Демографическая среда в России: тенденции развития, влияние на маркетинг фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Демографическая среда – это комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий. Основная цель расчета показателей статистики населения — оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее.

Содержание

Введение
1 Сущность демографии
1.1 Объект демографии
1.2 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию
2 Демографическая ситуация в РФ
2.1 Анализ современной демографической ситуации в РФ
2.2 Перспективы демографического развития России
3 Демография как фактор маркетинга фирмы
3.1 Определение и сущность демографического фактора
3.2 Влияние демографической ситуации на маркетинг фирмы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 28
Приложение 2 30
Приложение 3 33

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи

- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты[10, с.316]:

укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, что в свою очередь потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения.

Несмотря на все экономические трудности страны надо изыскать возможность и обеспечить беременных женщин, родильниц и детей (как минимум до 3 лет) жизненно необходимыми лекарствами, предметами ухода, гигиены, детским питанием. Создать матери возможность минимально необходимый срок ухаживать за ребенком, не будучи занятой вне дома.

В области регулирования миграций и расселения Концепцией определены следующие приоритеты: 1) привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из стран СНГ и Балтии, 2) создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока за счет мер по сохранению творческого интеллектуального потенциала страны, 3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ.

Считается необходимым разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения России, а также к стимулированию такой иммиграции с учетом возрастно-половых характеристик, уровня здоровья и профессиональной квалификации. Ставится также задача обеспечения стабилизации численности населения в важных в геополитическом отношении регионах страны, например на Дальнем Востоке. В целях регулирования внутренней миграции намечается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:1) объединении усилий государства и общества в выработке единых подходов к сохранению демографического потенциала России, 2) координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране; 3) разработке целевых федеральных и региональных программ, направленных на решение основных социальных и демографических задач.

В случае успешной реализации главной цели Концепции – по обеспечению стабилизации численности населения России, наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего. За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем – сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большей вероятностью России придется приготовиться к приему мощных миграционных волн на свою территорию, и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и толерантность будущего российского общества и его нацеленность на мирное компромиссное разрешение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных в условиях многонационального государства.

В долгосрочной перспективе не представляется столь уж фантастическим предположение о том, что численность населения на просторах нашей страны может существенно увеличиться. Можно утверждать, что он будет по-прежнему многонациональным и исконно российское ядро сохранит в нем достаточно яркое материальное и духовное наследие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Демография как фактор маркетинга фирмы

3.1 Определение и сущность демографического фактора

Демографический фактор – его влияние в основном сказывается на «утечке мозгов» в другие страны. Так же ввиду старения населения и уменьшения доли занятого населения, занятому населению приходится «взваливать» на свои плечи дополнительное бремя отчислений в пенсионные фоны, и фонды социального страхования.

В России сложилась чрезвычайная демографическая ситуация. Понижается продолжительность жизни, падает рождаемость, происходит снижение численности и общее старение населения. Развитие этих тенденций чревато в будущем тяжелейшими необратимыми последствиями для страны.

Предотвратить их можно как путем общего улучшения экономического состояния страны и связанного с этим повышения жизненного уровня и улучшения здоровья населения, так и путем реализации ряда государственных программ в области демографической политики. Эти программы должны носить чрезвычайный характер. К их числу относятся: а) предоставление реальной государственной поддержки многодетным семьям; б) поощрение рождаемости путем предоставления многоуровневого экономического стимулирования, прежде всего путем предоставления высоких налоговых льгот и кредитов; в) расширение и совершенствование сети акушерских и гинекологических служб; г) финансовое поощрение коммерческих, а также поддержка как бесплатных, так и платных государственных дошкольных учреждений с дифференцированной системой тарифов и способов оплаты; д) создание морального климата стимулирования и поощрения рождаемости, возрождение патриотической идеологии семьи; е) последовательная молодежная политика; ж) существенное улучшение системы воспитания детей, оставшихся без родителей.

 

3.2 Влияние демографической ситуации на маркетинг фирмы

В основе демографики лежит взаимосвязь социально-демографических характеристик населения (пол, возраст, брачное состояние, размер семьи, число детей, численность и состав домохозяйств, место жительства, квалификация и образование, состояние здоровья, расовая и этническая принадлежность и другое) с потребительскими запросами и через уровень доходов — с покупательским поведением. Демографика изучает население и домохозяйства как потенциальных потребителей товаров и услуг, а демографические изменения — как один из основных факторов воздействия на потребительские рынки. Демографика может рассматриваться в качестве направления прикладной демографии (в рамках последней некоторые элементы демографики используются в России, других странах распавшегося СССР и Восточной Европы).

Демографика как практическая деятельность — часть разветвленной сети сбора и анализа информации о потребителях. Она включает ответы населения на вопросы регулярных переписей; выборочные обследования о предпочтении потребителями тех или иных видов товаров и услуг; анализ данных о потребительских расходах населения и прочее. Потребность предпринимателей в подобной информации о потребителях способствовала, с одной стороны, возникновению частных фирм, специализирующихся на сборе, обработке, анализе и продаже социально-демографической информации, с другой — совершенствованию работы государственных органов, ответственных за сбор демографической статистики.

