Финансовая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:46, практическая работа

Описание

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть
1.1 Стратегия предприятия, как важнейший элемент его развития…………….4
1.2. Финансовое состояние предприятия и его влияние на формирование стратегии………………………………………………………………………………...6
1.3. Процесс разработки стратегии во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятия……………………………………………………………………………..9
2. Практическая часть
…………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

ЧЕРНОВА.docx

— 35.87 Кб (Скачать документ)

 

 

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Сибирская государственная  геодезическая академия

(ГОУ ВПО  «СГГА»)

 

 

Кафедра экономики 

землеустройства и недвижимости

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

по дисциплине Стратегическое управление на тему:

«Финансовая стратегия предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст.гр. ОУ-51

 

Проверил:

Чернова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2011г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть

1.1 Стратегия предприятия, как важнейший  элемент его развития…………….4

1.2. Финансовое состояние предприятия  и его влияние на формирование  стратегии………………………………………………………………………………...6

1.3. Процесс разработки стратегии  во взаимосвязи с финансовым  состоянием предприятия……………………………………………………………………………..9

2. Практическая  часть

    …………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития.

     Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

    Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Определение стратегии - это не составление плана действий. 
Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации.

     Финансовые ресурсы фирмы оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо же легкий доступ к ним, при выборе стратегии поведения находятся в гораздо лучшем положении и имеют для выбора гораздо большее число вариантов стратегии, нежели фирмы с сильно ограниченными финансовыми возможностями.

     Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

 

 

 

1. Теоретическая  часть

1.1. Стратегия предприятия, как важнейший элемент его развития

     А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

     Круглова Н.Ю. и Круглов М.И отмечают, что «каждая конкретная стратегия компании – это принятые её высшим руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия».

     А.Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

     1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

     2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

     3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.

     4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий.

     Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

     5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

     Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа: а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами; б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

     Стратегическое планирование есть систематизированнный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив. 
     Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

     Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия: 
     1) Анализ окружающей среды: а) внешняя среда, б) внутренние возможности. 
     2) Определение политики предприятия  (целеполагание). 
     3) Формулирование стратегиии и выбор альтернатив: а) стратегия маркетинга, б) финансовая стратегия, в) стратегия НИОКР г) стратегия производства, д) социальная стратегия, е) стратегия организационных изменений, ж) экологическая стратегия.

     Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия»и имеющий обычно следующие разделы: 
1. Цели и задачи предприятия 
2. Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи. 
3. Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы). 
4. Функциональная стратегия. 
5. Наиболее значимые проекты. 
6. Описание внешних операций. 
7. Капиталовложения и ресурсное распределение. 
8. Планирование неожиданностей.

Стратегия, будучи объединённой основой, для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия  в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия  предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана  предприятия является его базовая  стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончательное решение.

1.2. Финансовое  состояние предприятия и его  влияние на формирование стратегии.

     Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

     В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.

     Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным, что в свою очередь оказывает влияние на формирование стратегии. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

     Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

     Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой, и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение её себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. 
     Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия. 
В зависимости от финансового состояния предприятия разрабатывается стратегия.

     Финансовое состояние фирмы является комплексным понятием. Оно характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнёра по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика. Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов, способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам, достаточность собственных средств для исключения высокого риска, хорошие перспективы получения прибыли. Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платёжной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия является состояние банкротства, т.е. неспособность предприятия ответить по своим обязательствам.

     Финансовое состояние предприятия может ухудшаться или улучшаться под влиянием совокупности внутренних и внешних факторов. К числу первых относятся качество менеджмента, имущественное положение фирмы, не верно выбранная стратегия. Внешними являются изменения налоговой системы, кредитной политики, конъюнктуры рынка и т.п.

     Информация, необходимая для анализа финансового состояния предприятия, содержится в финансовой отчётности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учёте и других источниках.

     По мнению большинства авторов, анализ финансового состояния предприятия включает следующие блоки:

1. Оценка имущественного положения  и структуры капитала;

1. Анализ размещения капитала;

2. Анализ источников формирования капитала. 
3. Оценка эффективности и интенсивности использования капитала:

4. Анализ рентабельности (доходности) капитала;

5. Анализ оборачиваемости капитала.

6. Оценка финансовой устойчивости и платёжеспособности:

7. Анализ финансовой устойчивости;

8. Анализ ликвидности и платёжеспособности. 
9. Оценка кредитоспособности и риска банкротства.

      Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:

1. выбор показателей,  подходящих для анализа стратегических  проблем;

2. расчёт этих показателей;

3. сравнение полученных  величин с аналогичными показателями  данной фирмы за предыдущие  годы, среднеотраслевыми, конкурентными  величинами;

4. использование показателей  при составлении финансовых планов  для определения способов решения  проблем и будущих возможностей  фирмы.

     Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

     Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей. 
Это показатели:

- ликвидности (краткосрочной платежеспособности);

- хозяйственной активности (оборачиваемости);

- доходности (прибыльности, рентабельности);

- рыночной активности.

     По окончании анализа финансовых показателей необходимо приступать к составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов) в рамках стратегического планирования.

     Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации.

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия