраста в рекламной продукции и т.д.). Учет демографических изменений важен и для устранения стереотипирования в рекламе, т.е. создания искаженного образа определенной социально-демографической группы потребителей. Наиболее часто стереотипированию в рекламе подвержены женщины, национальные и расовые меньшинства, люди пожилого возраста.
Особо популярно использование демографики в области сегментирования рынка (по демографическим признакам), которое во многом определяет другие факторы — географические, поведенческие; характеризуется давно налаженной и более точной системой учета. Социально-демографические показатели, совмещенные с географическими (подобный синтез для целей маркетинга и бизнеса иногда называют "геодемографикс" — англ. geodemographics) и поведенческими, служат основой для разделения всех потребителей на группы, отличающиеся по образу и стилю жизни. С этой целью используются методы многомерной статистической классификации, чаще всего — кластеризация. Основой всех кластерных систем является тот факт, что обычно люди предпочитают селиться рядом с теми, кто близок им по экономическим и социально-демографическим характеристикам, манере поведения, вкусам и потребительским привычкам.
Таким образом, широкое проникновение демографических исследований в бизнес с экономической точки зрения можно объяснить происходящим с начала 70-х гг. XX в. переходом от массового к индивидуальному производству. Учет демографических особенностей потребителей, ориентация на определенный сегмент потребительского рынка, разделенного по демографическому признаку, — требование современного производства.
Для того, что бы предприятиям укрепить свое положение на рынках необходимо значительное уравновешивание факторов относительно друг - друга.
На основе анализа вышеприведенных данных, а так же данных второй главы курсовой работы, можно предположить некоторое усиление влияния демографического культурного и научно-технических факторов, а также существенного увеличения влияния экономического и политического факторов .
Возможный вариант выхода из политического и экономического кризиса, автору данной работы видится в установлении жесткой налоговой системы, в достижении политического согласия между президентом и ГосДумой для совместной плодотворной работы. Для выхода на мировой рынок необходимо увеличение влияния научно-технического фактора т.к. продукция на предприятиях производится зачастую не высокого качества, а значит она не конкурентоспособна.
1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 1. – 432 с.
2. Котлер Ф – Основы маркетинга, М., “Бизнес-книга” “Има-Кросс Плюс” 1995.
3. Эванс Дж., Р. Берман Б. – Маркетинг, М., “Экономика” 1993.
4. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2007. – 384 с.
5. Демография: учебное пособие / Под ред. проф. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2002. – 304 с.
6. Захаров С.В. Демографический переход и воспроизводства поколений в России//Вопросы статистики, -2010.-№11
7. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.
8. Корчагин В.П. Индикаторы человеческого развития: демографический аспект// Проблемы прогнозирования-2010
9. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2002. – 448 с.
10.Демографические перспективы России: Статистический сборник / Госкомстат России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 2006 – 61 с.
Ресурсы Internet:
11. www.sci.aha.ru –сервер «Популярная Наука»
12. www.duma.gov.ru – сервер «Государственная Дума РФ»
13. www.minstp.ru - сервер «Министерство Науки и Технологий»
14. www.cmnews.ru - Демографическая доктрина России – Федеральный экспертный канал
2
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Годы | Все население, млн.человек | в том числе | В общей численности населения, процентов | ||
городское | сельское | городское | сельское | ||
1897 |
|
|
|
|
|
в границах Российской империи | 128,2 | 20,1 | 108,1 | 16 | 84 |
в современных границах | 67,5 | 9,9 | 57,6 | 15 | 85 |
1914 |
|
|
|
|
|
в границах Российской империи | 165,7 | 30,6 | 135,1 | 18 | 82 |
в современных границах | 89,9 | 15,7 | 74,2 | 17 | 83 |
1917 | 91,0 | 15,5 | 75,5 | 17 | 83 |
1926 | 92,7 | 16,4 | 76,3 | 18 | 82 |
1939 | 108,4 | 36,3 | 72,1 | 33 | 67 |
1959 | 117,2 | 61,1 | 56,1 | 52 | 48 |
1970 | 129,9 | 80,6 | 49,3 | 62 | 38 |
1979 | 137,4 | 94,9 | 42,5 | 69 | 31 |
1989 | 147,0 | 108,0 | 39,0 | 73 | 27 |
1991 | 148,3 | 109,4 | 38,9 | 74 | 26 |
1996 | 148,3 | 108,3 | 40,0 | 73 | 27 |
2001 | 146,3 | 107,1 | 39,2 | 73 | 27 |
2002 | 145,2 | 106,4 | 38,8 | 73 | 27 |
2003 | 145,0 | 106,3 | 38,7 | 73 | 27 |
2004 | 144,2 | 105,8 | 38,4 | 73 | 27 |
2005 | 143,5 | 104,7 | 38,8 | 73 | 27 |
2006 | 142,8 | 104,1 | 38,7 | 73 | 27 |
2007 | 142,2 | 103,8 | 38,4 | 73 | 27 |
2008 | 142,0 | 103,8 | 38,2 | 73 | 27 |
2009 | 141,9 | 103,7 | 38,2 | 73 | 27 |
Информация о работе Демографическая среда в России: тенденции развития, влияние на маркетинг фирмы