Демографические факторы вместе с экономическими, природными, научно-техническими, политическими и культурными составляют маркетинговую макросреду функционирования предприятия в рыночной экономике. Использование демографики в маркетинге, а также в некоторых других сферах бизнеса, осуществляется при оценке и прогнозировании возможного влияния демографических тенденций на численность и состав потребительских групп населения при разработке новых товаров (снижение рождаемости, например, приводит к сокращению количества потенциальных потребителей детских товаров и услуг); при сегментации (т.е. группировке по определенным показателям) потребительских рынков по демографическим признакам, образу и стилю жизни; для поиска оптимального размещения потребительских точек и определения численности необходимого торгового персонала; при выборе наиболее эффективного способа рекламы (прямая адресная реклама по почте, телефону, через средства массовой информации) и подходов к рекламе, направленной на определенный потребительский сегмент рынка (если основные потребители товара — дети, то для рекламной врезки часто выбираются популярные кино- и мультфильмы; пожилые люди не любят упоминания своего возраста в рекламной продукции и т.д.). Учет демографических изменений важен и для устранения стереотипирования в рекламе, т.е. создания искаженного образа определенной социально-демографической группы потребителей. Наиболее часто стереотипированию в рекламе подвержены женщины, национальные и расовые меньшинства, люди пожилого возраста.

Особо популярно использование демографики в области сегментирования рынка (по демографическим признакам), которое во многом определяет другие факторы — географические, поведенческие; характеризуется давно налаженной и более точной системой учета. Социально-демографические показатели, совмещенные с географическими (подобный синтез для целей маркетинга и бизнеса иногда называют "геодемографикс" — англ. geodemographics) и поведенческими, служат основой для разделения всех потребителей на группы, отличающиеся по образу и стилю жизни. С этой целью используются методы многомерной статистической классификации, чаще всего — кластеризация. Основой всех кластерных систем является тот факт, что обычно люди предпочитают селиться рядом с теми, кто близок им по экономическим и социально-демографическим характеристикам, манере поведения, вкусам и потребительским привычкам.

Таким образом, широкое проникновение демографических исследований в бизнес с экономической точки зрения можно объяснить происходящим с начала 70-х гг. XX в. переходом от массового к индивидуальному производству. Учет демографических особенностей потребителей, ориентация на определенный сегмент потребительского рынка, разделенного по демографическому признаку, — требование современного производства.

 









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для того, что бы предприятиям укрепить свое положение на рынках необходимо значительное уравновешивание факторов относительно друг - друга.

На основе анализа вышеприведенных данных, а так же данных второй главы курсовой работы, можно предположить некоторое усиление влияния демографического культурного и научно-технических факторов, а также существенного увеличения влияния экономического и политического факторов .

Возможный вариант выхода из политического и экономического кризиса, автору данной работы видится в установлении жесткой налоговой системы, в достижении политического согласия между президентом и ГосДумой для совместной плодотворной работы. Для выхода на мировой рынок необходимо увеличение влияния научно-технического фактора т.к. продукция на предприятиях производится зачастую не высокого качества, а значит она не конкурентоспособна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 1. – 432 с.

2. Котлер Ф – Основы маркетинга, М., “Бизнес-книга” “Има-Кросс Плюс” 1995.

3. Эванс Дж., Р. Берман Б. – Маркетинг, М., “Экономика” 1993.

4. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2007. – 384 с.

5. Демография: учебное пособие / Под ред. проф. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2002. – 304 с.

6. Захаров С.В. Демографический переход и воспроизводства поколений в России//Вопросы статистики, -2010.-№11

7. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.

8. Корчагин В.П. Индикаторы человеческого развития: демографический аспект// Проблемы прогнозирования-2010

9. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2002. – 448 с.

10.Демографические перспективы России: Статистический сборник / Госкомстат России. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 2006 – 61 с.

 

Ресурсы Internet:

11. www.sci.aha.ru –сервер «Популярная Наука»

12. www.duma.gov.ru – сервер «Государственная Дума РФ»

13. www.minstp.ru - сервер «Министерство Науки и Технологий»

14. www.cmnews.ru - Демографическая доктрина России – Федеральный экспертный канал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Приложение 1

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Годы

Все население, млн.человек

в том числе

В общей численности населения, процентов

городское

сельское

городское

сельское

1897

 

 

 

 

 

  в границах Российской империи

128,2

20,1

108,1

16

84

  в современных границах

67,5

9,9

57,6

15

85

1914

 

 

 

 

 

  в границах Российской империи

165,7

30,6

135,1

18

82

  в современных границах

89,9

15,7

74,2

17

83

1917

91,0

15,5

75,5

17

83

1926

92,7

16,4

76,3

18

82

1939

108,4

36,3

72,1

33

67

1959

117,2

61,1

56,1

52

48

1970

129,9

80,6

49,3

62

38

1979

137,4

94,9

42,5

69

31

1989

147,0

108,0

39,0

73

27

1991

148,3

109,4

38,9

74

26

1996

148,3

108,3

40,0

73

27

2001

146,3

107,1

39,2

73

27

2002

145,2

106,4

38,8

73

27

2003

145,0

106,3

38,7

73

27

2004

144,2

105,8

38,4

73

27

2005

143,5

104,7

38,8

73

27

2006

142,8

104,1

38,7

73

27

2007

142,2

103,8

38,4

73

27

2008

142,0

103,8

38,2

73

27

2009

141,9

103,7

38,2

73

27

Информация о работе Демографическая среда в России: тенденции развития, влияние на маркетинг фирмы