Факторы внутренней и внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в случае, если допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее железной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Содержание

1. Дайте характеристику факторов внешней и внутренней среды организации и как 1 осуществляется связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации.
связь внутренней среды с процессами внутри функционирующей организации 1
характеристика факторов внутренней среды организации 5
характеристика факторов внешней среды организации 6
2. Дайте характеристику группы методов, применяемых в управлении. 7
общенаучные методы 7
методы управления функциональными подсистемами организации 9
методы управления функций управления 9
методы принятия управленческих решений 10
3. С какой целью проводится оценка стратегической ситуации организации, где 13
результаты анализа используются?

Работа состоит из  1 файл

Факторы внутренней и внешней среды и их взаимодействие..rtf

— 242.76 Кб (Скачать документ)

           Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

 

 

 

 

 

 

Дайте характеристику группы методов применяемых в управлении.

           В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимают способ осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

           Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на целеполагание и целереализацию. Одновременно с этим использование  системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управлении.

Общенаучные методы.

           Основу системы методов, используемых в управлении, Составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.

           Системный подход применяется как способ упорядочивания управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействия на их решение.

           Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность - это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

           Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения  моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства,  взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных данных, ограничений, критериев и т.п.

           При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов - еще одного важного математического инструментария управления, сформировавшегося на стыке экономики с математикой и кибернетикой.

           Экспериментирование как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие управленческие проблемы, получает все большее признание среди руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения, связанные с проводимой в стране реформой экономики и управления, требуют  экспериментальной

проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.

           В самом общем виде эксперимент можно трактовать как научно поставленный опыт, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления предприятием. Опыт проведения управленческих экспериментов позволил выделить ряд принципов, соблюдение которых обеспечивает их результативность. Прежде всего, это целенаправленность, т.е. подчиненность эксперимента определенной цели, научно обоснованной и конкретно сформулированной. Особую ценность многоцелевые эксперименты, которые одновременно или последовательно решают комплекс взаимосвязанных задач. Вторым принципом является «чистота» эксперимента или элиминированные влияния условий и факторов, искажающих его ход и результаты. Важно также соблюдать четкость в установлении границ или зоны экспериментирования и научно обосновывать направления, выбранные для достижения его целей. Принципиальное значение имеет методическая разработанность вопросов выделения, фиксирования исходных факторов, а также оценки достигнутых результатов эксперимента.

           Исходя из этих принципов устанавливаются обязательные условия результативной подготовки, проведения и оценки экспериментов по внедрению управленческих нововведений. Они называются видами обеспечения экспериментов и включают:

  -научное и методологическое обеспечение;

  -организационное обеспечение;

  -методическое обеспечение;

  -кадровое и социальное обеспечение;

  -информационное и управленческое обеспечение;

  -экономическое обеспечение;

           Можно выделить три возможных результата управленческого эксперимента.

    1.Управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения.

    2.Формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методологических положений науки управления.

    3.Развитие системы методов управления, повышение их научной обоснованности.

           Таким образом, ценность управленческого экспериментирования состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления, но и том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории практически управления.

           В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления, например, можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; завершение.

           Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работающими, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров других факторов развития организации.

           Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом.

           Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы:

    управление функциональными подсистемами;

    выполнения функций управления;

    принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами организации.

           Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и. п. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.

 

Методы выполнения функций управления.

 

           Методы управления, применяемые в различных функциональных подсистемах организации, связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому несмотря на специфику каждой подсистемы организации в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, организовывание, координация, контроль и мотивация. Этот подход заложен в основу второго направления классификации методов управления. Он позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется.

           Специалисты по планированию, осуществляющие разработку прогнозов, используют в своей работе методы экстраполяции, регрессионного анализа, построение сценариев, моделирование, мозговой атаки, экспертный, Дельфы, факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и т.д.

           Выполнение функции организовывания  базируется на методах, учитывающих потребности и мотивации людей, работающих в организации. В соответствии с подходом, (связь методов управления с потребностями и интересами людей), методы организации совместной деятельности людей можно подразделить на три группы: организационно-распределительные, экономические и социально- психологические. Они оказывают прямое и косвенное воздействие на мотивы поведения, интересы и потребности людей, которые также сгруппированы по трем направлениям. Более детальная группировка потребностей (рис 4.) может служить основанием для разработки и использования методов их удовлетворения в процессе организовывания совместной деятельности. В основу иерархии потребностей положено стремление человека удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только это достигнуто, она на время перестает быть движущим мотивом его поведения. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности (движение снизу вверх на рис 4.). Поэтому состав методов, применяемых в организации, должен отражать структуру иерархии потребностей работающих в ней людей.

           Осуществление функции координации в первую очередь возложено на руководителей разного уровня, которые должны обеспечить непрерывность и эффективность протекания всех процессов производства и управления в организации. Это требует использования методов коммуникаций, сбора, обработки и передачи информации.

 

 


 

 

 

                                                               Потребности в

                                                                                 самоутверждении

                                                                                   (саморазвитие

                                                                                и самореализация)

 


   Потребности в уважении

                                                                 (самоуважение, признание, статус)

 


     Социальные потребности

                                                            (чувство духовной близости, любовь)

 


               Потребности самосохранения

                                                                        (безопасность, защищенность)

 

 


          Физиологические потребности (голод, жажда)

 

 

Рис 4. Иерархия потребностей


 

           Методы, применяемые при выполнении функции контроля, зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций. Статистический учет базируется на методах сбора, обработки и интеграции (и ее подразделений) за определенный период времени; бухгалтерский учет - на методах, обеспечивающих ежедневные данные о движении финансовых средств, материалов, продукции, труда и т. д.; оперативно-производственный учет - на информации о состоянии производственной деятельности участков, цехов и других подразделений. Методы контроля за деятельностью организации характеризуются большим разнообразием в связи с тем, что самая функция контроля охватывает практически все операции и процедуры, выполняемые в организации и процедуры, выполняемые в организации для достижения ее целей.

           Методы мотивации включают все виды и формы побуждения людей к труду, премиальных систем, участия в прибылях, моральных стимулов, повышения в должности, обучения и.д.

Методы принятия управленческих решений.

 

           Методы принятия управленческих решений - третье направление классификации, которое базируется на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем. В соответствии с этим выделяют следующие группы методов:

Информация о работе Факторы внутренней и внешней среды предприятия