Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:22, курсовая работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию. В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по общей характеристике предприятия.
Введение 5
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления 6
1.2 Организация маркетинга на предприятии 11
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 11
1.4 Система маркетингового контроля 16
2 Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" 18
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия 18
2.2 Организационная структура управления предприятием 19
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 21
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 22
3 Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково» 23
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» 28
3.2 Анализ сбытовой сети 28
3.3 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 30
3.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. 31
3.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» 33
4 Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково» 35
4.1 Совершенствование системы управления маркетингом 35
4.2 Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 37
Заключение 40
Список литературы 41
Министерство образования и науки РФ
Бийский технологический институт (филиал)
Государственного бюджетного учреждения
Высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технологический университет им. И.И.Ползунова»
Факультет экономический
Кафедра Экономики и Предпринимательства
Курсовая работа на тему:
Выполнила: студентка гр. М-161 Н. Р. Гилазтдинова
Проверил: профессор кафедры ЭП, к.н. В.Н. Клюковкин
Бийск 2011
| Введение | 5 |
1. | Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия | 6 |
1.1 | Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления | 6 |
1.2 | Организация маркетинга на предприятии | 11 |
1.3 | Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии | 11 |
1.4 | Система маркетингового контроля | 16 |
2 | Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" | 18 |
2.1 | Общие сведения о деятельности предприятия | 18 |
2.2 | Организационная структура управления предприятием | 19 |
2.3 | Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия | 21 |
2.4 | Анализ финансового состояния предприятия | 22 |
3 | Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково» | 23 |
3.1 | Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» | 28 |
3.2 | Анализ сбытовой сети | 28 |
3.3 | Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. | 30 |
3.4 | Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. | 31 |
3.5 | Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» | 33 |
4 | Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково» | 35 |
4.1 | Совершенствование системы управления маркетингом | 35 |
4.2 | Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий | 37 |
| Заключение | 40 |
| Список литературы | 41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
слабоалкогольную и безалкогольную продукцию. В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по общей характеристике предприятия. Для совершенствования маркетинговой деятельности я предлагаю: совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и отдела сбыта с другими службами, реструктуризацию системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников. В курсовой работе использован ряд схем, организованных структур, применяемых в маркетинговой деятельности проанализировав которые, можно выбрать оптимальный вариант.
1. Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности на предприятии
1.1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условиях рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг. Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную, маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм. Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку
неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим нередко отсутствует правильное понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговое управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента. Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия
или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля,
производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а
так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого
менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические,
организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое
управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно найти четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом». По логике приведенных выше рассуждений будет целесообразно дать определения этим двум понятиям:
- Управление маркетингом
- Маркетинговое управление
В теории и практике ведения маркетинговой деятельности эти два понятия
нередко наделяются равноправными характеристиками и выполняют одинаковые функции. Итак, попытаемся разобраться, в чем же сходство и отличие этих понятий.
Управление маркетингом |
| Маркетинговое управление |
Объект управления – маркетинг, а именно позиционная деятельность на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера. | среда | Объект управления - предприятие, рынок, сегмент, существующие потребители и потенциальные покупатели. Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера. |
Анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка | средства | Совокупность действий человека, ведущих к достижению поставленной цели (повышение имиджа, увеличение прибыли и др.), которые включают в себя управление совместной деятельностью, методы воздействия на деятельность людей, изменение их мотивации, отношения к труду, к товару, услуге... |
Проведение мероприятий, чтобы найти оптимальное количество клиентов, необходимое для реализации всего производимого фирмой в данный момент объема продукции. Это означает не только создание и расширение спроса, но и проблемы его изменения, а иногда и сокращения. Процесс управления маркетингом охватывает такие стороны деятельности фирмы, как организация сбыта и его стимулирование, рекламные кампании и исследование маркетинга, управления товарами и ценообразование. | дейст-вия | Формирование у сотрудников предприятия, партнеров «маркетингового образа мышления», следование маркетинговой идеологии, то есть полная ориентация на рынок, обеспечение «маркетингового микроклимата» на предприятии. Плюс все те мероприятия, которые входят в понятие «управление маркетингом» |
Следовательно, задача управления маркетингом заключается " в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей". Т.е. "управление маркетингом это управление спросом". Исходя из этого, управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого. | ВЫВОД | Следовательно, маркетинговое управление – это одна из форма управления предприятием, при которой предприятие полностью ориентируется на рынок, отвечает на сегодняшние запросы поставленные рынком, тем самым удовлетворяя нужды потребителей и потенциальных покупателей. |
Итак, управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке. Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др. Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия
«управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор
инструментов менеджмента и вытекают из общего понятия управления
предприятием. Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно – аналитических задач, маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными. Менеджмент может быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае важнейшей стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При этом менеджмент фирмы может рассматриваться как