Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:13, контрольная работа
«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем.
Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования.
Введение 3
Роль и место планирования в управлении предприятием 4
Предмет планирования 11
Формы планирования и виды планов 13
Факторы, влияющие на выбор формы планирования 20
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки – выпуск – прибыль цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование.
Оперативно - календарное
планирование. Оперативно – календарное
планирование (ОКП) является завершающим
этапом в планировании хозяйственной
деятельности фирмы. Основная задача ОКП
состоит в конкретизации
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
- Определяется время выполнения
отдельных операций по
- Осуществляется оперативная
подготовка производства путем
заказа и доставка на рабочие
места материалов, заготовок, инструментов,
приспособлений и другой
- Ведется систематический
учет, контроль, анализ и регулирование
хода производственного
Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:
* Текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
* Возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
* Предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
* Целесообразности оказания мер государственной поддержки.
4. В теории и практике
планирования могут также
В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям:
I. По степени охвата:
- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
II. По объектам планирования:
- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
- программное планирование,
относящееся к разработке и реализации
конкретных программ, например программ
производства и сбыта;
- планирование действий, например, специальных
продаж, наем кадров;
III. По сферам планирования:
- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
- планирование производства
(производственной программы,
- планирование персонала
(потребности, найма,
- планирование приобретений
(потребности, закупок,
- планирование инвестиций, финансов и т.д.
IV. По глубине планирования:
- агрегированное планирование,
ограниченное заданными
- детальное планирование,
например, с подробным расчетом
и описанием планируемого
V. По координации частных планов во времени:
- последовательное планирование,
при котором процесс
- одновременное планирование,
при котором параметры всех
планов определяются
VI. По учету изменения данных:
- жесткое планирования;
- гибкое планирование;
VII. По очередности во времени:
- упорядоченное (текущее)
планирование, при котором о завершении
одного плана разрабатывается
другой план, (планы чередуются
последовательно один за
- скользящее планирование,
при котором по истечении
- внеочередное (эвентуальное)
планирование, при котором планирование
осуществляется по мере
4. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.
Выбор той или иной формы
планировании зависит от многих факторов.
Доминирующее положение среди них занимает
специфика предприятия.
Например, фирма, занимающаяся изготовлением
одежды, планирует свою продукцию не более
1-2 лет, а судостроительная верфь – не
менее 5-10 лет.
Среди множества факторов, влияющих на форму планирования можно выделить три основные:
а) Факторы, обусловленные
спецификой фирмы (концентрация капитала,
уровень механизации и
Здесь содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, методов и особенностей управления фирмой.
Важнейшим из факторов, определяющих внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. Например, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала.
Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнение организационно – технической структуры предприятия и объединения.
В структуре крупнейших компаний
имеются десятки научных
Немаловажное значение имеет
и тот факт, что в последнее
время в экономике многих стран
наблюдается значительное отставание
темпов роста платежеспособности населения
от темпов роста производственных мощностей.
Данное обстоятельство приводит к усилению
роли сбыта в деятельности компаний. В
этом случае маркетинг становится важнейшим
объектом планирования на предприятии.
Существенное влияние
на процесс внутрифирменного планирование
оказывает механизация и
б) Факторы внешней среды.
Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия.
Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые определяют непосредственной влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п.
В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение.
Но, тем не менее, они могут
сказаться на реализации решения
посредством косвенного воздействия
на интересы участников выполнения решения,
изменение условий его
Число факторов, на которые
субъекты хозяйствования обязаны реагировать,
а также уровень вариантности
каждого фактора составляют сложность
внешней среды, которая может
иметь различную динамику изменения.
Подвижность среды - это скорость изменений
в окружении предприятия. Для различных
субъектов хозяйствования эти изменения
могут быть различной интенсивности. Например,
для предприятий электронной, фармацевтической
и химической промышленности внешняя
среда изменяется более быстрыми темпами,
чем для кондитерской промышленности
или предприятий по производству запасных
частей к автомобилям. Критерии, обусловленные
спецификой процесса планирования.
В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования ни осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также касается на выборе конкретных форм планирования.
Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии:
- Полнота планирования, предполагающая,
что при составлении плана
должны быть учтены все
- Детализация планирования,
означающая необходимость
- Точность планирования,
которая должна быть
- Эластичность и гибкость
планирования. Данные требования
означают возможность плана
Критерием эффективности
внутрифирменного планирования является
так же степень его использования
на практике как руководства к
действию.
Многие руководители и специалисты часто
отмечают, что план предприятий «не работают».
При тщательном анализе выясняется, что
они и не могут работать. Это происходит
главным образом потому, что планы охватывают
слишком длительный период, распространяются
на очень большие системы и сталкиваются
с огромным числом случайных процессов
и событий. Поэтому в системе внутрифирменного
планирования необходимо иметь организационную
структуру, обеспечивающую постоянную
корректировку планов в соответствии
с изменениями внешней среды и внутренних
условий.
И так рассмотренные факторы оказывают существенное влияние на методы и организацию внутрифирменного планирования, что находит свое проявление в следующем.
1. Появляется необходимость
разделения функций в
В организации планирования
и контроля над выполнением планов
в большей степени действуют
принципы разделения труда и иерархии
управления, ступени которой определяются
организационной структурой управления
предприятия (ОСУ). Организационная
структура управления предприятием
– ключ к пониманию методики,
задач и организации